P.S. Подчёркиваниями отмечен материал, который будет выслан дополнительно

История зарубежной литературы: XX-XXI вв.

Литература Германии, Австрии, Швейцарии» для IV курса ФИЯ (специальность «Немецкий язык и литература»)

1. Главные литературные направления эпохи: реализм, модернизм, авангардные течения и их сосуществование. Специфика модернистского направления. Возникновение модернистских школ и природа их новаторства. Модернизм и авангард: общее и отличное. Авангардистские течения: концепции и поэтика (дадаизм, сюрреализм, футуризм, имажизм, экспрессионизм и т.д.). – (См.: Метод. пособие по курсу «История зарубежной литературы: XX – нач. XXI века»). Своеобразие национальных форм.

2. Развитие немецкой литературы накануне І мировой войны: экспрессионизм, его идеи, стиль и поэтика (творчество Г. Гейма. Г. Тракля, Я. ван Годдиса, Г. Бенна и др.). Заимствование элементов французской дадаистской эстетики в произведениях Г. Балля, Г. Арпа, Р. Хюльзенбека, К. Швиттерса. «Караван» Г. Балля как поэтический манифест и вызов «безумию времени». Экспериментальный характер немецкого дадаизма. – (См.: Метод. пособие по курсу «История зарубежной литературы: XX – нач. XXI века»).

3. Своеобразие творчества К. Моргенштерна. Влияние революционных событий в России на политическое развитие стран Западной Европы («спартаковское движение» в Германии, революционные потрясения в других странах). Провозглашение Веймарской республики. Экспрессионистская драма (Толлер, Кайзер, ранний Брехт).

4. Литература «потерянного поколения». Творчество Э.-М.Ремарка. Антивоенные романы А. Цвейга из цикла «Большая война белых людей».

5. Приговор фашистской идеологии и политике в романах Л.Фейхтвангера («Успех», «Лже-Нерон»; цикл «Зал ожидания»).

6. Распространение исторической тематики как реакция на фашизацию немецкой внутренней политики. Новаторство М. Рейнхардта и немецкий театр (постановка «Лагеря Валленштайна» как протест против милитаристской политики). 

7. Социально-философский роман 20-х гг. в творчестве Т.Манна («Волшебная гора»). Антивоенные и антифашистские тенденции романа Г.Манна «Голова».

8. Развитие литературы Пражской школы (Ф. Верфель; Ф. Кафка и его романы «Америка», «Процесс», «Замок»). Отражение экзистенциального мировосприятия в творчестве Кафки.

9. Творчество Б.Брехта до 1933 г. Разработка и становление теории и практики «эпического театра». Место «эффекта очуждения» (Verfremdungseffekt) в сценической деятельности Брехта.

10. Литература «новой деловитости» (Э. Кестнер, К. Тухольський, А. Дёблин и др.). Влияние американской культуры на немецкую художественную ментальность. 

11. Последствия фашистского переворота. Гибель Веймарской республики. Преследование прогрессивных деятелей культуры и искусства. Феномен внутренней и внешней эмиграции. Антифашистская литература периода внешней эмиграции.

12. Т.Манн о Гете: проблемы традиции и современности в романе «Лотта в Веймаре». Тетралогия Т. Манна «Иосиф и его братья» как роман-миф; гуманистическая концепция романа.

13. Историческая антиреакционная дилогия Г.Манна «Молодые...» и «Зрелые годы короля Генриха IV». Своеобразие жанра.

14. Тема антифашистской борьбы и противостояния смерти в произведениях А. Зегерс (роман «Седьмой крест», рассказ «Прогулка мертвых девушек»). Новаторство пьес-притч Б. Брехта.

15. Своеобразие немецкой и немецкоязычной литературы 1914-1945 гг. Соотношение направлений в литературе (реализм, экспрессионизм, дадаизм и др.). Группа-25 («литература асфальта») и направление Blubo: их идейные разногласия и эстетические программы.

16. Историко-литературная характеристика периода. Антифашистская литература. Роль кабаре в антифашистской борьбе (см.: Попова-Бондаренко И.А. Своеобразие художественной коммуникации в творчестве Курта Тухольского // Творчество Курта Тухольського в контексте европейской культуры ХХ столетия. – Дрогобыч, 2005. (Kurt-Tucholsky-Stiftung). – С. 74-158).

17. Немецкий исторический роман 1930-50 гг. (характеристика творчества Г. Манна, Т. Манна, Л. Фейхтвангера). Понятие романа-параболы.

18. Эволюция творчества Т. Манна. Социальная, философская и морально-этическая проблематика его романов. Философия и музыка в структуре романов. Миф и психология в творчестве писателя. «Доктор Фаустус» как вершина интеллектуального романа. Понятие о романе-мифе. Характеристика романа.

19. Творчество Б. Брехта после ІІ мировой войны. Основы «эпического театра», его философские и эстетические принципы. Поэтика пьес Брехта (понятие «эффекта очуждения», роль зонгов/сонгов и т.п.). Анализ одной из пьес («Матушка Кураж...»/»Жизнь Галилея»).

20. Характеристика австрийского модерна (понятие югендстиля, арт-нуво, Сецессиона). Место О. Вейнингера, Л.фон Захер-Мазоха и З.Фрейда в формировании модернистских настроений начала ХХ в. «Пражская школа» и роль Ф.Кафки в немецкоязычных литературах ХХ в. (изображение абсурдности бытия и трагического отчуждения личности). Австрийская и швейцарская литература ХХ в.: творчество Р. Музиля, Г. Броха, Г. Гессе. Творческий путь лауреата Нобелевской премии Г. Гессе.

21. Идейное размежевание в Германии после 1945 г. (миф о «солдатском долге», концепция «нулевого года» и т.п.). Немецкий роман после 1945 г. Экзистенциальные тенденции в послевоенной литературе (романы Г.Э. Носсака, Г. Казака). Значение творчества В. Борхерта. «Группа-47» и ее представители. Дортмундская «группа-61». Социалистический реализм в литературе ГДР (А. Зегерс и др.). Немецкоязычная новелла ХХ в. и ее специфика (С. Цвейг, Ф. Кафка, Т. Манн, В. Борхерт, И. Бахман и др.). – (См.: Метод. пособие по курсу «История зарубежной литературы: XX – нач. XXI века»).

22. Творчество Г. Бёлля. Своеобразие проблематики, образ поколения и послевоенной Германии («Бильярд в половине десятого»). Бёлль и католицизм. «Экзистенциалы» писателя. Функция клоунады («Глазами клоуна»). Гуманизм Бёлля («Франкфуртские лекции»). – (См.: Метод. пособие по курсу «История зарубежной литературы: XX – нач. XXI века»).

23. Сатирическая линия в литературе Германии (обзор творчества Г. Грасса, В. Кёппена, М. Вальзера). – (См.: Метод. пособие по курсу «История зарубежной литературы: XX – нач. XXI века»).

24. Постмодернизм как литературный феномен второй половины ХХ в. П. Козловски и В. Вельш о ситуации постмодерна. Философия и эстетика. Понятие интертекстуальности, пастиша, ризомности, постмодернистской чувствительности и т.п. Главные представители постмодернистского направления в мировой литературе (по одному представителю в каждой). Феномен массовой литературы на фоне постмодернистских тенденций.

25. Г. Грасс – Нобелевский лауреат 1999 г.: проблематика творчества; постмодернистские тенденции.

26. Новейшая литература Германии и Австрии 1980-90 гг.: «конкретная поэзия», романы Г. Розендорфера, З. Ленца, П. Зюскинда, Э. Елинек, К. Рансмайра, Н. Водин (обзорно, см.: Метод. пособие по курсу «История зарубежной литературы: XX – нач. XXI века).

27. Главные эстетические приметы европейского «театра абсурда». Радиопьеса как жанр на этапе 1920-50-х гг. Немецкоязычный театр конца XX – нач. XXI века вв.

28. Обзор литературы Дальнего Востока. Ее место в современной западной (в частности, немецкой) литературе. Применение дальневосточной эстетики в творчестве немецких писателей (обзорно – см.: Метод. пособие по курсу «История зарубежной литературы: XX – нач. XXI века»).

29. Крупнейшие представители итальянской постмодернистской литературы (И. Кальвино, У. Эко). Их теоретические и практические разработки. Влияние на немецкую литературу – см.: Метод. пособие по курсу «История зарубежной литературы: XX – нач. XXI века».

30. Общая характеристика немецкоязычных Нобелевских лауреатов ХХ в. (Т.Манн, Г.Гессе, Н.Закс, Г.Белль, Г. Грасс, Э.Елинек) и представителей «германской языковой ветви» (П. Лагерквист). Лауреаты Нобелевской премии последних лет: Г. Пинтер (Англия), Д. Лессинг (Англия), Орхан Памук (Турция), П. Модиано (Франция), Мо Янь (Китай) и др. – см.: Метод. пособие по курсу «История зарубежной литературы: XX – нач. XXI века».

P.S. Подчёркиваниями отмечен материал, который будет выслан дополнительно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: