16.03.2020
КОМПОЗИЦИЯ СОСТАВА
Назначение и категории пассажирских поездов
По назначению пассажирские поезда делятся на:
· пассажирские из вагонов пассажирского парка для перевозки пассажиров, багажа и почты;
· почтово-багажные из вагонов пассажирского и грузового парка для перевозки почты, багажа и грузобагажа; на участках, где обращение пассажирских поездов не предусмотрено, в почтово-багажные поезда могут включаться отдельные пассажирские вагоны для перевозки пассажиров;
· грузопассажирские из вагонов грузового и пассажирского парка для перевозки грузов и пассажиров на малодеятельных участках;
· людские — грузовые поезда, в которые поставлено не менее 10 вагонов, занятых людьми.
Категории поездов:
· по дальности следования – дальние, следующие на расстояние свыше 700 км; местные — до 700 км; пригородные — до 150 км;
· по скорости движения — скоростные, скорые и пассажирские.
Скоростные пассажирские поезда имеют маршрутную скорость не менее 85 км/ч (при допускаемой скорости 141—200 км/ч). Стоянки этих поездов предусматриваются только на станциях для выполнения технических операций, а также в республиканских, краевых и областных центрах.
Скорые поезда должны иметь маршрутную скорость не менее 50 км/ч. Она должна быть больше маршрутной скорости самого быстрого пассажирского на данном направлении не менее, чем на 5 км/ч. Стоянки предусматриваются на станциях для выполнения технических операций, в республиканских, краевых и областных центрах, а по согласованию с МПС России — на отдельных прочих станциях.
Пассажирские поезда назначаются для освоения остального пассажиропотока. Они делятся:
· по регулярности движения — круглогодичные, летние и разового назначения;
· по периодичности движения — ежедневные, следующие через день (по четным или нечетным числам), по определенным дням недели или числам месяца;
· по уровню предоставляемого сервиса выделяются фирменные поезда. В соответствии с действующим Отраслевым стандартом ОСТ 32-24-93 (28) пассажирским поездам может присваиваться категория «фирменный с индивидуальным наименованием».
Составы пассажирских поездов
Составы пассажирских поездов определяются, исходя из их назначения и категории. В составы скорых поездов обычно включаются по 15—20 вагонов, в том числе вагон-ресторан, мягкие вагоны с двухместными (СВ) и четырехместными купе (МК), купейные (К), купейные с буфетом (КБ), купейные с радиоузлом (КР), плацкартные (ПЛ), вагоны-передвижные камеры хранения (ПКХ), иногда багажные (Б), почтовые (П), вагоны-гаражи (В-гар). При небольших расстояниях пробега скорые поезда можно составлять из вагонов с местами для сидения (О).
Составы пассажирских поездов отличаются от скорых тем, что в них может быть включено меньше мягких и купейных вагонов, но больше вагонов с общими местами и межобластного типа (ОБЛ) (табл. 4.2).
В составы поездов международного сообщения включаются вагоны габарита «РИЦ» 1 и 2-го классов (Р1, Р2, Р1—2).
Расположение вагонов в составе пассажирского поезда определенной категории называется композицией состава (рис. 4.1).
С целью организации взаимозаменяемости составов в пунктах оборота для лучшего использования подвижного состава, облегчения работы билетных кассиров и повышения качества обслуживания пассажиров устанавливаются на направлениях унифицированные схемы формирования поездов.
Вагоны в составах располагаются в определенной последовательности с порядковой их нумерацией. Схемы формирования составов указываются в книгах служебного расписания движения пассажирских поездов.
Композиция фирменных поездов может отличаться от унифицированной.
Составы пассажирских поездов некоторых категорий и их вместимость представлены в табл. 4.2.
Нумерация пассажирских поездов
Каждому пассажирскому поезду в соответствии с его категорией и графиком движения при отправлении со станции формирования и оборота присваивается номер, который сохраняется на всем пути его следования до станции назначения или, соответственно, до станции, где заканчивается расписание данного поезда.
Изменение номера поезда с четного на нечетный или обратно происходит в пунктах, предусмотренных графиком движения поездов согласно Инструкции по учету выполнения графика движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов [25].
Запрещается присваивать поездам нумерацию, не соответствующую категории и назначению.
В графике движения поездам присваиваются следующие номера:
Пассажирские
· скорые круглогодичного обращения 1—99
· скорые летние 101—156
· скоростные 157—169
· дальние круглогодичного обращения 171—299
· дальние летние 301—399
· разового назначения вывозные 401—499
· разового назначения пунктирные 501—599
· местные 601—699
· туристско-экскурсионные 801—899
· пригородные 6001—6998
Почтово-багажные, грузо-пассажирские и другие людские поезда
· почтово-багажные 901—948
Таблица 4.2