Тема2. Часть 3. Обязанности пешеходов. (раздел ПДД 4)
Вы собираетесь стать водителями, но это вовсе не означает, что, получив заветное удостоверение, вы навсегда перестанете быть пешеходами. Пешеходами (как, впрочем, и пассажирами) время от времени мы бываем абсолютно все и, следовательно, «Обязанности пешеходов» и «Обязанности пассажиров» - это тоже наши разделы Правил.
Как правильно ходить вдоль дороги.
Правила. Раздел 4, пункт 4.1, абзац 1. Пешеходы должны двигаться
по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам
ДВИЖЕНИЕ мехТС ПО ПЕШЕХОДНЫМ ИЛИ ВЕЛОПЕШЕХОДНЫМ ДОРОЖКАМ – 2000 руб
ОСТАНОВКА И СТОЯНКА ТС НА ПЕШЕХОДНОМ ПЕРЕХОДЕ – 1000 руб, ЗТС.
Тротуар – это всегда принадлежность дороги, это элемент самой дороги (примыкающий к проезжей части или отделённый от неё газоном). | Пешеходная дорожка – это не элемент дороги, она существует сама по себе и может располагаться как рядом с дорогой, так и далеко от неё(в принципе, любая аллея в парке – это тоже пешеходная дорожка). Если бы не этот знак, здесь, чего доброго, начали ездить автомобили. А так всем всё понятно – это не дорога, это пешеходная дорожка. |
Но возможен вариант, когда нет ни пешеходной, ни велопешеходной дорожки и даже нет ни тротуаров, ни обочин. И куда в таком случае деваться бедному пешеходу? Правила так ответили на этот вопрос:
|
|
У этой дороги нет ни тротуаров, ни обочин. Пешеходной дорожки также нигде не видно, зато есть велосипедная дорожка. В такой ситуации Правила предоставляют пешеходам выбор: можете идти или по велосипедной дорожке, или по краю проезжей части дороги. Но! Если уж выбрали для движения проезжую часть, то идти надо строго в один ряд и строго по левой стороне дороги. Так немного противоестественно, но существенно безопаснее – пешеход видит приближающиеся к нему ТС. | |
Однако если вам доведётся катить по дороге велосипед, мопед или мотоцикл, то идти нужно обязательно по правой стороне дороги. И велосипед, и мопед, и мотоцикл – это ТС. Правила совершенно справедливо считают, что движение ТС по встречной полосе (даже таким образом) – это угроза безопасности.По той же причине и инвалидная коляска должна перемещаться только по правой стороне дороги (по ходу движения транспорта). Правила. Раздел 4, пункт 4.1, абзац 3. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать ПО ХОДУ движения ТС. | |
Правила. Раздел 4, пункт 4.1, абзац 4. При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями ТС. |
|
|
На этом, однако, разговор о движении вдоль дороги не заканчивается. Кроме пешеходов, идущих поодиночке или небольшими группами, по дороге могут перемещаться и большие организованные пешие колонны:
В этом случае Правила предписывают им движение только по правому краю проезжей части и не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками в руках.Это в светлое время суток и при ясной погоде. В тёмное время и в условиях недостаточной видимости организованная пешая колонна должна обозначаться аналогично ТС - впереди у сопровождающего фонарь белого цвета, сзади у сопровождающего фонарь красного цвета. | |
Правила категорически запретили движение групп детей по проезжей части дороги – только по тротуарам и пешеходным дорожкам! В крайнем случае (если нет ни тротуаров, ни пешеходных дорожек) допускается идти по обочине. Но только в светлое время суток и только в сопровождении взрослых! |
2. Как правильно ходить поперёк дороги. Раздел 4. Обязанности пешеходов. Раздел 14. Пешеходные переходы и места остановок МТС.
ГДЕ ПЕРЕХОДИТЬ ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ: | НА П Е Р Е К Р Е С Т К Е: 4.3.2 а) по ДИАГОНАЛИ: 1) ТС – КРАСНЫЙ ВСЕМ + ПЕШЕХОДАМ – ЗЕЛЕНЫЙ 2) по ДИАГОНАЛЬНОЙ О О разметке 1.14.1 или 1.14.2 | ЗАПРЕЩЕНО!!! | 4.3.3: 1) под ПРЯМЫМ углом 2) дорога БЕЗ РАЗДЕЛИТЕЛЬН ПОЛОСЫ 3) дорога БЕЗ ОГРАЖДЕНИЙ (спрятанных ЗА припаркованными ТС) 4) дорога ХОРОШО ПРОСМАТРИВАЕТСЯ в обе стороны 4.5.2: 5) НЕ СОЗДАВАТЬ ПОМЕХ ТС 6) НЕ ВЫХОДИТЬ из-за СТОЯЩИХ ТС (объектов) НЕ УБЕДИВШИСЬ в безопасности | |
б) ПОПЕРЁК проезжей части: 1 вар: по ОБОЗНАЧЕННОМУ 4.3.1а пешеходному переходу 2 вар: ПРИ ОТСУТСТВИИ обозначенного пешеходного перехода по ПРОДОЛЖЕНИЮ 4.3.1б ТРОТУАРОВ (ОБОЧИН) 4.4 на «зеленый» 4.5.1предл ↔ преимущество пешеход 14.1(ПЕРЕХОДЯЩИМ, ВСТУПИВШИМ) 14.3;13.8 (ЗАВЕРШАЮЩИМ) 14.2 (др ТС V↓ ↔ мы V↓) | ||||
ТС 3х 2х пеш РЕГУЛИРУЕМЫЙ пешеходный переход - НА ПЕРЕКРЕСТКЕ - ВНЕ ПЕРЕКРЕСТКА | *** *** НЕ регулируемый пешеходный переход - НА ПЕРЕКРЕСТКЕ - ВНЕ ПЕРЕКРЕСТКА | ← ОТСУТСТВУЕТ→ (НЕ ВИДНО) Пешеходный Переход / ПЕРЕКРЕСТОК ВНЕ пешеходного перехода | ||
ДЕЙСТВИЯ ПЕШЕХОДА В РАЗРЕШЕННОМ ДЛЯ ПЕРЕХОДА ДОРОГИ МЕСТЕ: На остановке МТС: 4.8 а) на ПЧ выходить ПОСЛЕ остановки ТС б) соблюдая 4.4. – 4.7 14.6 УСТУПИТЬ к СТОЯЩ со стороны дверей | 4.4 + 4.6 + 4.7 на «ЗЕЛЕНЫЙ» ↓ ↓ ↓ Пешеходный ↓ ТС Регулировщик | 4.5.1 + 4.6 + 4.7 1) S (ДАЛЕКО) 2) V (МЕДЛЕННО) 3) УБЕДИТЬСЯ в безопасн | 4.5.1 1) S (ДАЛЕКО) + 4.6 + 4.7 2) V (МЕДЛЕННО) 3) УБЕДИТЬСЯ в безоп 4.5.2: 5) НЕ СОЗДАВАТЬ ПОМЕХ ТС 6) НЕ ВЫХОДИТЬ из-за СТОЯЩИХ ТС (объектов) НЕ УБЕДИВШИСЬ в безопасности | |
4.6 1) НЕ ЗАДЕРЖИВАТЬСЯ без необходимости обеспечить безопасность (БЫСТРО ЕДЕТ ТС) 2) ДОЛЖНЫ ОСТАНОВИТЬСЯ на островке безопасности (осевой линии, разделяющей встречные потоки ТС) (при смене сигнала) (при приближающемся ТС) 3) УБЕДИТЬСЯ в безопасности НА КАЖДОЙ ПОЛОСЕ что ТС ОТСУТСТВУЕТ (ДАЛЕКО); едет МЕДЛЕННО (V↓); водители ВИДЯТ ПЕШЕХОДА 4.7 ПРИ ЗВУКЕ СИРЕНЫ и СИНИХ маячках: а) ВОЗДЕРЖАТЬСЯ: не выходить на ПЧ (до середины – вернуться)
б) НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ОСВОБОДИТЬ ПЧ (БЕГОМ ↔↕) ПП +5м↓ +1.1↕ | ||||
14.2 ОПЕРЕЖЕНИЕ???? 14.4 – ЗАТОР 14.5 – СЛЕПЫМ - ВЕЗДЕ ОБГОН, РАЗВОРОТ, ЗАДНИЙ ХОД, ОСТАНОВКА др ТС V↓ ↔ мы V↓ 11.4 8.11, 8.12 12.4, 12.5 14.7 + ЖЕЛТЫЙ маячок: БЫТЬ ГОТОВЫМ остановиться и пропустить детей СТОЯНКА |
Правила разрешают пешеходам пересекать проезжую часть дороги по пешеходным переходам. Если переход под дорогой (подземный) или над дорогой (надземный), проблем нет – пешеходы и водители не мешают друг другу.
Если переход на дороге (наземный), но регулируемый, то здесь тоже ситуация сравнительно бесконфликтная – очерёдность движения регулируется сигналами светофоров. Даже при движении «НА ЗЕЛЁНЫЙ» - УБЕДИТЬСЯ В БЕЗОПАСНОСТИ!!! |