Всегда ли маркетинг существовал в неизменном, привычном для нас виде?

Нет, как раз наоборот. На протяжении более века маркетинг эволюционизировал. В зависимости от общественно-политической и экономической ситуации в конкретно взятой стране складывались концептуальные модели маркетинга, получали развитие отдельные его составляющие, менялись или уточнялись функции и задачи.

Исторически сложилось несколько концепций маркетинга. Для такой страны, как США, где маркетинг эволюционизировал на протяжении добрых ста лет, эти концепции выстраиваются последовательно. Для России такой алгоритм развития явно не подходит, в чем мы сейчас же и убедимся.   

В особенности это важно понять работникам социально-культурной сферы, где маркетинг делает лишь свои первые шаги. Направление поиска здесь важнее, чем где бы то ни было.

1. Концепция совершенствования производства

Суть ее заключается в том, чтобы поскорее наполнить рынок товарами которых будет достаточно для всех категорий граждан и которые были бы доступны по цене. Применение такого подхода уместно в двух случаях: когда спрос на товары значительно превышает предложение и когда себестоимость товара слишком высока и снизить ее можно, в первую очередь, массовостью производства, повышением производительности. В такой ситуации оказалась, в частности, Россия на рубеже 80 - 90-х гг., недвусмысленно именовавшаяся в ту пору "страной всеобщего дефицита". Так оно, в сущности, и было. Достаточно вспомнить огромные очереди "за всем сразу", что требовалось населению страны для удовлетворения порой самых непритязательных потребностей.

2. Концепция совершенствования товара

Она получает свое развитие там и тогда, где и когда товаропроизводитель располагает достаточной товарной массой, а потребитель — возможностью качественного выбора В этой ситуации возможны два варианта развития событии или искусственно дозировать поступление товаров на рынок или улучшать их потребительские свойства увеличивая тем самым сбыт. Есть и третий подход: компенсировать дефицит качественных отечественных товаров, как это и случилось в России, за счет импорта. Но этот способ удовлетворения потребностей не может использоваться продолжительное время, а для такой огромной страны, как наша, он попросту унизителен.

3. Концепция интенсификации коммерческих усилий

Она характерна для экономически высоко развитых стран, где народ, выражаясь по-русски, уже "всего набрался". У людей, казалось бы, есть все необходимое для нормальной жизни, все разумные потребности удовлетворены, нужды ни в чем нет. Но на рынке появляются все новые и новые товары и/или их модификации, однажды запущенный конвейер уже невозможно остановить. К тому же, меняется мода, подрастают и входят в самостоятельную жизнь все новые и новые поколения. Это вновь и вновь подталкивает потребителей к приобретению настойчиво предлагаемых товаров. Потребление становится едва ли не "идеей фикс", а для определенной части обывателей — смыслом их существования. Следует признаться, что России такая "безысходность" в ближайшие годы не грозит.

Все дело в низкой покупательной способности россиян. Многим, как говорится, "не до жиру — быть бы живу".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: