"Я желаю, чтобы ты подтверждал об этом, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам" (Тит. 3:8).
I. Что нужно понимать под заботой о последующем духовном возрастании?
А. У нас есть Великое Поручение (Матф. 28:19,20) проповедовать Евангелие и множить учеников повсюду в мире.
1. Проповедовать Евангелие.
Христос повелел: "Идите... проповедуйте Евангелие всей твари" (Марк. 16:15). Любовь Иисуса Христа проявляется также и в том, чтобы каждый из нас услышал и уверовал в обещание прощения грехов через Сына Божия.
2. Множить учеников.
В Евангелии от Матфея мы находим продолжение заповеди Христа: "Научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Матф. 28:19,20).
Б. Забота о последующем духовном возрастании проявляется в обучении и назидании.
Нельзя предоставлять самому себе дитя Божье после покаяния. Невидимая работа Святого Духа на этом не прекращается. Вам предстоит теперь познакомить новообращенного со Словом Божьим, в первую очередь с теми местами, где речь идет о спасении и послушании Господу.
Вот такое внимательное отношение, дружеское наставление, назидание, одобрительное слово и составляют суть понятия, называемого заботой о последующем духовном возрастании.
II. Предостережение об опасности.
А. Несерьезное отношение.
Вместе с простой, недвусмысленной формулой, данной нам в Евангелии от Матфея (18:3), нужно помнить и о требованиях к ученикам, особенно об одном важном условии, которое также4 находим в Слове Божьем. Об этом условии Иисус говорил, обращаясь к народу и ученикам: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя" (Лук. 9:23). Даже если дело касается детей, нельзя по-другому понимать слова Христа о самоотверженном служении.
Б. Кратковременный порыв неосознанною желания.
Дети простодушны, отзывчивы, эмоциональны. Не исключено, что привести ребенка к решению принять Христа может эмоциональный порыв, не явившийся результатом глубоких душевных переживаний. Об этом подробно в шестой главе: "Учитель обеспечивает путь ученика к Богу."
III. Принципы, определяющие нашу заботу.
А. Личный пример христианина.
1. Иисус Христос воплощал в Себе совершенные черты новообращенного. Его ученики видели в образе жизни Христа осуществление истин, о которых Он проповедовал.
2. Апостол Павел говорил: "Будьте подражателями мне, как я Христу" <1 Кор. 11:1).
3. Нельзя забывать, что наш собственный, личный пример христианина имеет прямое отношение к реализации нашей заботы о новообращенном.
Б. Молитва о новообращенном.
1. Иисус Христос много молился о верующих. Об этом мы читаем в семнадцатой главе Евангелия от Иоанна. А Петру Он сказал: "Симон! Симон! вот, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу; Но я молился о тебе" (Лук. 22:31,32).
2. В муках рождения пребывал апостол Павел, ожидая, пока наконец не изобразится Христос в христианах Галатии (Гал.4:19).
3. Значение "молитвы за сценой" о новообращенном невозможно переоценить.
В. Общение с новообращенным.
1. В общении Христос был совершенно открыт. И время и сердце, не скупясь, Он отдавал собеседнику, людям.
2. Апостол Павел говорил: "Мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовсстие Божие, но и души наши" ОФесс. 2:8).
3. Не должно иссякать и наше желание отдавать всего себя душе, принявшей Христа и возрастающей в вере. Потребуется и время и терпение, чтобы суметь удовлетворительно ответить на такие, к примеру, вопросы новообращенного:
а. Что изменилось в нем после второго рождения?
б. Каких следующих шагов ожидает от него Бог?
в. Какие обещания получил он от Бога?
г. Какое место в его жизни должна занимать теперь Библия?
д. Как должно измениться теперь его отношение к другим людям, верующим и неверующим?
IV. Методические рекомендации.
Не существует готовой схемы, которой можно было бы руководствоваться в данном случае. У Бога особый подход к каждому из нас. Каждый раз мы имеем дело с новыми конкретными обстоятельствами, непохожими на другие. Главное, чтобы признавалась уникальной личность каждого новообращенного. Он нуждается в примере для подражания, молитве и заботливом отношении к себе.
А. Кому поручать заботу о новообращенном?
1. Лучше, чтобы не было различия по признаку пола.
2. Это может быть кто-то из тех, кто часто с ним встречается.
Б. Пути общения.
1. По почте. Имеются в виду письма и бандероли с духовной литературой.
2. Личное общение.
Ничем невозможно заменить личное общение. Оно может состояться дома или в любом другом месте. Молитесь за новообращенного.
3. Приглашение посещать воскресную школу, церковь.
В. Время для общения.
1. До и после занятий в воскресной школе.
2. В течение первой недели после покаяния, так как в дальнейшем новые впечатления могут потускнеть.
Г. Пособия и материалы.
1. Листок покаяния. Листок может содержать такую информацию:
а. Имя.
б. Адрес.
в. Имена родителей.
г. Посещает ли церковь?
д. Посещает ли воскресную школу?
е. Дата покаяния.
2. Вручите новообращенному брошюру о втором рождении или Евангелие.
3. В дальнейшем снабжайте его духовной литературой, прорабатывайте (разбирайте) ее вместе.
V. Содержание работы с новообращенным.
Нужно увидеть осуществление основополагающих библейских истин в духовной жизни и поведении новообращенного. При этом нужно знать, что мы не можем научить ничему, чего мы сами не пропускаем через свою жизнь и духовный опыт.
А. Что должен знать новообращенный?
1. Он должен знать, что спасен.
Никогда не убеждайте новообращенного, что он спасен, что это свершившийся факт. Один лишь Святой Дух может свидетельствовать о спасении (Рим. 8:16).
2. Он должен знать, что победа над грехом возможна. Простыми словами объясните ему, что требует Бог от верующего и что нужно сделать, чтобы через Христа уберечься от греха (Иуд. 24).
3. Он должен знать, как поступить, если он вновь соверши--, грех.
Ответьте на такие вопросы: Может ли он продолжать считаться спасенным? Продолжает ли он быть членом церкви? (1 Иоан. 1:19).
Б. Что он должен делать дальше? В чем должна проявляться его жизнь во Христе?
1. Ежедневное присутствие и победа Иисуса Христа. Расскажите ему, что нужно делать, чтобы было так. Нужно жить нынешним днем, а не вчерашними достижениями и победами.
2. Ежедневное общение со Христом через Слово Божье и молитву. Здесь нужна ваша помощь: научите его читать Библию и молиться.
3. Повседневное общение с другими людьми по заветам Христа.
а. Верующий нуждается в общении с братьями по вере в воскресной школе, дома, в собрании.
б. Неверующий будет испытывать необходимость рассказать другим людям о том, что произошло с ним. Нужно приветствовать это желание поделиться радостью спасения.
РЕЗЮМЕ. Обращение - это начало новой жизни. Новообращенный нуждается в проявлениях внимания и заботы лично к нему. Это обращенное лично к нему заботливое отношение можно сравнить лишь с заботой о новорожденном малыше. Новорожденный должен испытать радость спасения, ему нужно научиться читать Слово Божье и молиться, а также свидетельствовать о своих переживаниях, связанных с рождением'свыше.
Вопросы для обсуждения по теме:
1. Как предотвратить несерьезное отношение к призыву?
2. Найдите в Писании примеры проявления заботы о последующем возрастании во Христе? Чему вы можете научиться, что взять из этих примеров?
3.Как новообращенный может обрести уверенность в данном ему спасении?
4. Какую роль играет знание на память библейских стихов в жизни новообращенного? В вашей жизни?