Пояснительная записка
В соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27, утвердившего Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий по соответствующему учебному плану и программе с периодичностью не реже одного раза в год. Ныне действующие учебный план и программа ежегодных обязательных 20-часовых занятий с водителями в автотранспортных предприятиях были введены в действие распоряжением Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987 г., N АП-14/118.
В результате реализации этапов реформирования транспортного комплекса страны за прошедший период подверглись значительным изменениям и дополнениям нормативные правовые документы, регламентирующие обеспечение безопасности дорожного движения, совершенствовалась нормативная техническая база и вместе с нею - требования к конструктивным особенностям транспортных средств, влияющим на безопасность движения.
Качественно изменился и значительно увеличился парк эксплуатируемых автотранспортных средств. Все более заметное влияние на состояние транспортного сектора большинства городов и населенных пунктов оказывает процесс активной автомобилизации населения, появился новый участник дорожного движения - индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевозку пассажиров и грузов на коммерческой основе. Становление и развитие конкурентной среды на рынке транспортных услуг потребовало пересмотра традиционных способов и позиций хозяйственной деятельности автотранспортных организаций в новых экономических условиях.
Столь значимые преобразования не могли обойти стороной условия трудовой деятельности водителей транспортных средств и, следовательно, сформировали реальную потребность в дополнении и содержательном обновлении комплекса мероприятий, связанного с повышением профессионального мастерства водителя.
Учебный план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций.
Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий - 45 минут, при проведении практических занятий - до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет.
Сведения об обучении и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций
(продолжительность занятий - 20 часов)
Наименование разделов и учебных тем | Количество часов | ||
Всего часов | Теоретических | Практических | |
Раздел 1. Дорожно-транспортная аварийность | |||
1.1. Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте | 1 | 1 | - |
1.2. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения | 1 | 1 | - |
1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства | 1 | 1 | - |
Раздел 2. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ примеров ДТП | |||
2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях | 1 | 1 | - |
2.2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд | 1 | 1 | - |
2.3. Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях | 1 | 1 | - |
2.4. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей | 1 | 1 | - |
2.5. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров | 1 | 1 | - |
2.6. Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств | 1 | 1 | - |
Раздел 3. Нормативно-правовое регулирование дорожного движения | |||
3.1. Общие требования к водителю в нормативных документах | 1 | 1 | - |
3.2. Проверка знания водителями Правил дорожного движения | 1 | - | 1 |
3.3. Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности | 2 | 2 | - |
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП | |||
4.1. Первая помощь при ДТП | 1 | 1 | - |
4.2. Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи | 2 | 2 | - |
4.3. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи | 1 | - | 1 |
Раздел 5. Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения | |||
5.1. Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте | 1 | 1 | - |
5.2. Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств | 1 | 1 | - |
Зачетное занятие | 1 | - | 1 |
Итого: | 20 | 17 | 3 |
ПРОГРАММА
Ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций
Раздел 1. Дорожно-транспортная аварийность
Тема 1.1. Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте
Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации, в регионе и в автотранспортной организации. Причины ДТП, анализ происшествий, происшедших по вине водителей транспортных средств (на примере конкретной организации). Формы и методы профилактики ДТП.
Тема 1.2. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения
Понятие активной, пассивной и послеаварийной безопасности. Особенности конструкции подвижного состава и характеристики активной и пассивной составляющих конструктивной безопасности транспортного средства (на примере эксплуатируемого подвижного состава).
Тема 1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства и безопасность дорожного движения
Понятие и составляющие элементы профессионального мастерства водителя. Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения. Приобретение и закрепление навыков вождения транспортного средства. Процесс развития профессионального мастерства с ростом опыта вождения. Изменение показателей аварийности в зависимости от стажа водителя транспортного средства.
Раздел 2. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ примеров ДТП