Занятие-14 итоговое занятие

МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Курс

ТЕМАТИЧЕСКИЙ И КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

практических занятий по микробиологии

4 семестр (весна) 2019 / 2020 учебный год

КУРС: «ОБЩАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ»

Рекомендуемая литература:

1. Лекции

2. Учебник в 2-х томах под ред. Зверева В.В., Бойченко М.Н. «Медицинская микробиология, вирусология, иммунология», Москва, ГЭОТАР-медиа, 2014.

3. Учебник под ред. Зверева В.В., Быкова А.С. «Медицинская микробиология, вирусология, иммунология», Москва, Медицина, 2016.

4. Руководство к практическим занятиям под ред. Зверева В.В., Бойченко М.Н. «Микробиология, вирусология», М.,2015

5. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред.  А.С.Быкова., В.В. Зверева М., МИА, 2017.

6. Методические разработки кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии 1 МГМУ им. И.М. Сеченова

Самостоятельная работа выполняется по методическим указаниям для студентов.

 

РАЗДЕЛ: «УЧЕНИЕ ОБ ИНФЕКЦИИ И ИММУНИТЕТЕ»

Цель раздела. Уметь: поставить диагностические иммунологические реакции и интерпретировать полученные результаты; обосновывать выбор препаратов для иммунопрофилактики и иммунокоррекции инфекционных и неинфекционных болезней.

Знать: свойства патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, их роль в возникновении инфекционного процесса; защитные механизмы микроорганизмов; строение и функции иммунной системы; виды иммунитета; факторы врожденного и адаптивного (приобретенного) иммунитета; современные методы диагностики инфекционных болезней; принципы и проблемы вакцинопрофилактики и серотерапии инфекционных болезней.

ЗАНЯТИЕ-1 13.03 

Тема: «ИНФЕКЦИЯ. ВРОЖДЕННЫЙ ИММУНИТЕТ (семинар)»

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об инфекции, инфекционном процессе, инфекционном заболевании.

2. Патогенность и вирулентность микробов. Факторы патогенности.

3. Свойства бактериальных белковых (экзотоксинов) и эндотоксинов.

4. Измерение вирулентности. Единицы измерения.

5. Виды инфекций.

6. Понятие о бактериемии, сепсисе, токсинемии.

7. Понятие об иммунитете. Врожденный и приобретенный иммунитет.

8. Механические и физиологические факторы защиты организма человека (барьерная функция покровных тканей, роль микрофлоры, «выделительный иммунитет»).

9. Клеточные факторы врожденного иммунитета.

10. Работы И.И. Мечникова по фагоцитозу.

11. Фагоцитоз. Фагоцитирующие клетки. Стадии и механизм фагоцитоза. Незавершенный фагоцитоз.

12. Функции естественных киллеров.

13. Гуморальные факторы врожденного иммунитета.

ВНИМАНИЕ! Студенты получают темы для подготовки докладов по темам занятия №2.

 

ЗАНЯТИЕ-2             20.03

Тема: «ПРИОБРЕТЕННЫЙ ИММУНИТЕТ (семинар)»

Вопросы для обсуждения:

1. Приобретенный иммунитет. Сравнительная характеристика врожденного и приобретенного иммунитета.

2. Антигены, их свойства. Антигены микробов и человека. Роль антигенов гистосовместимости в иммунном ответе.

3. Клетки, участвующие в реализации приобретенного иммунного ответа: антигенпрезентирующие клетки, В-лимфоциты, Т-лимфоциты и их субпопуляции.

4. Гуморальный иммунный ответ. Антитела. Классы иммуноглобулинов: строение, функции.

5. Клеточный иммунный ответ.

6. Особенности противобактериального, противовирусного, противогрибкового, противопротозойного иммунитетов.

7. Иммунологическая память. Иммунологическая толерантность.

ЗАНЯТИЕ-3      27.03

Тема: «ИММУНОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ»

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности и механизм иммунодиагностических реакций. Цели применения.

2. Реакция агглютинации: механизм, компоненты, применение.

3. Реакция пассивной гемагглютинации (РПГА): механизм, компоненты, применение.

4. Неполные антитела. Реакция Кумбса: механизм, компоненты, применение.

5. Диагностические препараты (диагностикумы, диагностические сыворотки); получение, применение. Метод Кастеллани для получения адсорбированных агглютинирующих сывороток.

6. Реакция преципитации: механизм, компоненты, применение, способы постановки

 

ЗАНЯТИЕ-4       3.04

Тема: «ИММУНОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (продолжение)»

Вопросы для обсуждения:

1. Система комплемента. Пути активации комплемента.

2. Реакции иммунного лизиса: механизм, компоненты, применение.

3. Гемолитическая система, ее состав и использование. Титрование комплемента.

4. Реакция связывания комплемента: механизм, компоненты, применение.

5.Механизм РИФ (прямой и непрямой метод Кунса), цель использования.

6.Иммуноферментный анализ (ИФА): механизм, техника постановки, цель использования.

7.Механизм радиоиммунного анализа (РИА), применение.

8.Иммуноблотинг: принцип, применение.

 

ЗАНЯТИЕ-5        10.04

Тема: «МЕДИЦИНСКИЕ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ»

Вопросы для обсуждения:

1. Препараты для создания активного искусственного иммунитета.

2. Современная классификация вакцин.

3. Принцип и механизм действия вакцин.

4. Анатоксины. Приготовление, титрование, применение.

5. Ассоциированные и комбинированные препараты. Роль адъювантов.

6. Препараты для создания пассивного искусственного иммунитета.

7. Получение, очистка, титрование лечебных сывороток.

8. Сывороточные осложнения, их профилактика.

9. Аллергены. Их применение.

10. Иммуномодуляторы. Адаптогены.

ЗАНЯТИЕ-6         17.04

Тема: ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «УЧЕНИЕ ОБ ИНФЕКЦИИ И ИММУНИТЕТЕ»

Тестовый контроль. Вопросы к зачету см. на стенде МПФ.

ЗАНЯТИЕ-7         24.04

Тема: ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «УЧЕНИЕ ОБ ИНФЕКЦИИ И ИММУНИТЕТЕ (продолжение)»

Собеседование с преподавателем.

Список иммунобиологических препаратов см. на стенде МПФ.

ЗАНЯТИЕ-8             8.05

Тема: «ПАТОГЕННЫЕ И УСЛОВНО-ПАТОГЕННЫЕ МИКОБАКТЕРИИ. ВОЗБУДИТЕЛИ ДИФТЕРИИ, КОКЛЮША И ПАРАКОКЛЮША»

Вопросы для обсуждения:

1. Таксономическое положение и морфология возбудителей туберкулеза (виды туберкулезных микобактерий и их дифференциация).

2. Особенности химического состава возбудителей туберкулеза.

3. Питательные среды, используемые для культивирования туберкулезных микобактерий, характер и особенности роста.

4. Входные ворота инфекции при туберкулезе, особенности патогенеза.

5. Методы микробиологической диагностики туберкулеза, ускоренная диагностика.

6. Аллергические пробы при туберкулезе, их механизм и техника постановки.

7. Определение чувствительности туберкулезных микобактерий к противотуберкулезным препаратам.

8. Особенности возбудителя лепры.

9. Микробиологическая диагностика лепры.

10. Препараты для специфической профилактики и лечения туберкулеза и лепры.

11. Таксономия и характеристика возбудителей дифтерии и коклюша.

12..Питательные среды для культивирования дифтерийных и коклюшных бактерий.

13. Эпидемиология, патогенез, основные клинические проявления дифтерии и коклюша, особенности иммунитета.

14. Микробиологическая диагностика дифтерии и коклюша.

15. Выявление антитоксического иммунитета при дифтерии.

16. Препараты для специфической профилактики, лечения и диагностики дифтерии и коклюша.

 

ЗАНЯТИЕ-9    15 .05

Тема: «ВОЗБУДИТЕЛИ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ: БРЮШНОГО ТИФА, САЛЬМОНЕЛЛЕЗОВ, ЭШЕРИХИОЗОВ»

Вопросы для обсуждения:

1. Методы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний человека.

2. Классификация семейства Enterobacteriaceae.

3. Состав и применение дифференциально-диагностических сред при диагностике кишечных инфекций.

4. Морфологические и биологические свойства сальмонелл, факторы патогенности.

5. Источник, механизм, пути заражения при брюшном тифе.

6. Патогенез брюшного тифа и микробиологическая диагностика соответственно стадиям патогенеза заболевания.

7. Динамика антителообразования в разные периоды заболевания брюшным тифом.

8. Источники, механизм и пути заражения при сальмонеллезах.

9. Микробиологическая диагностика сальмонеллеза.

10. Характеристика E.coli.

11. Роль E.coli в норме и патологии. Значение условно-патогенных штаммов E.coli в этиологии различных гнойно-воспалительных процессов.

12. Микробиологическая диагностика энтеральных эшерихиозов.

ЗАНЯТИЕ-10 22.05

Тема: «ВОЗБУДИТЕЛИ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ: БРЮШНОГО ТИФА (продолжение), САЛЬМОНЕЛЛЕЗОВ (окончание), КОЛИЭНТЕРИТА (окончание), ШИГЕЛЛЕЗОВ»

Вопросы для обсуждения:

1. Бактериологический метод диагностики брюшного тифа, сальмонеллезов.

2. Серодиагностика брюшного тифа, техника постановки серологических реакций.

3. Антигенные свойства сальмонелл (схема Кауффмана-Уайта).

4. Использование адсорбированных сывороток при идентификации сальмонелл.

5.  Внутривидовая идентификация сальмонелл (фаготипирование).

6. Препараты для спец. профилактики, лечения брюшного тифа и сальмонеллезов

7. Антигенная структура E.coli, дифференциация энтеропатогенных E.coli от условно-патогенных штаммов.

8. Классификация шигелл, морфологические, тинкториальные, ферментативные свойства.

9. Биологические свойства шигелл. Факторы патогенности.

10. Бактериологический метод диагностики шигеллезов.

ЗАНЯТИЕ-11 29.05

Тема: «ВОЗБУДИТЕЛИ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ: БРЮШНОГО ТИФА (окончание), ШИГЕЛЛЕЗОВ (окончание), ХОЛЕРЫ, КИШЕЧНОГО ИЕРСИНИОЗА».

Вопросы для обсуждения:

1. Диагностика брюшнотифозного бактерионосительства.

2. Учет результатов фаготипирования возбудителя брюшного тифа.

3. Бактериологический метод диагностики шигеллезов.

4. Характеристика и таксономическое положение холерного вибриона.

5. Источники, механизм и пути передачи холеры.

6. Патогенез и микробиологическая диагностика холеры.

7. Препараты для спец. профилактики, лечения и диагностики кишечных инфекций.

8. Таксономия и характеристика иерсиний.

9. Возбудители кишечного иерсиниоза и псевдотуберкулеза.

10. Микробиологическая диагностика иерсиниозов.

 

ЗАНЯТИЕ-12 5.06

Тема: ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМАМ: «ВОЗБУДИТЕЛИ БАКТЕРИАЛЬНЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ»; «ВОЗБУДИТЕЛИ ТУБЕРКУЛЕЗА, ЛЕПРЫ, ДИФТЕРИИ, КОКЛЮША, ЛЕГИОНЕЛЛЕЗА» (тестовый контроль).

  • Контрольные вопросы к зачету: см. «Вопросы для обсуждения»

ЗАНЯТИЕ-13 26.06

Тема: ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМАМ: «ВОЗБУДИТЕЛИ БАКТЕРИАЛЬНЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ»; «ВОЗБУДИТЕЛИ ТУБЕРКУЛЕЗА, ЛЕПРЫ, ДИФТЕРИИ, КОКЛЮША, ЛЕГИОНЕЛЛЕЗА» (собеседование с преподавателем)

  • Контрольные вопросы к зачету: см. «Вопросы для обсуждения»

ЗАНЯТИЕ-14 ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

Ликвидация задолженностей по всем пройденным темам будет проводится в дополнительное время, назначенное преподавателем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: