Общение как обмен информацией

Информация не просто передается, но уточняется, развивается и в целом формируется. Участники коммуникации выступают как субъекты (обладают сознанием) оказывающие воздействие, влияние друг на друга.

Коммуникативные барьеры — имеют природу психическую или социальную. Они препятствуют успешной передачи информациию Барьеры порождаются социальными различиями людей. Наличие негативных установок по отношению к человеку. Темпераментные различия, в гендере, возрасте и т.д.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. По своему назначению общение многофункционально. Рассмотрим его основные функции:

1) контактная - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2) информационная - обмен сообщениями, мнениями, решениями;

3) побудительная - стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

4) функция понимания - адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний;

5) эмотивная - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а так же изменение с его помощью своих переживаний и состояний;6)функция установления отношений - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;7)функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны.

Коммуникативная сторона в узком смысле состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания др. друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации.

Модель коммуникативного процесса по Лассуэллу включает 5 элементов:

Кто? (передает сообщение) – коммуникатор,

Что? (передается) – сообщение,

Как? (осуществляется передача) – канал,

Кому? (направлено сообщение) – Аудитория,

С каким эффектом? – эффективность. Существуют три позиции коммуникатора: открытая, отстраненная, закрытая. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Диалог ведут между собой личности, обладающими определенными намерениями (интенциями), т.е. диалог представляет собой «активный двусторонний характер взаимодействия партнеров».

Невербальная коммуникация – поведение сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению.

Основные функции невербальных средств общения: Информативная, Регулятивная, Репрезентация эмоциональных состояний, Прогностическая, Маскирующая (контроль своих телесных проявлений, сознательное употребление одних и избегание других), Замещение (неверб. сообщения используются вместо вербальн.)Структурная схема невербального поведения 1. Акустическая: Экстралингвистика (паузы, кашель, смех, плач), Паралингвистика (интонации, тембр, темп, громкость голоса). 2. Оптическая:экспрессия (мимика, позы, жесты, походка, физиогномика),невербальные действия (грохот, скрип, шуршание),контакт глаз. 3. Кинестетика:(рукопожатие, похлопывание, поза, телодвижения). 4. Ольфактическая: (запах тела, запах косметики).

 



Природа и структура общения. Общение как взаимодействие.

НЕМОВ: Дайте определение общения, раскройте его структуру, виды общения.

Далее обратить внимание на общение, как непосредственное взаимодействие: в совместной деятельности, например, при групповой работе, при групповом принятии решений, т.е. в данном случае акцент надо поставить на том, как общаются/взаимодействют люди в различных видах и совместной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: