Аудирование и средства организации текста для аудирования

Аудирование как один из видов речевой деятельности представляет собой одну из наиболее сложных задач в процессе обучения иностранному языку. Обучение аудированию складывается последовательно из следующих логических этапов, включающих обучение на основе: 1) специальной системы упражнений; 2) вербальных и невербальных опор; 3) специальным образом организованных учебных текстов для устного предъявления; 4) аутентичных текстов. Рассмотрим каждый из вышеприведённых этапов.

Специальная система упражнений включает определение на слух: 1) слов с определённым звуком в высказывании преподавателя; 2) долгих и кратких звуков; 3) значения слов, имеющих одинаковое звучание; 4) ударных слогов и слов; 5) выделение (поиск) в речевом потоке заданного преподавателем слова; 6) различия в значении глагола в зависимости от следующих за его формой послелогов; 7) тематической классификации слов;

8) восстановление начала и конца предложения; 9) перевод со слуха определённых сочетаний, поговорок; 10) устранение из прослушанного текста тематически лишнего предложения; 11) выделение в прослушанном тексте терминов, определённых форм (личных и неличных) глагола;

12) прослушивание диалога и передача его содержания (на русском или иностранном языках); 13) определение общего содержания рассказа по заглавию; 14) прослушивание текста и его озаглавливание; 15) синхронный перевод сообщения; 16) двусторонний перевод диалога.

Аудирование текста на основе вербальных или невербальных (схема, чертеж, график) опор облегчает понимание иноязычного высказывания, а также изложение понятого содержания с точки зрения смысла и логики. Вербальная опора, как правило, содержит подлежащее и сказуемое (в личной форме или инфинитиве) каждого предъявляемого для аудирования предложения. Текст для аудирования может предварять работу над основным учебным текстом, т.к. излагает его главное содержание, или же завершать работу над определенной темой, расширяя в таком случае фоновые знания обучающихся. Невербальная опора представляет собой способ передачи информации с помощью графиков, схем, диаграмм, рисунков или фотографий и т.п. Используя невербальную опору, преподаватель опирается на приобретенный ранее опыт обучающимися, связанный с пониманием содержания информации невербального характера. Целесообразно иметь комплект вербальных и невербальных опор по каждой изучаемой технической теме.

Определенные требования следующего характера предъявляются к тексту для аудирования: 1) объем текста не должен превышать 600 печатных знаков; 2) длина предложений равна 7±2 лексические единицы; 3) количество абзацев − не более трёх, причем каждый из абзацев служит для раскрытия одной подтемы; 4) каждый абзац должен содержать четко прослеживаемую лексико-тематическую линию, состоящую из имен существительных и их заместителей; 5) текст для аудирования должен содержась именные, предикативные и фактографические смысловые ряды. Рассмотрим пример текста, составленного на основе именных смысловых рядов:

А. Иванов родился и жил в Москве. Москва, как известно, один из крупнейших городов нашей страны. А любой крупный город имеет большие возможности для образования. И Иванов мог получить свое образование в одном из лучших учебных заведений страны − МГУ,

МГУ − это большая научная школа страны. Так как наука всегда привлекала Иванова, то после окончания университета он продолжил обучение в аспирантуре МГУ.

Успешная учеба в аспирантуре позволила Иванову написать блестящую монографию по теме своего исследования. Вышеупомянутая монография положила начало научным изысканиям в такой современной области знаний, как голография.

Текст содержит следующие ветви лексико-тематических линий (ЛТЛ), которые образуются из ключевых слов, необходимых для описания одной проблемы:

ЛТЛ 1: Москва − один из крупнейших городов − любой крупный город;

ЛТЛ 2: возможности для образования − свое образование;

ЛТЛ 3: в одном из лучших учебных заведений страны − МГУ − большая научная школа страны;

ЛТЛ 4: наука − в аспирантуре МГУ − успешная учеба в аспирантуре − блестящая монография − исследование − вышеупомянутая монография − научные изыскания − в такой современной области знаний − голография.

Обучающийся на основе ЛТЛ составляет опору для передачи содержания письменно в тетради, поэтому текст для аудирования предъявляется преподавателем до трех раз. При именном смысловом ряде в качестве основного организующего текст элемента опора имеет вид ЛТЛ текста; при предикативном − группы подл. + сказ.; а при фактографическом − последовательность цифр, связанных с датами (если это текст-биография), количеством предметов и т. п.

Изложенная система обучения аудированию иноязычного текста поможет подготовить обучающихся к пониманию аутентичных текстов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: