Задание: собрать и проанализировать 3-5 ранних воспоминаний. Для этого необходимо определить: зрелость темы, уровень развития стремления к превосходству, социального интереса, стиль жизни и аргументировано доказать это.
Раздел 3. Адлерианская психотерапия.
Тема 9. Основы адлерианской психотерапии. Виды, этапы, методологические принципы, основные подходы, техники.
Базисные принципы
- Циркулярная причинность. Поведение А может быть следствием ситуации В, равно как и ситуация В может быть следствием поведения А.
- Целенаправленность. Каждая система (в данном случае человек) преследует в своем развитии определенную цель. Эта цель может быть осознанной или бессознательной.
- Равноконечность, равнопотенциальность. При одинаковых исходных условиях может быть разный результат, при разных исходных условиях может быть один и тот же результат.
- Правила взаимодействия. Человек имеет набор устоявшихся правил взаимодействия с другими людьми, миром и внутри себя. Эти правила могут быть осознанными или бессознательными. Когда правила отдельного человека приходят в рассогласование с системой, в которой он живет, формируется конфликт. Правила взаимодействия определяют жизненный стиль.
- Основные правила таковы:
- Я всегда прав.
|
|
- Я должен контролировать все, чтобы чувствовать себя в безопасности.
- Я невинная жертва.
- Я всегда должен удовлетворять потребности других людей, чтобы чувствовать себя комфортно.
- Гомеостаз. Каждая система стремится к поддержанию и сохранению определенного баланса. Баланс может быть и деструктивным.
- Морфогенез. Чтобы расти и развиваться каждая система должна изменяться. Качественный скачек называют морфогенезом.
В качестве основных сфер терапевтического воздействия А. Адлер выделяет три следующие:
- понимание специфического стиля жизни пациента,
- помощь пациентам в понимании себя,
- усиление социального интереса.
Жизненный стиль это те паттерны восприятие мира и поведения, которые проявляются во всех жизненных ситуациях пациента, обеспечивая как конструктивные формы поведения, так и психопатологические. Понимание жизненного стиля достигается психотерапевтом благодаря анализу ранних воспоминаний пациента, а также наблюдению за его поведением (вербальным и невербальным). Одной из основных задач терапевта является стремление помочь пациенту понять его жизненный стиль. Достигается это благодаря возрастающей способности пациента к пониманию и анализу себя, своих собственных ошибок апперцепции. Процесс психотерапии по А.Адлеру имеет 4 цели:
1. Создание и поддержание «хороших» отношений;
|
|
2. Раскрытие динамики пациента, его стиля жизни, его целей, того, как они влияют на ход его жизни;
3. Интерпретация, кульминацией которой является инсайт;
4. Переориентация.
1. Хорошие терапевтические отношения подразумевают равные партнерские, дружеские отношения между терапевтом и клиентом. Терапевтическая ситуация организована следующим образом: клиент и терапевт сидят лицом друг к другу в креслах. Терапия направлена на то, чтобы сообщить клиенту, что человек сам творит свои проблемы, но сам и в состоянии их разрешить, т.е. несет ответственность (не в смысле пробуждения вины) за свои действия. Проблемы всякого рода основаны на неправильном восприятии, неадекватном или неправильном обучении, в особенности на ложных ценностях. Клиента побуждают к активной роли в процессе терапии. Лечение у адлерианских терапевтов всегда основано на согласовании целей и сотрудничестве с пациентом. Вполне закономерно, что цели в течение терапии будут расходиться и на это повлияют сопротивления и защиты пациента. Однако задача терапевта внимательно следовать знакам (скриптам) пациента, в которых будет отражаться его стиль жизни и не подтверждать ложно сформированных убеждения и связанные с этим ожидания клиента, своим поведением и высказываниями.
2. Раскрытие динамики клиента состоит из двух частей. Прежде всего, терапевт исследует стиль жизни и его жизненные цели. Исследовательской техникой в данном случае являются «ранние воспоминания», которые трактуются как проективная техника. Ранними считаются воспоминания, относящиеся к возрасту до 8 лет. При отсутствии воспоминания у клиента эту технику можно заменить анализом семейных историй или у детей до 12 лет анализом любимой сказки. Для того чтобы можно было диагностировать стиль жизни необходимо собрать 3-4 ранних воспоминания. Анализ ранних воспоминаний позволяет терапевту кроме стиля жизни обнаружить базисные ошибки или «мифы, которые мы путаем с истиной»
Наиболее распространенные базисные ошибки таковы:
Базисные ошибки могут быть классифицированы следующим образом:
1. Сверхобобщения. “Люди враждебны”. “Жизнь опасна”.
2. Ложные или недостижимые цели “безопасности”. “Один неверный шаг и ты – покойник”. “Я должен быть приятным для всех”.
3. Неправильные восприятия жизни и ее требований. Типичным убеждением может быть “Жизнь никогда не даст мне никакой передышки” или “Жизнь так тяжела”.
4. Преуменьшение или отрицание своих достоинств. “Я глуп” и “Я недостойный” или “Я – всего лишь домашняя хозяйка”.
5. Ложные ценности. “Быть первым, даже если тебе придется карабкаться по головам других”.