В дошкольном возрасте

1. Методика выявления детской одаренности для родителей

 (Разработанная И.Г. Холлом, Н.Скиннером)

Разработана американскими учеными И.Г. Холлом, Н.Скиннером специально для родителей. Охватывает возрастной диапазон от одного месяца до семи лет.

Состоит из трех относительно самостоятельных частей: «Общие двигательные способности», «Двигательные способности более специального характера» и «По­знавательный язык».

ИНСТРУКЦИЯ.

В таблицах рядом с названием каждой способности указана возрастная норма в месяцах. Кроме целых значений приведены даже сотые доли. Рядом, в четвертом столбце таблицы, приводится опережение на 30%, оно аналогично «коэффициенту интеллекта» - 140 баллов. Данное опережение обычно квалифицируется как ода­ренность.

Сопоставьте показатели своего ребенка с данными, представленными в табли­цах.

Общие двигательные способности

Наименование усвоенного действия норма в месяцах опережение на 30%
1. Поднимает подбородок, лежа на животе 1 0,30
2. Держит голову и корпус 2 1,40
3. Переворачивается лежа 3 2,40
4. Сидит при поддержке 4 2,80
5. Сидит самостоятельно 7 4,90
6. Стоит с посторонней помощью 8 5,60
7. Стоит, держась за опору 9 6,30
8. Ползает И 7,70
9. Устойчиво стоит сам 11 7,70
10. Ходит самостоятельно 12,5 8,75
11. Ходит, прекратив ползать 15 10,50
12. Ползает по ступенькам лестницы 15 10,50
13. Поднимается по ступенькам 18 12,50
14. Самостоятельно сидит на стуле 18 12,60
15. Переворачивает страницы книги 18 12,60
16. Спускается по ступенькам лестницы, держась одной рукой за опору 21 14,70
17. Поднимается по ступенькам, держась за пери­ла 21 14,70
18. Хорошо бегает (без падений) 24 16,80
19. Поднимается и спускается по ступенькам са­мостоятельно 24 16,80

 

20. Ходит на цыпочках 30 21,00
21. Прыгает одновременно двумя ногами 30 21,00
22. Чередует ноги, поднимаясь по ступенькам 36 25,20
23. Прыгает с места 36 25,20
24. Катается на трехколесном велосипеде, исполь­зуя педали 36 25,20
25. Прыгает на одной ноге 48 33,60
26. Бросает мяч 48 33,60
27. Прыгает с чередованием ног 60 42,00

Двигательные способности более специального характера

Наименование усвоенного действия норма в месяцах опережение на 30%
1. Схватывает и тут же выпускает из рук ложку 1 0,70
2. Координирует глаза по вертикали 1 0,70
3. Играет с погремушкой 3 2.10
4. Манипулирует с мячиком, проявляет интерес к деталям 6 4,20
5. Координированно натягивает ленту 7 4,90
6. Избирательно пользуется левой и правой ру­кой 8 5,60
7. Держит предмет между пальцами и ладонью 9 6,30
8. Координированно держит карандаш 11 7,70
9. Самостоятельно толкает игрушечный автомо­биль 11 7,70
10. Самостоятельно рисует каракули 13 9,10
11. При рисовании имитирует штрихи 15 10,50
12. Сгибает лист бумаги 21 14,70
13. При рисовании имитирует штрихи типа О и Y 24 16,80
14. Имитирует штрихи типа Yи Н 30 21,00
15. Имитирует мостик из кубиков 36 25,50
16. Рисует человека, составляя его из частей 48 33,60
17. Рисует четко различаемую фигуру человека 60 42,00
18. Копирует треугольник 60 42,00
19. Рисует человека с изображением шеи, рук, одежды 72 50,40

 

Познавательный язык

Наименование усвоенного действия норма в месяцах опережение на 30%
1. «Социальная улыбка» при виде человека 1,5 1,05
2. Издает четыре и более звуковых тонов 1,6 1,12
3. Визуально опознает мать 2 1,40
4. Реагирует на звук взором 2,2 1,54
5. Издает два разных звука 2,3 1,61

 

6. Произносит четыре разных слога 7 4,90
7. Произносит «да - да» или нечто аналогичное 7,9 5,53
8. Реагирует на свое имя 9 6,3
9. Проявляет интерес к картинкам в книгах 10 7,00
10. Имитирует слова 12,5 8,75
И. Имеет активный словарный запас не менее трех слов (помимо «ма-ма» и «да-да») 14 9,80
12. Имеет активный словарь из 4-6 слов, включая имена 15 10,50
13. Показывает названную часть тела 17 11,90
14. Называет один предмет («Что это?») 17,8 12,46
15. Выполняет указание положить предмет на стул 17,8 12,46
16. Имеет активный словарь из 10 слов 18 12,60
17. Имеет активный словарь из 20 слов 21 14,70
18. Соединяет два или три слова 21 14,70
19. Пользуется словами: «я», «ты», «мне» 24 16,80
20. Называет три и более предметов на картинке 24 16,80
21. Способен опознать пять и более предметов 24 16,80
22. Опознает семь предметов 30 21,00
23. Называет свое имя 30 21,00
24. Называет пять предметов на картинке 30 21,00
25. Способен сказать, как используются те или иные предметы 30 21,00
26. Считает (перечисляет) предметы до трех 36 25,20
27. Различает пол человека 36 25,20

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Если Ваш ребенок опережает норму на 30% и более по представленным па­раметрам, то есть основания считать его одаренным. Опережение необходимо по большинству представленных параметров.

Одаренность в данном случае рассматривается не как одномоментное состоя­ние, а как динамическая характеристика.

2. Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа (5-10 лет)

Общая характеристика Эта методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Инструкция Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: (++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно; (0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; (-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому. Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15минут. Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки и др.)

74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: