Организационная структура урока

Урок №

тема.  Внеклассное чтение №: стихи о Родине других поэтов.
Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства учащихся с литературой второй половины XX века; прививать детям интерес к литературе, поэзии, учить чувствовать произведения, понимать их; пробуждать в учащихся чувства сопереживания, сострадания, любви к живому. Обогащать читательский опыт обучающихся; развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей; воспитывать чувство гордости и любви к Родине, нравственные чувства (чувство сострадания, гражданственности, человечности)

Планируемые результаты

Предметные: познакомятсяс произведениемБ. А. Слуцкого «Лошади в океане»; научатся: работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения, объяснение заглавия: «заглавие – жанр», «заглавие – главная мысль», составление блок-схем, умение видеть структурные элементы текста) Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы. Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

 


Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают наизусть стихотворение А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…». Затем несколько человек выразительно читают стихотворение по учебнику Уметь слушать в соответствии с целевой установкой
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. Составьте из данных частей предложений пословицы. Объясните их смысл.
Родина – мать, что соловей без песни.
Человек без Родины во сне снится.
На чужбине родная землица умей за нее постоять.

– Какой раздел мы начали изучать? Все ли названия произведений этого раздела ярко подтверждают тему?

– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня мы прочитаем стихотворение поэта, который сразу после войны считался одним из самых одаренных поэтов своего поколения. Однако потом он постепенно отходит от литературы, в какой-то момент замолкает совсем, чтобы вернуться после смерти настоящим обвалом стихов. Этот поэт – Борис Слуцкий. Критик Ю. Л. Болдырев в предисловии к книге Б. Слуцкого «Я историю излагаю…» сказал о ее авторе такие слова: «…поэт
(Слуцкий) сделал нечто, в русской поэзии до того небывалое: лирическим и балладным стихом он написал хронику жизни советского человека, советского общества за полвека – с 20-х до 70-х гг.».

– Стихотворение, которое мы прочитаем, поэт посвятил писателю Илье Григорьевичу Эренбургу, оно называется «Лошади в океане»

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. Составляют пословицы:
Родина – мать, умей за нее постоять.
Человек без Родины что соловей без песни.
На чужбине родная землица во сне снится.

– Узнаем, о чем это произведение, и поймем замысел и внутренний мир поэта.

– Научимся работать с текстом (объяснять значение непонятных слов, находить изобразительно-выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль).

– Узнаем, почему стихотворение Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» так называется

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Подготовка к восприятию произведения.  Знакомство с биографией Б. А. Слуц- кого Рассказывает о творчестве поэта, свой рассказ сопровождает показом его портрета. – Что же это был за человек, почему он написал такое произведение, которое тоже включено в раздел «Родина»? Б. А. Слуцкий родился в 1919 году в городе Славянске на Украине, в семье служащего. Поэт вспоминает: «Предвоенное и послевоенное поколение детей росло в нищете. У родителей подчас не хватало не то чтобы на книги для нас, но и на хлеб. Трудно жили». Свое первое стихотворение он написал в мае 1941 года, будучи студентом Литературного института, а выпустил первую книгу «Память», когда ему исполнилось 38 лет. Слуцкий – автор поэтических сборников. Темы его стихов – прошедшая война, суровые житейские будни. Умер в 1986 году Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет поэта. Задают вопросы о его творчестве Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произ-ведения Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Подберите синонимы к слову «гордый».     – Подберите антоним к слову «гордый». – Отгремела война. Позади салют Победы 9 мая 1945 года. Но как злобное эхо, она, эта страшная война, еще долго напоминала о себе и убивала… Обладая исключительной добротой и честностью, зорким внимательным взглядом и чуткой душой поэта, Слуцкий и в послевоенные годы не мог оставить без внимания ни одно из значительных волнующих событий. – Послушайте, как описывает Борис Абрамович Слуцкий одно из событий военных лет. Учитель выразительно читает стихотворение Б. А. Слуцкого «Лошади в океане». Задание до чтения: 1. Постарайтесь представить описываемую ситуацию. 2. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? 3. Прислушайтесь к себе: какие чувства возникают у вас во время слушания? – Чем вас поразило стихотворение? Какими вы увидели лошадей? Каким чувством наполнено стихотворение? Как характеризует автора это произведение? Работают с толковым словарем. Гнедые лошади – лошади темно-рыжей масти с черным хвостом и черной гривой. Превозмочь – преодолеть, чего бы это ни стоило, достигнуть желаемого. «На исходе лошадиных сил». – Гордый – горделивый, полный собственного достоинства, самолюбивый, высокомерный. – Гордый – смиренный.   Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Затем учащиеся читают стихотворение вслух, отрабатывая интонацию, соответствующую произведению Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату
V. Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте это стихотворение, отметьте логические паузы, подумайте, с какой интонацией вы будете читать это произведение. – Что произошло в океане? Почему это случилось? – Кому возражали кони? Кто их топил? – Как спасались люди? Как спасались лошади? – Предполагали ли они, что их подстерегает гибель? – Что почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение? – Расставьте слова по мере возникновения этих чувств у лошадей. – Почему автор называет лошадей рыжим островом? – Почему автор говорит «в шлюпки влезли»? – Почему неоднократно повторяется слово «ржали»? Что хотел показать автор этим повтором?   – Какие строки стихотворения говорят о том, что оно передает состояние смятения, нарастающего напряжения, волнения или состояния покоя, безмятежности или же какое-то другое состояние? – Какой момент стихотворения вам показался самым напряженным? – С какого момента вы почувствовали волнение за судьбу лошадей? – Прочитайте выражения, которые показывают отношение поэта к гибнущим лошадям. – Какие чувства, мысли, убеждения поэт хотел передать читателям? – Прочитайте друг другу это произведение так, как если бы вы сами наблюдали это событие, постарайтесь передать чувства и настроение. – С какой целью поэт написал это стихотворение?   – Как вы думаете, удалось ли автору добиться своей цели, какими средствами?   – Слышится ли музыка, когда читаешь стихи? Какая музыка: грустная или веселая? – Я предлагаю посмотреть видеоклип, снятый по сюжету стихотворения, и послушать музыку, написанную на стихи Б. Слуцкого композитором В. Берковским. Исполняет песню группа «Барды» Читают произведение. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.       – Было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь.     – «Ржали, ржали», будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание.   – Чтобы сообщить о том, что произошло с лошадьми. Чтобы привлечь внимание к судьбе животных. Чтобы передать свои чувства. Чтобы вызвать взаимное сопереживание. – Автор использует литературные приемы: эпитеты, олицетворение, метафору, повторы, риторический вопрос.     Слушают музыкальное произведение Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
VI. Домашнее задание Объясняет домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения Б. А. Слуцкого «Лошади в океане». Выполнить к стихотворению рисунок (по желанию учащихся). Подготовиться к обобщающему уроку; написать сочинение на тему «Тихая моя Родина» Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Сумел ли поэт передать любовь к Родине? – Какие чувства испытывает поэт? Объясните свою точку зрения. – Близки ли вам чувства поэта? Почему? – В каких условиях у вас могло бы возникнуть желание еще раз услышать эти стихи? – Стихи Бориса Абрамовича Слуцкого созвучны со словами Священного писания: «И каждому животному на земле, и каждой птице в воздухе, и всему, что ползает на земле, я дал живую душу». – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.   Рефлексия. «Дерево творчества». По окончании урока ученики прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: Плоды – урок прошел полезно, плодотворно; Цветок – довольно неплохо; Зеленый листик – не совсем удовлетворен уроком; Желтый листик – неудовлетворенность. – За что ты можешь себя похвалить? – За что ты можешь похвалить одноклас- сников? – За что ты можешь похвалить учителя? – Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе? Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: