Притч.8:28. когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны

Притч.8:29. когда давал морю устав, чтобы воды не пере­ступали пред­елов его, когда по­лагал основания земли:

Притч.8:30. тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,

Притч.8:31. веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.

В этом отделе отцы и учителя Церкви не без основания усматривали под предвечной и миротворящей Премудростью ипостасную Премудрость, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сына Божия, сближая понятие о Ней с понятием о Слове Божием, которое, по учению Апост. и Евангелиста Иоанна Богослова, изначала было у Бога, само было Бог, через Которое «все произошло, и без Которого не начало быть ничто, что произошло» (Ин. I,1–3, ср. Евр. I,2; Апок. III,14). Без сомнения, на ветхозаветной почве не могло быть такой ясности и раздельности, точности и определенности в учении о Логосе или Слове Божием, какую получило это понятие в учении св. Евангелиста Иоанна: для ветхозаветного, даже и боговдохновенного, мудреца миротворящая Премудрость Божия есть, прежде всего, идея мира, предсуществовавшая у Бога до творения, – есть то начало, которое явилось посредствующей орудной причиной всего творения, эта идея и начало изображаются здесь олицетворенно. Говорить же нарочито о Божественном достоинстве второй Ипостаси Премудрый не мог. Совершенно ошибочно, в IV веке по Р. X., во время христологических соборов, ариане на основании слов Премудрости: «Господь созда (LXX,έκτισε) мя начало путий Своих» (ст. 22) защищали свое лжеучение, что Сын Божий есть тварь. Против этого православные богословы указывали на еврейское чтение этого текста, понимая евр. гл. «кана " в смысле: приобрел (εκτήσατο, как у Филона и Оригена, или έκτησέ με, как в кодд. 23, 252 у Гельмеса. Vulg: possedit me, русск. синод.: «имел Меня началом..».); или же относя понятие творчества собственно к вочеловечению сына Божия. Оба эти последние объяснения имеют свое значение и основание. Но следует, во всяком случае, помнить, что в Ветхом Завете не могло быть богословской точности в формулировке идеи Логоса, и потому понятие «создания» здесь могло быть приложено и к Премудрости Божественной.

В книге Иисуса сына Сирахова, учение которой стоит под неоспоримым влиянием книги Притчей, Премудрость не раз называется созданной Богом: I,4: προτέρα πάντων έκτισται σοφιά; I,9:αυτός έκτισεν αυτήν; XXIV:8: о$ κτίσας με. Однако уже до-мирное существование Премудрости, утверждаемое в Притч. VIII,22–31, составляет верное предвестие новозаветного учения о Слове или Сыне Божием. Вся речь Премудрости распадается на два отдела: ст. 22–26 и ст. 27–31, из которых в первом показывается до-мирное существование Премудрости, а во втором утверждается деятельное участие Премудрости в творении мира и отдельных видов сотворенного. Премудрость помазана была (ст. 23, ср. Пс. II,6), т. е., была представлена Богом быть владычицею творений (ср. о Сыне Божием Апок. III,14: η αρχή τῆς κτίσεως τοῦ θεοῦ) еще прежде появления последних – прежде сотворения самой земли в ее первобытном виде (ст. 23), прежде появления великой мировой бездны, всяких водовместилищ, гор, холмов и начала всякой органической жизни (24–25, ср. Пс. LXXXIX:2, Иов XXXVIII,6 и др.) существовала и именно была рождена Богом Премудрость (ст. 24–25). Рожденная прежде всякого творение (ср. о Сыне Божием: πρωτότοκος πάσης κτίσεως,Кол I,15), Премудрость отнюдь не была пассивной свидетельницей самого творения мира, напротив, во всем процессе миротворения (ст. 27–30, и ср. Иов XXVI,9, 38и дал.) Она была неизменной участницей дела Божия, отпечатлевая свой небесный облик на делах творений Божиих. И как завершением и целью творения мира было создание человека (Быт. I,26 сл.), так особенным предметом участия и радости Премудрости было также именно создание человека – венца творений Божиих, на котором, как на образе и подобии Божием, совершеннейшим образом отпечатлелась печать и Премудрости (ст. 30б-31а). Это особенное участие Премудрости в деле создания человека вполне отвечает библейскому сказанию о бывшем в Пресвятой Троице совете пред сотворением человека (Быт. I,26, ср. Толков Библ. т. I, с. 11). Истинный, изначальный источник радования Ипостасной Премудрости или Логоса заключался именно в общении Его с Богом Отцом (Ин. XVII,24), а радость Ее в творениях и особенно в людях является отобразом той премирной радости. ОтделПритч. VIII,22–30 в качестве паримии и читается в храмах на богослужении в дни: Обрезания Господня (1 янв.), Благовещения Пресв. Богор., напоминая верующим о том, что воплотившийся Сын Божий от вечности существовал в общении с Богом Отцом.

Притч.8:32. Итак, дети, по­слушайте меня; и блажен­ны те, которые хранят пути мо­и!

Притч.8:33. Послушайте наставле­ния и будьте мудры, и не отступайте от него.

Притч.8:34. Блажен человек, который слушает меня, бодр­с­т­ву­я каждый день у ворот мо­их и стоя на страже у дверей мо­их!

Притч.8:35. потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и по­лучит бла­го­дать от Го­с­по­да;

Притч.8:36. а согреша­ю­щий про­тив меня наносит вред душе своей: все не­на­видящие меня любят смерть».

К людям, как преимущественным носителям мудрости, запечатленной Творцом на всем творении, Премудрость обращается теперь с увещанием слушать и хранить наставления мудрости, так как в слушании и хранении их заключено все блаженство и вся жизнь человека (ст. 32, 34, 35, ср. Пс. CXVIII,1–2; Лк. XI,23), тогда как уклоняющиеся от общения с Премудростью, а тем более ненавидящие Ее, готовят себе временную и вечную смерть.

* * *

5

Мидраш объясняет различие обращений в ст. 4 – "люди" или «мужи» (ишим) и – "сыны человеческие" (бене-адам) так: «если будете достойны и сохраните закон, то будете называться, подобно Аврааму, Исааку и Иакову – «мужами», ишим, а если нет, то – «сынами человеческими», бене – адам, подобно Адаму, который не сохранил Закона и потому был изгнан из рая» (Midr. s. 21)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: