История развития муниципальной статистики в Российской Федерации

Глава1

1.1Организационные вопросы формирования муниципальной статистики в Российской Федерации.

Развитие экономической реформы на этапе перехода к рыночным отношениям в экономике России в значительной степени увеличивает потребность управляющих структур в современной и достоверной информации по различным аспектам жизнедеятельности общества. Необходимость наблюдения и анализа происходящих изменений социальной и экономической ситуации для современного принятия решения требует создания развитой информационной инфраструктуры, позволяющей осуществить комплексный анализ совокупности происходящих в регионах социальных, экономических и технологических процессов.

Важная роль в этом направлении отводится единой территориально-распределительной системе государственной статистики вместе с её органами в республиках, краях, областях, городах, районах, образующими в совокупности базу региональной статистики. Происходящие в обществе процессы становления и развития местного самоуправления привели к необходимости формирования в рамках региональной статистики системы муниципальной статистики.

Следует напомнить, что традиционно российская статистическая школа уделяла большой внимание особенностям жизнедеятельности отдельных административно-территориальных образований и оказала большое влияние на методологию и практику земской статистики, которая явилась прообразом современной муниципальной статистики. В ходе реформы 60-х гг. ХIX в. в 33 губерниях России были созданы органы местного самоуправления, получившие наименование земских. Земства должны были заниматься народным продовольствием и благотворительностью, промышленностью и торговлей, материальной помощью народному образованию и здравоохранению, почтой, страхованием и т.п. Организации земств были губернские и уездные собрания, созывавшиеся один раз в год, и губернские уезды и управы, непосредственно ведавшие делами земств и избиравшиеся на трёхлетний срок.

Основным источником финансовых средств для их деятельности были местные сборы, как правило, взимавшиеся с учётом стоимости недвижимого имущества и его доходности. Таким образом, земская статистика, в отличие от существовавшей государственной, возникла, в первую очередь, как оценочная. Однако вскоре задачи перед земской статистикой существенно расширились- развивающемуся послереформенному обществу требовалось глубокое изучение экономической жизни России, и в первую очередь состояние и развитие русской деревни.

Статистические работы стали проводиться с начала 1870-х гг. Объём первых работ был невелик, и организовались они обычно силами самих земских управ. С середины 70-х гг. в течение 5-6 лет в большинстве губерний при земствах были созданы специальные статистические бюро.

В своём развитии земская статистика прошла три этапа:

1870-1894 гг.- возникновение и систематическое проведение статистических работ; в этот период в организационном плане и финансовом отношении земские статистические органы были независимы от правительства.

1894-1900 гг.- расширение программы работ, включая проведение имущественной оценки; в этот период деятельности земских статистических органов постепенно была поставлена под правительственный контроль.

1900-1917 гг.- её деятельность практически прекратилась с началом Первой мировой войны в 1914г.- статистические работы начали субсидироваться правительством в размере 1млн руб. в год: в результате независимость земской статистики была резко ограничена.

Статистические работы в земства продолжались около 40 лет и полностью прекратились после событий 1917г.

В методологическом отношении в земской статистике сложились два направления: московское (за единицу наблюдения в статистических обследованиях был принят двор) и черниговское (единицей наблюдения был земельный надел). Постепенно эти два направления слились.

Важнейшей особенностью в работе земских статистиков было систематическое и широкое использование группировок. В трудах земских статистиков были раскрыты функции группировок как метода анализа связей и средства типов явлений.

Показатели, охватывающие многие десятки совместно используемых признаков, легли в основу создания единой системы показателей.

Исключительно ценной собственностью земско-статистических работ был учёт своеобразия местных условий при решении методологических вопросов. Это, конечно, приводило к несопоставимости материалов по укрупненным районам и стране в целом, однако обогащил методологию исследований и решало вопросы местного анализа.

Земской статистикой, по существу, охватывались основные социально-экономические характеристики изучаемых районов. Она занималась изучением крестьянского быта, народного образования и состоянием санитарно-медицинского обслуживания, масштабы работы были весьма велики. Программы статистических исследований были значительно шире, а достоверность получаемых сведений намного превосходила достоверность официальной статистики. Однако материалы земской статистики имели небольшое практическое значение для государства из-за ряда недостатков, определяемых разбросанностью и несопоставимостью материалов, крайне разнообразными способами наблюдения и разновременностью их проведения, отсутствием письменных инструкций по проведению работ.

Главной целью становления и развития муниципальной статистики является обеспечение органов местного самоуправления информацией, необходимой для изучения социально-экономических явлений, происходящих на муниципальной территории, анализа состояния и развития муниципального хозяйства,принятия эффективных решений и осуществления управления муниципальным образованием.

Связь самоуправления с определенной территорией обусловливает общность муниципальой и регионалоной сатистики. Как и региональная, муниципальная статистика изучает массовые экономические, социальные, демографические, экологические явления, происходящие на территории муниципального образования. Однако если региональная статистка, является частью централизованной государственной статистики, связана с административным делением России, то муниципальная охватывает статистическим наблюдением, как правило,меньшие по размеру территории, и объекты муниципальной статистики определены не только территориальными, но и хозяйственными границами.

К основным задачам муниципальной статистики относятся:

1. Исследование происходящих на муниципальной территории экономических, социальных, духовных, экологических явлений и их взаимосвязей, обобщение и прогнозирование тенденций их развития.

2. Обеспечение муниципальных органов управления оперативной статистической информацией для осуществления управления муниципальной территорией.

3. Обеспечение статистической информацией, необходимой для управления муниципальным хозяйством, распоряжения имуществом и объектами муниципальной собственности, формирования и исполнения местного бюджета.

4. Обеспечение необходимой статистической информацией процедуры разработчики муниципальных программ.

5. Осуществление наблюдения за ходом выполнения муниципальных программ.

Информирование населения о комплексе социально-экономических явлений, происходящих на муниципальной территории.

Система показателей муниципальной статистики разрабатывается с учетом особенностей местного сообщества как объекта статистического изучения и задач, которые ставит практика управления муниципальной территорией, на основе общих принципов построения систем статистических показателей.

Основными принципами построения системы показателей муниципальной статистики являются:

· Соответствие общей методологии и принципам построения статистических показателей, используемых отечественной статистикой;

· Обеспечение единства методологии построения основных сквозных показателей и их сопоставимости с аналогичными показателями в системе государственной централизованной статистики;

· Удовлетворение потребностей местных органов самоуправления в качественной и оперативной информации, отражающей основные социально-экономические явления и процессы, происходящие на муниципальной территории;

· Соответствие содержания и состава показателей предметам ведения местного самоуправления, особенностям муниципального образования, положенную муниципальной территории и иерархии территориальной структуры.

1.2 Система показателей муниципальных образований

 Для обеспечения комплексного развития муниципальной территории и управления еры жизнедеятельности муниципальным образованием необходимыми показателями, характеризующие все сферы жизнедеятельности: уровень жизни и занятости населения, производственный и научно-технический потенциал, финансовое состояние, демографическую ситуацию, экологию, правопорядок.

Кроме того, показатели должны характеризовать состояние и развитие муниципального хозяйства на соответствующей территории, т.е. система показателей должна грамотно объединять в себе как статистику муниципального развития региона в цело, так и его муниципального хозяйства.

Система показателей муниципальной статистики должна включать относительно небольшое число показателей, но в то же время оно должно быть достаточным для глубокого изучения муниципальной территории, проведение сравнительного анализа и управления муниципальным образованием.

В настоящее время в практической деятельности местных органов власти применяются «Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования», разработанная Федеральной службой государственной статистики и утвержденная в мае 2002г.

  Система показателей состоит из следующих информационных блоков:

· ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛОЖЕНИЯ:

-Территория муниципального образования.

-Население муниципального образования.

-Уровень жизни населения.

-Производственная деятельность и социальная инфроструктура.

-Сельское хозяйство.

-Основные показатели капитального строительства.

-Финансовое состояние предприятий.

· ВЛАДЕНИЕ, РАСПОРЯЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СООБЩНОСТЬЮ И ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

-Полная учетная стоимость основных фондов.

-Остаточная балансовая стоимость основных фондов.

-Денежные средства.

-Доходы бюджетов.

-Расходы бюджетов.

-Дефицит бюджета.

-Источники финансирования дефицита бюджета.

-Объем муниципального долга.

· СОДЕРЖАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ.

· ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ.

· ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

· ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

· МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.

· РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАНИРОВКИМИ ЗАСТРОЙКИ ТЕРРИТОРИЙ.

· РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЕННЫХ ОБЪЕКТОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, МЕСТОРОЖДЕНИЯ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, А ТАКЖЕ НЕР ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ.

· ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЭНЕРГО-, ГАЗО-, ТЕПЛО-, И ВОДО-СНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ.

· ОРГАНИЗАЦИЯ СНАБЖЕНЯ НАСЕЛЕНИЯБЫТОВЫХ  И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТОПЛИВОМ.

· ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ДОРОГ ТАРРИТОРИАЛЬНОГО И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ.

· БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ.

· ОРГАНИЗАЦИЯ УТИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАБОТКИ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ.

· ОРГАНИЗАЦИЯ РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ И СОДЕРЖАНИЕ МЕСТ ЗАХОРОНЕНИЯ.

· ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ АРХИВОВ.

· ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛУГАМИ СВЯЗИ НАСЕЛЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ.

· СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ ТОРГОВЛИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.

· СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ.

· СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

· ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ.

· СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.

· ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.

· УЧАСТИЕ В ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

· ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ.

Органы государственной безопасности статистики 2 раза в год- по состоянию на 1 апреля и 1 октября- осуществляет сбор статистической информации на основании государственного наблюдения №1- администрация «Сведения о ходе реформы местного самоуправления», которую заполняют органы исполнительной власти Российской Федерации и представляют по месту, установленному территориальными органами государственной статистики. Указанная форма включает данные о муниципальных образованиях на территории субъектов РФ, а именно: об утвержденных границах муниципальных образований; наличие выборочных органов; местном бюджете, утвержденным на текущий год, и др.

В 2003г.органами государственной статистики по состоянию на 1 сентября впервые был осуществлен сбор информации по следующим формам государственного статистического наблюдения: по форме №1 МС «Сведения о составе работников, замещающих муниципальные должности, по полу, возрасту, образованию, стажу работы и оплате труда» и форме №2 ГМС «Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных (муниципальных)служащих». В этих формах содержится информация о численности и составе работников органов местного самоуправления, их образовании, оплате труда.

По отчетным данным, на 1 сентября 2007г., в результате реформы местного самоуправления, в России сформировано свыше12,0 тыс. муниципальных образований. Распределение типов муниципалитетов по федеральным округам представлено в табл. 1.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: