Наиболее распространенными ошибками, выявленными в работах, являются неточности в понимании философских и нравственно-психологических понятий в формулировке темы. Особенно это сказалась в сочинениях по темам, сформулированным в рамках открытого направления «Разум и чувство».
Конечно, выпускники не могут владеть всеми тонкостями различения понятий. В ряде случаев они пытаются самостоятельно определить то или иное понятие. Ниже приведены примеры таких попыток.
- «Дружба – это, несомненно, лучшее, на что способен человек».
- «Вражда – это отношения людей, направленные на негатив».
- «Бесчестие – это утрата целомудрия, а честь – это хорошая, незапятнанная репутация».
- «Слово “честь” значит чувство собственного достоинства, доблесть, преданность, нравственные принципы. Слово “бесчестие”, как синоним, обозначает эгоизм, грязь, вранье».
- «Бесчестье – это безобразные поступки».
- «Нравственность – это то, к чему стремится каждый человек, но не у всех получается».
|
|
- «Разум и сердце – это две крепко связанные детали».
- «Эмоция – это некая часть человека».
- «Эмоции – это неконтролируемые действия, высказывания и неправильные поступки, что приводит к внутреннему сбою».
- «Эмоции – это гамма чувств».
- «Эмоции – это важнейшая сила внутреннего мира».
- «Чувство – это совокупность эмоций человека, другими словами любовь»
- «Разум – это высшая ступень познания, а чувства – это нравственная категория».
- «Опыт – наследие ошибок».
- «Ошибки – это неправильность в мыслях, отклонение от правильных решений».
- «Опыт и ошибки – два неполярных понятия».
- «Ошибка – это удел сильного человека».
- «Победа – это когда считаешь себя победителем, победив менее развитого физически противника или выиграв партию в шахматы».
- «Эмоции – это разум и чувства человека».
- «Товарищи – это те люди, которые окружают тебя в повседневной жизни».
- «Опыт – враг ошибок трудных».
Иногда авторы сочинений не видят различий даже между положительными (радость, удовольствие, интерес и др.) и отрицательными (гнев, печаль, страх и др.) чувствами и эмоциями. Отсутствие такого понимания приводило к тому, что, в основном, они писали о негативных последствиях эмоций и, как следствие, отдавали предпочтение разуму, хотя и понимали, что «человек не машина».
Например: «Чувства трудно поддаются упрёкам разума, в порыве этих чувств мы готовы делать необдуманные и порой очень глупые поступки, которые в конечном итоге не приносят нам счастья. Примером таких чувств может послужить произведение М.А.Шолохова «Тихий Дон» (подчёркнуты речевые ошибки). Далее участник кратко пересказывает историю любви Григория и Аксиньи, которые «сбегают из родного хутора, не задумываясь о последствиях». Вот здесь-то и нужно было рассуждать о силе чувств героев (тема «Какие чувства неподвластны разуму?»), однако далее участник пишет: «Но «метания» Григория не приводят их к человеческому счастью и стабильной семейной жизни. Когда умирает Аксинья, Григорий признаёт, что вместе с ней умирает его душа». Затем следует ряд примеров, ничего не прибавляющих к раскрытию темы. Возможность собственного осмысления проблемы упущена. Заключение также неубедительно, в нем приводится цитата из Интернета («Когда от любви и страсти поет сердце, разум должен не подпевать, а дирижировать») и выражается согласие с ней.
|
|
Приведем фрагменты сочинения на тему «В чем смысл утверждения Ф.Шиллера «Голова должна воспитывать сердце»?»
Непонимание разницы между понятиями «чувства» и «эмоции» уже во вступлении ведет выпускника по ложному пути.
«Я абсолютно согласен с этим изречением, ведь каждый человек в своей жизни может попасть в экстремальную ситуацию, справиться с которой он сможет только в том случае, если будет принимать заблаговременно обдуманные решения. Очевидно, что принятие важного решения под влиянием чувства может привести к непредсказуемым последствиям. Сгоряча человек принимает решение, которое ему диктует сердце, игнорируя предостережение разума».
Ошибка заключается в том, что чувства, в отличие от эмоций, которые имеет в виду выпускник, отличаются относительной устойчивостью.
Надо отметить, что, несмотря на неточность в понимании психологических терминов, выпускник приводит удачный пример того, как под влиянием эмоций Владимир Ленский вызывает Евгения Онегина на дуэль и как это оборачивается для него трагедией. Автор сочинения делает вполне логичный вывод о том, что «человек должен действовать обдуманно, полагаясь на разум и лишь прислушиваясь к сердцу».