Словарная работа на уроках чтения, её направления и способы проведения

Чтение – восприятие письменного текста зрительным путем. Включает компоненты: зрительное восприятие, произнесение (вслух или про себя), осмысление читаемого. На уроках важно развивать речь детей.

Содержание работы по развитию речи на лексическом (словарном) уровне:

1. Обогащение словаря – усвоение учащимися новых, ранее неизвестных значений слов.

2. Уточнение словаря – развитие гибкости словаря, его точности и выразительности

3. Активизация словаря – перенесение слов из пассивного словаря в активный. Это обеспечивается использованием пересказа, беседы, сочинения, изложения.

4. Устранение нелитературных слов – их перевод из активного словаря в пассивный. Нелитературные слова: диалекты, жаргонизмы, просторечные, нецензурные.

Обогащение словаря (приемы работы):

1. Словообразовательный анализ:

- Почему «подосиновик» так назвали? (Растет под осиной) От какого слова образовано это слово? («осина»)

2. Сопоставление слов в целях объяснения различий:

- Чем различаются слова «землянка» и «земляника»? («землянка» - дом, «земляника» - ягода)

3. Объяснение значения через контекст: Значение слова всегда раскрывается в контексте. Контекст можно найти в толковом словаре.

4. Включение нового слова в контекст: (На полях зеленеет озимь).

5. Выяснение значения слова по справочному материалу – словарю или сноскам.

6. Показ предмета, макета, картинки или действия.

7. Подбор синонимов (Холить – оберегать, окружать заботой).

8. Подбор антонимов (Старт – финиш).

9. Развернутое описание ситуации.

10. Логическое определение – называние родовых и видовых признаков предмета. (Крейсер – военный корабль).

Приемы работы над изобразительными средствами языка:

1. Обнаружение в тексте образных слов.

2. Объяснение значений слов и оборотов.

3. Иллюстрирование, словесное рисование (Ответ на вопрос: «Какую картинку вы себе представляете?»).

4. Использование проанализированных образцов в пересказе, сочинении и изложении.

5. Отработка интонации, подготовка к выразительному чтению текстов.

Приемы работы над уточнением словаря:

Работа с синонимами:

а) обнаружение синонимов в текстах, объяснение различий в их значениях;

б) найти синонимы в данном ряду и указать лишние слова (Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит);

в) расположить синонимы по возрастанию и убыванию признака. Составить предложение с ними;

г) подбор синонимов к данному слову, составление предложений с каждом из них. (Сказать – молвить, произнести, извлечь).

Работа с антонимами:

а) подбор антонимов;

б) составление предложений с парой антонимов;

в) заменить антонимы в предложении (Заяц бегает быстро, а черепаха ползает медленно);

г) продолжить начатое предложение с антонимами (В поле холодно, а в беличьим домике… тепло);

д) подобрать антонимы к многозначным словам (свежий хлеб – свежий ветер, черствый хлеб – теплый ветер).

Работа с паронимами:

а) нахождение паронимов в текстах;

б) Объяснение различий в значениях паронимов;

в) составление предложений с паронимами (Одеть – надеть, невежа – невежда, войти – зайти).

Работа с омонимами и многозначными словами:

а) подобрать слова, имеющие по 2-3 значения. На каждое значение составить предложение. (Заяц – животное, безбилетник);

б) сравнить значения слов в сочетаниях (предложениях). (Идут часы, идут дети, идет строительство);

в) подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных слов. (Сырой картофель (невареный), сырая земля (мокрая));

г) подобрать антонимы к каждому значению слов (сырой картофель (вареный), сырой песок (сухой));

д) обнаружение омонимов в текстах;

е) составление предложений с омонимами.

Работа с фразеологизмами и пословицами:

а) обнаружение фразеологизмов в тексте;

б) объяснение значений фразеологизмов через синонимы и ситуацию;

в) составление предложения с фразеологизмами.

Приемы активизации словаря:

а) составление словосочетаний с нужными словами (судьба человека, судьба народа, изменить судьбу, благодарить судьбу);

б) составление предложений с заданными словами. (Мудрость приходит с возрастом. Сова-символ мудрости);

в) пересказ текста с использованием указанной лексики и фразеологии;

г) рассказы, сочинения с использованием указанных слов.

Содержание и организация работы над произведением на каждом из этапов, приёмы обучения. (28)

Основные этапы работы над произведением.

Практическое задание. Характеристика предложений.

План:

1. По наличию главных членов предложения: простое – сложное (ссп, спп, бсп).

2. По цели высказывания – повеств., побудительное, вопросительное.

3. По интонации: восклицательное или невосклицательное.

4. Из скольких частей состоит? Характеристика каждой части (прост/ сл., односост /двусост.,- безличное, определенно личное, неопред.личное…).

5. По наличию второстепенных членов предложения: распространённое - нераспространённое

6. Полн. Неполн.

7. Осложнено (однородными членами или обращением) - не осложнено.

8. Схема (если предложение осложнено: есть однородные члены - в виде кружков - или обращение - место обращения)

Последовательность действий, одновременность, обусловленность, чередование явлений, присоединительность, противопоставленность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: