Многими исследователями признается, что пятибалльная система оценивания, критерии которой разрабатывались в советское время, утратила свою актуальность и признана ведущими педагогами несостоятельной, неподходящей для новых образовательных стандартов. Необходима ее модернизация, использование новых критериев для анализа личностного роста обучающихся и их учебных достижений.
Контроль, как дидактическое понятие, представляет собой совокупность осознанных действий, направленных на получение сведений об уровне овладения отдельными студентами (слушателями), программного материала, овладения теоретическими и практическими знаниями, навыками и умениями, которые необходимы в процессе выполнения задач профессиональной деятельности.
Педагогический контроль – система проверки результатов обучения и воспитания студентов. По назначению и характеру контроль подразделяют на предварительный, текущий, периодический, итоговый, взаимоконтроль, самоконтроль
Оценка в высшей профессиональной школе – процесс и результат выявления и сравнения уровня овладения студентами профессионально важных знаний, навыков и умений с эталонными представлениями, задекларированными в учебных программах подготовки, сборниках нормативов и других руководящих документах.
|
|
Лиссабонская конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе» 1997 года, к которой Россия присоединилась в 2000 году, сформулировала концепцию международного признания результатов образования и выдвинула требование к академическому сообществу выработать конвертируемые общепонятные критерии такого признания, новая методология получила название компетентностного подхода. Результаты обучения оцениваются с помощью компетенций. Студент получает в вузе по избранному профилю образования: а) определенный необходимый объем базовых (теоретических) знаний; б) совокупность методологий и методик применения этих знаний в практической деятельности; в) определенный опыт подобного применения (в ходе учебных, производственных и иных практик, лабораторных работ, самостоятельных исследований и т.п.).
Компетентностный подход является одним из основополагающих подходов к созданию модели выпускника высшей школы, в рамках которого основным элементом модели личности выпускника становится компетентность/компетенция. В целом, качества образованного человека – знания, умения, навыки, ценностные установки, опыт деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
|
|
В высшей школе в рамках Болонского процесса представлена кредитно-модульная система организации учебного процесса (ЕСТБ) Шкалу ЕСТБ переводят в оценки по национальной шкале так:
-. А значит: успешное решение задач, где возможно допущение 1-3 несущественных ошибок;
-. В означает: задача в целом решена на высоком уровне, но допущена 4-5 несущественных ошибок;
-. С означает: задача решена на среднем уровне с несколькими несущественными да и значительной ошибками;
- D означает: задача решена с 2 - 3 значительными ошибками, которые незначительно меняют окончательный результат.
Таблица 11
Шкала оценивания
По шкале ЕCТS | по национальной шкале | По шкале учебного заведения (пример) |
А | отлично - успешное решение задач, возможно допущение 1 - 3 несущественных ошибок | 90-100 |
В | очень хорошо - задача в целом решена на высоком уровне, но допущено 4-5 несущественных ошибок | 82-89 |
С | хорошо - задача решена на среднем уровне с несколькими несущественными и 1 большой ошибки | 75-81 |
D | удовлетворительно неплохо - задачи решены с 2 - 3 значительными ошибками, которые незначительно меняют окончательный результат | 69-74 |
Е | удовлетворительно достаточно - задание выполнено со значительным количеством ошибок, на низком уровне, удовлетворяет минимальные критерии | 60-73 |
FX | неудовлетворительно Пересдача - нужно поработать, чтобы решить (пересдать) задачи | 35-59 |
F | неудовлетворительно с обязательным повторным курсом - необходима серьезная дальнейшая работа, решить задачу, т.е. повторный курс | 0-34 |
-. Е означает: задание выполнено с ошибками, на низком уровне, удовлетворяет минимальные критерии;
-. РХ означает: нужно поработать, чтобы решить (пересдать) задачи;
- F означает: необходима серьезная дальнейшая работа, чтобы решить задачу, т.е. повторный курс[26].