Требования к содержанию и структуре курсовой работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Юридический институт

 

Методические указания

К выполнению курсовой работы

Для студентов очной, очно-заочной и заочной формы обучения

Направления подготовки

Юриспруденция

 

 

Севастополь 2019


 

УДК 34

 

 

Методические указания к выполнению курсовой работы / Сост.:
д.ю.н. Коваль В.Н., доц. Стаценко О.С. – Севастополь: СевГУ, 2019. – 14 с.

 

Методические указания предназначены для учебно-методического обеспечения дисциплин, по которым учебным планом предусмотрено выполнение курсовой работы. Целью методических указаний является оказание помощи студентам очной, очно-заочной и заочной формы обучения при выполнении курсовой работы.

 

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Теория и история государства и права», протокол № 3 от 16.11.2018.

 

Рекомендовано в качестве методических указаний для студентов направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

 

© ФГАОУ ВО «Севастопольский

государственный университет», 2019


 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И СТРУКТУРЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 5

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 10

Приложение 1. 11

Приложение 2. 12

 


 





ВВЕДЕНИЕ

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание курсовой работы.

Выполнение курсовой работы способствует совершенствованию собственных знаний и умений обучающихся, позволяет им более полно ориентироваться в потоке научной и практической информации, объективно оценивать социально-правовые явления и про­цессы.

Курсовая работа помогает обучающимся логически грамотно выражать и обосновывать точку зрения, свободно оперировать юридическими категориями и понятиями, увязывать теоретические положения с юридической практикой правотворческой и правоприменительной деятельности.

В рамках курсовой работы студент осуществляет обобщение приобретенных знаний, их анализ и оценку, приобретая начальный опыт научно-исследовательской работы и развивая способности излагать теоретические положения и аргументировано раскрывать их сущность, формулировать самостоятельные выводы и вырабатывать собственные практические рекомендации.

Основными целями курсовой работы являются:

1. Обучение самостоятельному применению теоретических знаний.

2. Получение практических навыков научного исследования.

3. Формирование юридического мировоззрения и правовой культуры.

Курсовая работа долж­на основываться на нормативно-правовых актах, специальной на­учной и справочной литературе; носить самостоятельный, творческий, логически связанный, непротиворечивый характер; содержать авторские обобщения и выводы, касающиеся исследуемой проблематики.

Курсовая работа является формой кон­троля знаний обучаемых. Оценка курсовой работы определяется по итогам ее защиты.

Настоящие методические указания призваны оказать помощь обучающимся при выполнении курсовой работы.

 


 


ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И СТРУКТУРЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

В соответствии с учебным планом бакалавриата направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» студенты пишут курсовую работу.

Курсовая работа представляет собой самостоятельное исследование, дающее представление об определенной юридической проблеме и свидетельствующее о знаниях, умениях студента осуществлять научные исследования в соответствующей области.

Выполнение курсовой работы помогает студентам вырабатывать навыки логического анализа содержания монографических работ, нормативного материала, учебной литературы, развивает умение правильно формулировать и раскрывать теоретические положения, способствует овладению правовой терминологией, что имеет важное значение для юриста и, в конечном счете, направлено на более глубокое и прочное усвоение программного материала.

Курсовая работа, кроме того, является одной из форм контроля знаний со стороны преподавателей за учебой студентов, позволяет проверить, насколько успешна их самостоятельная работа, а также отношение к изучаемому предмету.

Курсовая работа - это научное исследование, которое представляет собой спланированный трудовой процесс, состоящий из ряда вытекающих одна из другой стадий.

Весь процесс написания курсовой работы условно можно разделить на следующие этапы:

1. Выбор темы курсовой работы.

Обучающийся должен внимательно ознакомиться с примерной тематикой курсовых работ, предложенной кафедре, выбрать тему и сообщить о ней специалисту кафедры. Можно предложить свою собственную тему исследования, предварительно согласовав ее с научным руководителем. Выбор темы курсовой работы осуществляется в течение первого месяца семестра, в котором выполняется курсовая работа.

2. Составление и согласование плана курсовой работы.

Наличие плана курсовой работы позволяет осветить в ней только те вопросы, которые относятся к теме, обеспечить четкость и последовательность в изложении материала.

Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно разделить на подразделы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только часть темы. После составления плана работы необходимо согласовать его с научным руководителем.

3. Сбор научной информации по теме, подготовка библиографии, изучение литературы и нормативного материала.

В основе успешного выполнения курсовой работы лежит сбор научной информации. Для расширения круга источников полезно использовать возможности различных библиотек, в том числе и электронных версий.

Для подбора и составления списка литературы необходимо внимательно ознакомиться с каталогом Научной библиотеки СевГУ.

Список используемой литературы должен включать монографические работы, учебные пособия, нормативный материал и научные статьи, основные нормативно-правовые акты, материалы правоприменительной практики. После консультации с научным руководителем по подобранным источникам студент приступает к углубленному изучению необходимой литературы.

4. Анализ собранного материала, изложение темы.

Анализ собранного материала и изложение темы - самый важный и ответственный момент в процессе подготовки курсовой работы.

В целях более организованного и упорядоченного изучения материалов рекомендуется такая последовательность его обработки, которая позволит от общих представлений по данной теме получить более подробные, глубокие знания по конкретным проблемным вопросам, детализируя общее представление о теме. Следовательно, необходимо сначала изучить содержание учебников и учебных пособий, затем монографий и научных статей, а в последующем нормативной базы.

В необходимых случаях студентам рекомендуется для большей аргументированности высказываемой позиции или для наглядности и достижения более сильной эмоциональной окраски изложения использовать цитирование, однако оно не должно быть чрезмерным и подменять истинное назначение научного исследования, а именно: самостоятельный анализ проблемы и ее раскрытие через призму собственного понимания и отношения к ней.

Ценность научного исследования в рамках курсовой работы заключается в большой степени самостоятельности студента при изложении изученного материала. Содержанием работы не должно являться краткое изложение собранного по данной теме материала. Студент должен показать высокий уровень теоретической подготовки и способность самостоятельно анализировать полученные знания и на основе этих критически осмысленных знаний формулировать собственные выводы по заявленной проблематике. При выражении собственного мнения обязательна аргументация и четкое обоснование высказываемой точки зрения.

5. Оформление курсовой работы.

Оформление курсовой работы должно соответствовать действующим в Российской Федерации ГОСТам.

Курсовой работ следует печатать на компьютере через полуторный интервал на листах белой бумаги формата А4 шрифтом Times New Roman, кегль 14, абзацный отступ – 1,25 см.

При выполнении работы следует выдерживать поля следующих размеров: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – 2 см.

Каждый раздел стоит начинать с нового листа.

Объем курсовой работы устанавливается в пределах 30-35 страниц.

Структура курсовой работы включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- библиографический список;

- приложения (при необходимости).

Каждый лист должен быть пронумерован. Страницы (листы) нумеруются арабскими цифрами (без кавычек, черточек и других украшений), колонтитул – 1 см (титульный лист включают в общую нумерацию, но номер страницы на нем не ставят). Также номер страницы не ставится на содержании работы.

Текст каждого раздела курсовой работы начинается с названия и его порядкового номера в соответствии с содержанием.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и оформляется по установленной форме (приложение 1).

На второй странице размещается «Содержание» курсовой работы и указывается, на каких страницах размещены главы, параграфы.

Курсовая работа в соответствии с содержанием начинается с «Введения», где обосновывается актуальность, указываются причины избрания данной темы, показывается степень ее разработанности в различных трудах ученых. Обязательно необходимо указывать объект и предмет, цели и задачи курсовой работы.

В основной части работы логически последовательно раскрываются поставленные вопросы. В первом вопросе особое внимание уделяется определению понятий и категорий, которые рассматриваются в данной теме. Нужно соблюдать логику изложения, используя основные способы – от общего к частному или от частного к общему.

В «Заключении» автор подводит итог сделанной работы, указывает, с какими трудностями пришлось столкнуться при изложении избранной темы, выделяет узловые или вызвавшие интерес проблемы. Следует отметить, какие вопросы имеют практическую значимость для деятельности, обеспечения прав человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка. Обобщения и выводы необходимо излагать кратко и своими словами.

При написании курсовой работы необходимо приводить ссылки на авторов и источники, из которых взяты те или иные данные. Использование материала без ссылки на его автора или источник заимствования является плагиатом.

Ссылки приводят ко всем материалам, имеющим количественную, фактическую и персональную информацию. Библиографическую с ссылку приводят арабскими цифрами в квадратных скобках и располагают в строку с текстом сразу после цитаты или упоминания труда. Точка ставится в конце предложения после квадратных скобок. Ссылка на труды, которые в работе упоминаются только как источник информации, то запись предусматривает указания конкретных страниц, например: «Изучением данного вопроса занимались такие учёные, как М. М. Гродзинский [25], М. С. Строгович [36] и многие другие». Порядковый номер указывает, под каким номером цитируемые труды располагаются в Списке литературы. Если объектов ссылки несколько (ряд авторов или несколько работ одного и того же автора), то их оформляется комплексная библиографическая ссылка, где в алфавитном порядке отмечаются порядковые номера нужных источников, разделённые точкой с запятой. Например: «Исследованиями ряда авторов [15; 38; 103] установлено, что...». При ссылке на конкретный фрагмент текста указывают сначала порядковый номер источника в списке, затем через запятую – номер страницы (страниц). Например, в тексте: [10, с. 81] или [10, с. 101 – 102]. В списке: 10. Бердяев Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. – М.: Мысль, 1990. – 175 с.

В случаях, когда необходимо указать страницы цитируемых работ в сочетании с общими номерами остальных источников, применяются комбинированные ссылки, например: «Как видно из исследований последних лет [12; 34; 52, с. 14 – 19; 64, с. 21 – 23]». 

Научный этикет требует точного воспроизведения цитируемого текста: без изменения его смысла и с сохранением оригинальных грамматических форм, правописания и пунктуации, наличествующих в первоисточнике. Цитирование не допускает также произвольного сокращения авторского текста. Если пропуск слов, предложений, абзацев всё же необходим, то авторский текст не должен быть искажён. Пропуски в процессе сокращения цитаты (в начале, внутри или в конце) обозначаются многоточием, заключённым в угловые скобки (<...>). Если перед изъятым текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется. Текст цитаты заключается в кавычки. Если цитату оформляют как прямую речь с сопровождением словами автора магистерской диссертации, то применяют соответствующие знаки препинания по схеме: «Цитата, – слова автора, – цитата».   

Оформление «Библиографического списка» является важной составной частью написания курсовой работы. В список включаются только те источники, которые студент самостоятельно изучил при написании курсовой работы и на которые сделаны ссылки в самой работе.

Список оформляется в соответствии с нормативными требованиями, действующими на период написания курсовой работы - ГОСТ Р 7.0.5 — 2008 «Библиографическая ссылка». Если в работе используются ресурсы сети Интернет, то оформление необходимо производить в соответствии с ГОСТ 7.82 — 2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов». Пример оформления библиографического списка дан в Приложении 2.

«Приложения» являются самостоятельной частью работы. Их оформляют или как продолжение работы с сохранением общей для всего текста сквозной нумерации, или в виде отдельной части работы. На все материалы, вынесенные в приложения, в основном тексте магистерской работы должны обязательно быть ссылки. Порядок появления этих ссылок определяет последовательность приложений. По форме это могут быть тексты, графики, диаграммы, таблицы, схемы, рисунки, карты. Каждое приложение начинается с нового листа. Возможно размещение двух приложений на одном листе при условии сохранения целостности (неразрывности) каждого.

После завершения курсовая работа сдается для регистрации специалисту кафедры, где регистрируется и передается руководителю курсовой работы.

6. Защита курсовой работы.

Руководитель курсовой работы по итогам предварительной проверки вправе не допустить курсовую работу к защите, если работа имеет существенные недостатки в изложении материала или тема работы в большей части не раскрыта, либо имеются нарушения требований по оформлению курсовой работы.

Защита курсовой работы проводится на открытой конференции и заключается в докладе обучающегося по его (ее) существу, при необходимости с использованием наглядного графического (иллюстрационного) материала (схем, графиков и т.д.), а также в ответах обучающегося на вопросы преподавателя и других обучающихся, присутствующих на защите.

При докладе необходимо придерживаться следующего плана:

1. Тема работы.

2. Актуальность темы.

3. Цель и задачи курсовой работы.

4. Объект и предмет исследования.

5. Краткий анализ глав работы.

6. Выводы и практическая ценность работы.

Оценка выставляется с учетом качества выполненной работы и результатов ее защиты. В случае оценки курсовой работы "неудовлетворительно" слушатель должен подготовить работу заново по той же самой теме или другой, по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедрой, пройти ту же самую процедуру защиты. Оценка за курсовую работу выставляется в зачетную книжку. Студенты, не защитившие курсовую работу, считаются имеющими академическую задолженность.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: