Глава государства. Правительство. Парламент. Государственная система Ирана. Государственная власть осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями, находящимися под контролем политического и духовного Руководителя (лидера) страны. Этот пост занимает Богослов (факих), которого определяет и назначает особый орган – Совет экспертов. В обязанности Руководителя входит: определение генеральной линии в политике Ирана и контроль за правильностью ее претворения в жизнь, командование вооруженными силами, объявление войны и мира, назначение и отстранение от должности факихов Совета по охране Конституции, главы судебной власти, начальника объединенного штаба, главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции, главнокомандующих вооруженными силами и внутренними войсками, подписание указа о назначении Президента после его избрания, объявление амнистии или смягчение приговоров. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту – Собранию (меджлису) исламского совета, состоящему из 270 депутатов, избираемых прямым и тайным голосованием сроком на четыре года. Меджлис: утверждает состав правительства, принимает законы, ратифицирует договоры и соглашения с иностранными государствами, утверждает проект бюджета. Глава государства – Президент, избираемый прямым голосованием сроком на четыре года. Никто не может занимать этот пост более чем на два срока подряд. Президент: несет ответственность за выполнение Конституции, руководство исполнительной властью, возглавляет Кабинет министров, назначает самих министров и представляет их на утверждение Меджлису, подписывает договоры и соглашения с другими государствами. Как глава Кабинета министров Президент наблюдает за работой министров и координирует их деятельность. Президент отвечает перед Меджлисом за деятельность правительства. Президент может отправить в отставку любого члена правительства или Кабинет в целом. В этом случае он должен получить вотум доверия от Меджлиса. Высшей судебной инстанцией является Высокий совет правосудия, состоящий из пяти членов, срок полномочий которых – пять лет. Высокий Совет Правосудия входит: Главный судья Верховного суда, Генеральный прокурор. Оба должны быть шиитскими муджтахидами. В компетенцию Высокого Совета Правосудия входят: утверждение смертных приговоров, подготовка законопроектов, относящихся к судебной власти, рекомендует премьеру-министру кандидатов на должность министра юстиции. Контроль за правильным исполнением закона, обеспечением их единого толкования осуществляется Верховным судом. Председатель Верховного суда и Генеральный прокурор назначаются Высоким Советом Правосудия на пять лет. Верховный суд является апелляционной инстанцией, проверяющей решения нижестоящих судов. Военная прокуратура и военные суды являются частью судебной власти, и на них распространяются все принципы, относящиеся к этой власти. Конституция предусматривает также создание суда административной юстиции для рассмотрения жалоб граждан на действия правительственных органов и их должностных лиц, а также оспаривания подзаконных актов. Судьи всех судов должны знать мусульманское право, а также отвечать другим требованиям, установленным Высоким Советом Правосудия. Финансовый суд проверяет или инспектирует все счета министерств, государственных предприятий и учреждений, и других структур, которые хоть в какой-то степени используют государственный бюджет страны, дабы убедиться в том, что расходы не превысили утвержденные кредиты и что каждая сумма потрачена правильно. Финансовый суд готовит соответствующие выкладки, счета и документы и представляет Меджлису отчет о выполнении бюджета за каждый год с приложением своих выводов и предложений.
4.3.1. Тематический план дисциплины (очная форма обучения)
№ | Наименование тем | Количество часов по учебному плану | |||||||
Максимальная нагрузка студентов (часов)
| Аудиторная нагрузка | КСР | Курс.р |
Форма текущего / промежут. контр. | Самост.работа | ||||
Всего, в т.ч. в интерактив. форме | В том числе | ||||||||
лекции | практ. заня- тия | ||||||||
1. | Предмет и метод, источники конституционного права зарубежных стран. | 6 | 3 | 1 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Опрос, позитивное комментирование ответов | 3 | |
2. | Конституции зарубежных стран. | 6 | 3 | 1 | 2 | ОК-1, ПК-2 | Опрос, групповая дискуссия | 3 | |
3. | Конституционно-правовой механизм государственной власти. | 4 | (1) | 1 | ОК-2, ПК-2 | Лекция-дискуссия, опрос | 3 | ||
4. | Конституционно-правовые основы общественного строя в зарубежных странах. | 4 | 1 | - | 1 | ОК-2, ПК-2 | Опрос, позитивное комментирование ответов | 3 | |
5. | Основы правового положения личности в зарубежных странах. | 4 | 1 | - | 1 | ОК-3, ПК-9 | Опрос | 3 | |
6. | Формы государства зарубежных стран. | 4 | 3 (1) | 1 | ОК-3, ПК-9 | опрос | 3 | ||
7. | Избирательное право и избирательная система зарубежных стран. | 5 | 2 | - | 2 | ОК-5, ПК-15 | Опрос | 3 | |
8. | Парламент в зарубежных странах. | 7 | 3 (1) | 1 (1) | 2 | ОК-5, ПК-15 | дискуссия, опрос | 3 | |
9. | Правительство в зарубежных странах. Глава государства в зарубежных странах. | 4 | 3 (1) | 1 | ОК-5, ПК-9 | опрос, позитивное комментирование ответов | 3 | ||
10. | Судебная власть в зарубежных странах. | 6 | 3 | 1 | 2 | ОК-6, ПК-15 | Опрос | 3 | |
11. | Местное управление и самоуправление в зарубежных странах. | 4 | 2 | - | 1 | ОК-6, ПК-9 | Опрос | 3 | |
12. | Конституционное право США. | 7 | 3 (2) | 1 | 2 (2) | ОК-6, ПК-15 | Опрос | 4 | |
13. | Конституционное право Франции. | 7 | 3 (2) | 1 | 2 (2) | ОК-3, ПК-9 | Опрос, работа в малых группах | 4 | |
14. | Конституционное право Германии. | 6 | 3 (2) | 1 | 2 (2) | ОК-6, ПК-15 | Опрос | 3 | |
15. | Конституционное право Великобритании. | 6 | 3 (2) | 1 | 2 (2) | ОК-2, ПК-2 | Опрос, работа в малых группах | 3 | |
16. | Конституционное право Испании. | 5 | 3 (2) | 2 (2) | ОК-3, ПК-9 | Опрос | 3 | ||
17. | Конституционное право Японии. | 6 | 3 (2) | 1 | 2 (2) | ОК-6, ПК-15 | Опрос, работа в малых группах | 3 | |
18. | Конституционное право Китайской Народной Республики. | 6 | 3 (2) | 1 | 2 (2) | ОК-3, ПК-9 | Опрос | 3 | |
19. | Конституционное право Индии. | 6 | 3 | 1 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Опрос, групповая дискуссия | 3 | |
20. | Конституционное право Исламской Республики Иран. | 6 | 3 | 1 | 2 | ОК-6, ПК-15 | Опрос, групповая дискуссия | 3 | |
Всего: | 108 | 46 | 12 | 34 | Зачет | 62 |
4.3.2. Тематический план дисциплины (заочная форма обучения)
№ | Наименование тем | Количество часов по учебному плану | |||||||
Максимальная нагрузка студентов (часов)
| Аудиторная нагрузка | КСР |
|
Форма текущего / промежут. контр. | Самост.работа | ||||
Всего, в т.ч. в интерактив. форме | В том числе | ||||||||
лекции | практ. заня- тия | ||||||||
1. | Предмет и метод, источники конституционного права зарубежных стран. | 5 | - | - | - | 1 | ОК-1, ПК-1 | Контроль самостоятельной работы | 5 |
2. | Конституции зарубежных стран. | 7 | 2 | - | 2 | ОК-1, ПК-2 | Опрос, групповая дискуссия | 5 | |
3. | Конституционно-правовой механизм государственной власти. | 6 | 1 | 1 | - | ОК-2, ПК-2 | Контроль самостоятельной работы | 5 | |
4. | Конституционно-правовые основы общественного строя в зарубежных странах. | 5 | - | - | - | 1 | ОК-5, ПК-15 | Контроль самостоятельной работы | 5 |
5. | Основы правового положения личности в зарубежных странах. | 5 | - | - | - | ОК-6, ПК-15 | Контроль самостоятельной работы | 5 | |
6. | Формы государства зарубежных стран. | 7 | 2 | - | 2 | Опрос, аннотирование | 5 | ||
7. | Избирательное право и избирательная система зарубежных стран. | 5 | - | - | - | ОК-3, ПК-9 | Контроль самостоятельной работы | 5 | |
8. | Парламент в зарубежных странах. | 4 | - | - | - | ОК-6, ПК-15 | Контроль самостоятельной работы | 4 | |
9. | Правительство в зарубежных странах. Глава государства в зарубежных странах. | 4 | - | - | - | ОК-6, ПК-15 | Контроль самостоятельной работы | 4 | |
10. | Судебная власть в зарубежных странах. | 4 | - | - | - | ОК-6, ПК-15 | Контроль самостоятельной работы | 4 | |
11. | Местное управление и самоуправление в зарубежных странах. | 4 | - | - | - | ОК-5, ПК-9 | Контроль самостоятельной работы | 4 | |
12. | Конституционное право США. | 8 | 3 (2) | 1 | 2 (2) | ОК-5, ПК-9 | Опрос | 5 | |
13. | Конституционное право Франции. | 5 | - | - | - | 1 | Контроль самостоятельной работы | 5 | |
14. | Конституционное право Германии. | 5 | - | - | - | 1 | ОК-6, ПК-15 | Контроль самостоятельной работы | 5 |
15. | Конституционное право Великобритании. | 7 | 2 (2) | - | 2 (2) | ОК-6, ПК-15 | Опрос, работа в малых группах | 5 | |
16. | Конституционное право Испании. | 5 | - | - | - | ОК-3, ПК-9 | Контроль самостоятельной работы | 5 | |
17. | Конституционное право Японии. | 5 | - | - | - | ОК-3, ПК-9 | Контроль самостоятельной работы | 5 | |
18. | Конституционное право Китайской Народной Республики. | 7 | - | - | 2 | ОК-5, ПК-9 | Контроль самостоятельной работы | 5 | |
19. | Конституционное право Индии. | 5 | - | - | - | ОК-6, ПК-15 | Контроль самостоятельной работы | 5 | |
20. | Конституционное право Исламской Республики Иран. | 5 | - | - | - | ОК-3, ПК-9 | Контроль самостоятельной работы | 5 | |
Всего: | 108 | 10 | 2 | 8 | Зачет | 98 |
5. О ценочные средства для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Применяется балльно-рейтинговая система оценки учебной работы студентов. Являясь комплексной оценкой в баллах качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования, балльно-рейтинговая система выполняет функции инструмента управления образовательным процессом, обеспечивающим мотивацию студентов к систематической учебной работе в течение семестра и распределение студентов в рейтинге по результатам накопленной оценки их персональных достижений в учебной и научной деятельности.
Балльно-рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов повышает качество учебного процесса в ВУЗе благодаря объективности оценки результатов обучения студентов путем выставления оценок в баллах с более широким диапазоном; а также путем стимулирования студентов к систематическому выполнению всех видов учебной работы не только аудиторной, но и самостоятельной, к участию в научно-исследовательской и общественной работе.
Однако реализация ее была бы невозможна, если бы не применялись информационно-коммуникационные технологии. Так как балльно-рейтинговая система предполагает постоянную оценку учебной работы студента при усвоении им модулей, которые являются минимальной единицей освоения учебного материала в течение учебного семестра в баллах или процентах, то осуществление модульного контроля освоения студентом учебного материала и достижения практических умений и навыков необходимо проводить путем применения информационно-коммуникационных технологий. Так, текущая аттестация студента, как оценка результатов работы студента в течение семестра проводится в виде таблицы с использованием приложения к Microsoft Office программы Microsoft Excel.
В качестве оценочных средств в процессе текущего контроля используются: устный опрос (вопросы), групповая дискуссия по проблематике, тестирование, презентации, доклады по тематике дисциплины, ситуационные и теоретические задачи (кейсы), «круглый стол», «панельная дискуссия».
В качестве оценочных средств в процессе промежуточного контроля (зачет) используются устный опрос (вопросы), тестирование (для очной формы обучения), а также субсидиарно-бонусная система, позволяющая учитывать посещаемость и активность обучающихся на практических и семинарских занятиях.