Социально-культурная среда отражает материальные и духовные условия существования и деятельности человека, его связи с социально-культурным окружением и имеет набор устойчивых компонентов и соответствующих сфер жизнедеятельности, которые подлежат анализу в процессе организации социально-педагогической работы с молодежью. В зависимости от предмета деятельности в рамках социокультурной среды и сферы активности человека выделяются составляющие жизнедеятельности(которые одновременномогут выступать направлениями социально-культурного проектирования):
– социально-психологическая среда: особенности межличностных отношений человека, способов совместной жизнедеятельности;
– культурно-историческая среда обитания: освоение и воспроизводство культурных ценностей, возможность этнокультурной самореализации личности;
– духовно-нравственная среда: наличие духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов личности, смысла жизни;
– художественная среда: активное освоение и развитие ценностей художественной культуры;
|
|
– экологическая среда: ценностное отношение человека к природному окружению.
В.А. Сухомлинский. Павлышская школа
(Физическае воспитание и проблема свободного времени и отдыха)
Отдых может быть и бездельем, и активной деятельностью. Безделье в лучшем смысле этого слова необходимо как разрядка после интенсивного, напряженного труда — умственного или физического. Но в жизни человека не должно быть ни одной минуты, когда он не приобретал бы духовных богатств. Для того, кто умеет отдыхать, даже созерцание природы и произведений искусства является творчеством. Отдых лишь тогда отдых, когда кажущееся безделье является активной игрой духовных и физических сил. В отдыхе воспитанник должен видеть одно из средств не только укрепления здоровья и физических сил, но и развития сил духовных. Приучение к активному, деятельному отдыху с детства — одно из важных правил нашей системы воспитания. Отдых мы усматриваем в разумном чередовании видов деятельности, в труде, удовлетворяющем эстетические запросы, в творческом, деятельном наслаждении красотой природы. При таком подходе ребенок отдыхает повседневно, что имеет большое значение для его нормального физического и духовного развития. Источник свободного времени для такого отдыха — правильная организация умственного труда на уроках и до уроков, правильный режим труда вообще, и в частности отнесение главных, наиболее интенсивных умственных усилий на первую половину дня.
Часы отдыха — самый сложный период духовной жизни, когда человек пользуется ценностями культуры, созданными другими людьми. Мастерство воспитания мы видим в том, чтобы часы, свободные от учения и физического труда, были наполнены живой, волнующей мыслью, глубокими нравственными, интеллектуальными и эстетическими чувствами. Чем богаче духовные интересы в часы отдыха, тем больше привлекает ребенка учение, умственный труд на уроках, тем больше он чувствует красоту в произведениях искусства.
|
|
Богатство мыслей и чувств в часы отдыха зависит от характера деятельности. Интеллектуальная жизнь в эти часы должна отличаться от учения. Читая книгу, выступая с докладом перед товарищами, разучивая роль в пьесе, занимаясь в кружке художественной самодеятельности, ученик чувствует, что он создает какие-то ценности для коллектива. Активное удовлетворение многогранных духовных интересов в часы, свободные от обязательных занятий, — живительный источник полноты духовных сил, оптимизма, бодрости. Отдыхом становится даже умственный труд по желанию, если в процессе этого труда ученик как бы открывает в себе новые силы, способности. У нас есть научно-химический кружок старшеклассников. Юные химики ставят интересные опыты, раскрывающие перспективы познания все новых и новых тайн природы (особенно большой интерес представляют опыты по воздействию химическими веществами на хромосомы). Нередко это бывает весьма напряженный труд, но он приносит не усталость, а отдых от учения на уроках.
Обогащая свой духовный мир во время отдыха, создавая в самом себе новые ценности, ученик воспитывает сам себя.