1. Понятие психической функции.
2. Понятие высших психических функций.
3. Виды основных психических функций (ощущение, восприятие, представление, внимание, эмоция, мотивация, память, речь, мышление, сознание).
4. Представление о физиологических и психо-физиологических методах исследования психических функций.
5. Понятие ощущения. Представление о природе ощущения.
6. Понятие восприятия. Представление о его механизме.
7. Понятие внимания. Виды внимания. Представление о механизмах внимания с позиций Павлова и Ухтомского. Физиологические корреляты внимания.
8. Понятие мотивации. Классификация мотивации. Представление о механизме их возникновения. Роль в этом процессе гипоталамуса и коры больших полушарий.
9. Понятие эмоции. Виды эмоций. Представление о механизме их возникновения. Роль различных структур мозга в формировании эмоциональных состояний. Биологическая и социальная роль эмоций.
10. Понятие памяти. Виды памяти. Представление о механизмах кратковременной и долговременной памяти.
|
|
11. Понятие мышления. Виды мышления. Развитие абстрактного мышления в онтогенезе человека. Роль различных структур мозга в реализации процесса мышления.
12. Понятие сознания. Представление о под- и сверхсознании, их соотношении с сознанием.
13. Понятие речи. Виды речи и функции речи. Представление о механизмах речи, функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга, связанной с развитием речи у человека.
14. Понятие о целенаправленном поведении.
15. Анализ компонентов функциональной системы поведенческого акта.
16. Представление о труде как об одном из проявлений целенаправленной деятельности человека.
17. Виды целенаправленного поведения.
СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
РАБОТА № 1. Определение объема кратковременной
Слуховой памяти и оценка ее избирательного характера.
(«Практикум …», работа № 7.17, c.276).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Убедиться в существовании кратковременной памяти и условий, влияющих на ее объем, а также в ее избирательном характере.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:
(Записать запомнившиеся слова и величины объемов кратковременной памяти).
Набор слов № 1:
Набор слов № 2:
Индивидуальный объем кратковременной памяти | Среднегрупповой объем кратковременной памяти | |
Набор слов № 1 | ||
Набор слов № 2 |
ВЫВОД: (1. Сравнить объемы индивидуальной кратковременной памяти со среднегрупповой; 2. Отметить факторы, обеспечивающие избирательный характер памяти).
РАБОТА № 2. Определение объема внимания.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Определить объем внимания.
|
|
ХОД РАБОТЫ: На предлагаемой таблице находят последовательно определенное количество цифр по порядку за одну минуту.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
(значение объема внимания у испытуемого)
Обнаружено цифр.
Критерии оценки:
10 цифр – объем внимания маленький,
15 цифр – объем внимания средний,
более 16 – объем внимания большой.
ВЫВОД: ( Охарактеризовать объем внимания, что повлияло на величину объема внимания в обследовании.)
РАБОТА № 3. Определение переключаемости внимания.
(«Практикум …», работа № 7.22, c.283).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить переключаемость внимания.
ХОД РАБОТЫ: Для работы необходимы таблицы А и Б. О переключаемости внимания судят: в таблице А – по доле правильно названных фигур (до 30% – переключаемость внимания низкая, от 30% до 60% – переключаемость внимания средняя, свыше 61% – переключаемость внимания высокая); в таблице Б – по времени идентификации двух изображений.
А. Б.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
А (количество правильно названных фигур, в %) –
Б (время определения двух изображений, в сек) –
ВЫВОД: ( Оценить свою переключаемость внимания; отметить, что определяет переключаемость внимания.)