Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. Сост. Е.П. Агапов, В.И. Агапов, В.Д. альперович, А.О. Бухановский и др. – М.: «Контур», 1998. – 480 с., С.268

Социально-культурная среда отражает материальные и ду­ховные условия существования и деятельности человека, его связи с социально-культурным окружением и имеет набор устойчивых компонентов и соответствующих сфер жизне­деятельности, которые подлежат анализу в процессе орга­низации социально-педагогической работы с молодежью. В зависимости от предмета деятельности в рамках социо­культурной среды и сферы активности человека выделя­ются составляющие жизнедеятельности(которые одновре­менномогут выступать направлениями социально-культур­ного проектирования):

социально-психологическая среда: особенности меж­личностных отношений человека, способов совместной жиз­недеятельности;

культурно-историческая среда обитания: освоение и воспроизводство культурных ценностей, возможность этно­культурной самореализации личности;

духовно-нравственная среда: наличие духовно-нрав­ственных ценностей, норм, идеалов личности, смысла жизни;

художественная среда: активное освоение и развитие ценностей художественной культуры;

экологическая среда: ценностное отношение человека к природному окружению.

 

В.А. Сухомлинский. Павлышская школа

(Физическае воспитание и проблема свободного времени и отдыха)

Отдых может быть и бездельем, и активной деятельностью. Безделье в лучшем смысле этого слова необходимо как разрядка после интенсивного, напряженного труда — умственного или физи­ческого. Но в жизни человека не должно быть ни одной минуты, когда он не приобретал бы духовных богатств. Для того, кто уме­ет отдыхать, даже созерцание природы и произведений искус­ства является творчеством. Отдых лишь тогда отдых, когда кажу­щееся безделье является активной игрой духовных и физических сил. В отдыхе воспитанник должен видеть одно из средств не только укрепления здоровья и физических сил, но и развития сил духов­ных. Приучение к активному, деятельному отдыху с детства — одно из важных правил нашей системы воспитания. Отдых мы усма­триваем в разумном чередовании видов деятельности, в труде, удовлетворяющем эстетические запросы, в творческом, деятельном наслаждении красотой природы. При таком подходе ребенок отды­хает повседневно, что имеет большое значение для его нормального физического и духовного развития. Источник свободного времени для такого отдыха — правильная организация умственного труда на уроках и до уроков, правильный режим труда вообще, и в частности отнесение главных, наиболее интенсивных умственных усилий на первую половину дня.

Часы отдыха — самый сложный период духовной жизни, когда человек пользуется ценностями культуры, созданными другими людьми. Мастерство воспитания мы видим в том, чтобы часы, сво­бодные от учения и физического труда, были наполнены живой, волнующей мыслью, глубокими нравственными, интеллектуальны­ми и эстетическими чувствами. Чем богаче духовные интересы в ча­сы отдыха, тем больше привлекает ребенка учение, умственный труд на уроках, тем больше он чувствует красоту в произведениях искусства.

Богатство мыслей и чувств в часы отдыха зависит от характера деятельности. Интеллектуальная жизнь в эти часы должна отли­чаться от учения. Читая книгу, выступая с докладом перед това­рищами, разучивая роль в пьесе, занимаясь в кружке художествен­ной самодеятельности, ученик чувствует, что он создает какие-то ценности для коллектива. Активное удовлетворение многогранных духовных интересов в часы, свободные от обязательных занятий, — живительный источник полноты духовных сил, оптимизма, бодро­сти. Отдыхом становится даже умственный труд по желанию, если в процессе этого труда ученик как бы открывает в себе новые силы, способности. У нас есть научно-химический кружок старшеклас­сников. Юные химики ставят интересные опыты, раскрывающие перспективы познания все новых и новых тайн природы (особенно большой интерес представляют опыты по воздействию химически­ми веществами на хромосомы). Нередко это бывает весьма напряженный труд, но он приносит не усталость, а отдых от учения на уроках.

Обогащая свой духовный мир во время отдыха, создавая в са­мом себе новые ценности, ученик воспитывает сам себя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: