Немцы используют ядовитый газ под городом Сморгонь

Вскоре фронт установился по линии Двинск – Поставы – Сморгонь – Барановичи – Пинск. Защита Сморгони продолжалась 810 дней. Это был единственный город на фронте от Балтийского до Черного моря, который так долго и упорно обороняла российская армия во время Первой мировой войны. В 1916 г., впервые на Восточном фронте, под городом Сморгонь германские войска использовали ядовитый газ.

Германские войска захватили почти половину территории Беларуси – ее западную часть, где до войны проживало 2 млн человек. Линия фронта разделила Беларусь на две части и оставалась неизменной до февраля 1918 г. Западнобелорусские земли оказались под германской оккупацией.

 Политика германских властей на оккупированной территории. Положение населения Западной Беларуси. Германские власти рассматривали Беларусь как хозяйственно и культурно отсталую часть России со своей этнографической спецификой. У немецкого командования существовала программа колонизации и германизации Беларуси путем переселения немцев на захваченные земли.

На оккупированной территории Беларуси германская военная администрация установила собственные законы, режим грабежа и насилия. Действовала жесткая система различных налогов, штрафов, принудительных работ, проводились реквизиции – принудительное отчуждение имущества и продуктов для обеспечения германской армии. Население в возрасте от 16 до 60 лет платило подушный налог. У людей отбирали продукты питания, лошадей и домашний скот. Немецкие солдаты занимали дома и квартиры мирных жителей. Любая попытка сопротивления жестоко подавлялась, вплоть до смертной казни.

В Германию вывозилось трудоспособное население, а также материальные ценности – оборудование промышленных предприятий, сельскохозяйственные продукты, животные.

Германские власти запретили обучение на русском языке и ввели в начальной школе преподавание на белорусском языке, но только на основе латинского алфавита. Обязательным было изучение немецкого языка.

Белорусское национальное движение. На оккупированной германскими войсками территории Беларуси запрещалась политическая деятельность. Все довоенные белорусские национально-культурные организации распались. В 1915 г. в Вильне было создано благотворительное Белорусское общество помощи потерпевшим от войны во главе с братьями Антоном и Иваном Луцкевичами и Вацлавом Ластовским. Оно занималось организацией пунктов питания, столовых, общежитий, детских приютов, оказанием материальной помощи беженцам, открывало на оккупированной территории белорусские школы, издавало для них учебники. Общество группировало вокруг себя национальные силы, которые остались в занятой немцами Вильне.

Вацлов Ластовский

Германская оккупационная политика не давала оснований надеяться на создание белорусского государства. Поэтому Белорусский народный комитет (БНК), образованный в 1915 г. в Вильне, обратился к идее возрождения Великого Княжества Литовского. Согласно этой идее оккупированные Германией белорусские и литовские земли должны были объединиться в одно государство с сеймом в Вильне.

Оккупационные власти на словах поддерживали идею возрождения ВКЛ. Они стремились использовать национальное движение для укрепления своей власти на захваченных территориях. Однако в планы Германии не входило создание независимого белорусско-литовского государства. Этому романтическому проекту не суждено было сбыться. Сама идея возрождения Великого Княжества Литовского была в то время нереальной.

На смену идее возрождения ВКЛ в 1916 г. пришла другая – о создании союза независимых государств – Соединенных штатов Беларуси, Литвы, Латвии и Украины от Балтийского до Черного моря. Балтийско-Черноморский союз, по мнению автора этой идеи А. Луцкевича, мог обеспечить независимость молодых государств от Польши и России, усилить обороноспособность и помочь восстановлению разрушенной в ходе войны экономики. С этой идеей белорусская делегация во главе с В. Ластовским выступила на международных конференциях народов России в 1916 г. в Стокгольме и Лозанне. Но правительства европейских стран, вовлеченные в мировую войну, остались глухими к нуждам белорусской нации.

В июне 1917 г. группа деятелей белорусского национального движения во главе с В. Ластовским выступила за полную государственную независимость и территориальную целостность Беларуси в ее этнографических границах. Ластовский был первым среди белорусских политических лидеров, кто высказал идею полной независимости Беларуси.

 

   Вопросы и задания

· Начало Первой мировой войны.

· Оккупация западной части Беларуси.

· Политика германских властей на оккупированной территории. Положение населения Западной Беларуси.

· Белорусское национальное движение.

· Дайте определения понятиям:     Тройственный союз, Антанта, военное положение, мобилизация, Ставка Верховного главнокомандующего, оккупация, реквизиции, общество помощи потерпевшим от войны, Белорусский народный комитет (БНК), Соединенные штаты Беларуси, Литвы, Латвии и Украины,

· Кто такие: братья Антон и Иван Луцкевичи, Вацлав Ластовский?

· Дайте объяснение датам: 1 августа 1914 г., 1915 г., 1916 г.

 

 

· (43). Условия и особенности формирования белорусского нации. Этническая территория. Национальный и социальный состав населения. Общность хозяйственной жизни. Национальное самосознание.

Этническая территория. Нация представляет собой общность людей, которая исторически является преемницей народности. Если для народности главным признаком считаются территориальные связи, то для нации – общность хозяйственной жизни. Также для нации характерны постоянное проживание населения на одной территории, литературный язык, общие черты культуры и психического склада. Вместе с тем в процессе своего формирования нация постепенно превращается в политическую общность людей, главным признаком которой становится собственная государственность. Белорусская нация формировалась в условиях отсутствия собственной государственности. Правительство Российской империи было заинтересовано в территориальном единстве государства и ослаблении в нем национальных движений.

В соответствии с административно-территориальным делением Российской империи белорусские земли входили в состав Виленской, Витебской, Гродненской, Могилевской и Минской губерний.

Национальный и социальный состав населения. Население Беларуси, согласно Всероссийской переписи 1897 г., насчитывало 6,7 млн человек, что составляло 5 % от общего числа жителей Российской империи. Плотность населения края была 31 человек на 1 км кв. (в Европейской России – 22 человека).

По национальному составу 65,6 % населения Беларуси являлись белорусами, 14,6 % – евреями, 6 % – русскими, 5,2 % – поляками, 4,6 % — украинцами. Введение черты еврейской оседлости обусловило искусственную перенаселенность евреями городов и местечек Беларуси, численный перевес их среди городского пролетариата, ремесленников и торгово-промышленной буржуазии. Правительственная политика переселения в Беларусь русских помещиков и чиновников во второй половине XIX в. привела к увеличению здесь количества русских. Больше всего поляков проживало в Гродненской и Виленской губерниях.

По конфессиональному составу среди населения белорусских губерний в 1897 г. преобладали православные, которых насчитывалось около 2/3.

«Беларус» И. Репин

В социальную структуру белорусского общества входили буржуазия, дворянство, интеллигенция, рабочие и крестьяне. Буржуазия, во всем мире выступавшая, как правило, лидером национальных движений, отличалась в Беларуси своей слабостью. В белорусских губерниях буржуазия по этнической принадлежности являлась русской, польской, еврейской и лишь частично белорусской. Основные капиталы края находились у польских и русских помещиков, еврейских купцов и промышленников. Местная национальная буржуазия не осознавала своего единства и равнодушно или даже враждебно относилась к белорусскому национальному движению.

В состав интеллигенции в Беларуси входили деятели культуры, ученые, работники образования, медицины и технической сферы, а также чиновники, служащие, военные, духовенство. По национальному составу среди интеллигенции края преобладали русские и белорусы, в меньшей степени были представлены поляки. Собственно белорусская национальная интеллигенция с большими трудностями формировалась в 1880-1890-х гг. из среды преимущественно католической шляхты, крестьян, мещан. Она была немногочисленной и недостаточно организованной, фактически не дошла до осмысления самостоятельности своего положения.

Развитие белорусского литературного языка. Становление нового белорусского литературного языка происходило во второй половине ХІХ – начале ХХ в. Старобелорусский язык, использовавшийся в качестве языка государственного делопроизводства в ВКЛ, фактически перестал существовать в XVIII в. Шляхта и почти вся интеллигенция освоили польский язык, господствовавший в общественной и культурной жизни до восстания 1863-1864 гг. Белорусским диалектным языком пользовалось только крестьянство, часть обедневшей шляхты, трудовые слои городского населения. Новый литературный письменный язык складывался на основе многодиалектной разговорной народной речи, прежде всего говоров Центральной Беларуси.

При печатании белорусских изданий использовалась преимущественно латиница. Так издавались произведения В. Дунина-Марцинкевича, газета «Мужыцкая правда». В конце XIX в. латиницу постепенно начала вытеснять кириллица. В начале XX в. появились легальные белорусскоязычные издания, в которых использовался белорусский литературный язык.

Национальное самосознание. Нация также характеризуется национальным самосознанием — совокупностью идей, представлений, убеждений, верований, в которых народ осознает себя как нацию и осмысливает исторические корни своего происхождения. В XIX — начале XX в. православные в своем большинстве белорусы признавали отчизной Россию, поддерживали царя, слушались священнослужителей, но все же отличали себя от русских. Белорусы-католики, в основном местные землевладельцы и шляхта, отделяя себя от поляков, назывались краевцами, или литвинами.

О формировании национального самосознания свидетельствовало отношение жителей Беларуси к языку. По переписи 1897 г. белорусский язык признали родным 60 % учителей, 40 % чиновников, 29 % почтово-телеграфных служащих, 20 % работников медицинских учреждений.
   Внешней формой проявления национального самосознания является название народа. Еще в первой половине XIX в. Центральную и Западную Беларусь нередко называли Литвой, а ее население – литвинами. В конце XIX — начале XX в. часть населения Беларуси называла себя «здешними» (по-белорусски «тутэйшыя»). В некоторых местностях существовали региональные названия, относившиеся к значительным территориям: «полешуки» – для всего Полесья, «пинчуки», «туровцы» – для его отдельных частей. Перепись 1897 г. засвидетельствовала, что большинство жителей Беларуси уже усвоили название «белорусы» и придерживались его. Термин «Беларусь» и название «белорусы» постепенно закрепились за всей территорией проживания белорусского народа.

Роль газеты «Наша ніва» в развитии культуры Беларуси. В 1906-1915 гг. в Вильне выходила легальная белорусская еженедельная общественно-политическая, научно-просветительская, литературно-художественная газета «Наша ніва». Ее изданием руководили лидеры БСГ братья Антон и Иван Луцкевичи. До 1912 г. газета печаталась кириллицей и латиницей, позже – только кириллицей. «Наша ніва» ориентировалась преимущественно на крестьянство и сельскую интеллигенцию, мелких служащих и рабочих.

Свою первоочередную и главную задачу «Наша ніва» видела в борьбе за признание факта существования белорусского народа, за его равноправие с другими народами. Много внимания газета уделяла теоретическому обоснованию права белорусского народа на сохранение и развитие своего языка и национальной культуры. «Наша ніва» выступала против официальной царской политики, направленной на раскол белорусского народа по вероисповеданию на «русских» и «поляков». Газета сыграла значительную роль в пробуждении национального самосознания белорусов.


Вопросы и задания

 

· Этническая территория.

· Национальный и социальный состав населения.

· Общность хозяйственной жизни.

· Развитие белорусского литературного языка.Национальное самосознание.

· Дайте определения понятиям: народность, нация, черта еврейской оседлости, национальный состав населения, социальный состав населения, конфессиональный состав населения, латиница, кириллица, национальное самосознание, «пинчуки», «туровцы», «Наша ніва».

· Кто такие: братья Антон и Иван Луцкевичи?

· Дайте объяснение датам: 1897 г., 1906-1915 гг.

14. (44). Образование, наука и культура Беларуси во второй половине XIX – начале ХХ в. Начальные школы и среднее образование. Научное изучение этнографии и языка белорусского народа. Белорусский литература. Театр. Живопись.

Начальные школы и среднее образование. Потребности капиталистического развития обусловили дальнейшее реформирование системы образования. Школьная реформа 1864 г. сделала систему образования более доступной для низших слоев общества. Церковноприходские школы, которые стали открываться в белорусских деревнях, принадлежали Русской православной церкви. В начале ХХ в. их количество составляло около 5 тысяч. Учителями здесь были православные священники, не имевшие специальной подготовки. Детей учили Закону Божию, молитвам, основам письма и счета, краткой церковной и российской истории. Церковь считала главной задачей воспитание верности православию и царю, а не приобретение знаний.

Для образования детей мелкой буржуазии, ремесленников, служащих, торговцев, мелкой шляхты служили 6-летние городские училища. Они не давали завершенного образования. Только дети состоятельных родителей после дополнительной оплаты за подготовку по ряду предметов могли поступить в гимназии или учительские институты.

Проблемой начального образования был недостаток учителей. В 1864 г. в Молодечно открылась первая на территории Российской империи учительская семинария. Учащимися семинарий были исключительно православные крестьянские парни. Учительскую семинарию в Несвиже закончил и Я. Колас. В этих учебных заведениях получали образование будущие учителя начальной школы. Но учителей для городских училищ и средних школ в Беларуси не готовили. Их присылали из Москвы, Петербурга и Киева.

 Устав гимназий и прогимназий 1864 г. разделил средние учебные заведения на классические и реальные. Программа прогимназий соответствовала 4 классам гимназии. В гимназии принимались дети всех сословий и вероисповеданий, но существовала высокая плата за обучение. В классических гимназиях преобладали предметы гуманитарного цикла. Окончание гимназии давало право поступления в университеты. Более половины учащихся составляли дети мещан, купцов и крестьян.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: