Методика «Разрезные картинки»

Автор: Белопольская Н.Л.

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки детей.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.

Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Стимульный материал: предметные картинки, разрезанные на несколько частей (2-6).

Инструкция обработки: Дети с нормальным умственным развитием с 3 лет складывают картинку из двух частей методом проб. После 4 лет они переходят к зрительному соотнесению. Картинки, разрезанные на 4 части, предлагаются с 4 лет, к 5 годам задание выполняется способом зрительного соотнесения. При работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, дети часто «теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но при удивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно исправляют ошибку.

Дети с ЗПР собирают картинку из двух частей к 4 годам, картинка из 4 частей может вызвать у них затруднения и в 5 лет. После показа способа действия (взрослый собирает, показывает ребёнку, а потом разрушает картинку) ребёнок выполняет задание. Дети отвлекаются, могут не закончить задание, им требуются организующая помощь и поддержка.

Дети с умственной отсталостью не понимают смысл задания, хаотично перекладывают части картинки. К 5 – 6 годам эти дети способны собрать картинку, разрезанную на 2 – 4 части, но для этого им необходимо показать уже сложенное изображение. Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения они начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из них составление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным.

1 балл – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.
2 балла – принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.
3 балла – принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.
4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.

 

                            Образец стимульного материала.

 

 

Методика «Конструирование по образцу» (автор Т.В. Лаврентьева) Методика «Конструирование по образцу» направлена на определение уровня развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве.

В качестве материала используются три детали строительного материала разной формы (например, фигуры с основанием — полукруг, треугольник, прямоугольник). У экспериментатора и ребенка — свои комплекты деталей.

Экспериментатор за ширмой (или листом бумаги — экраном) создает конструкцию из строительных деталей. Затем открывает конструкцию и просит ребенка: «Построй из своих кубиков точно так же».

1. Высокий уровень выполнения задания — построение конструкции на основе зрительного соотнесения с образцом.

2. В случае затруднений экспериментатор строит конструкцию без ширмы (экрана), на глазах у ребенка. Правильное выполнение задания в этом случае соответствует среднему уровню.

3. Низкий уровень рассматривается как отсутствие самостоятельного выполнения задания, даже когда экспериментатор строил конструкцию на глазах у ребенка.

 




Методика «Свободный рисунок» («Рисунок на свободную тему», «Красивый рисунок»)

Выявляется уровень сформированости представлений об окружающем. Уровень владения техникой рисования и развитие моторики. Ребенку предоставляется бумага (не глянцевая),простые и цветные карандаши, фломастеры. Карандаши подбираются более контрастными по отношению к бумаге (красный, синий, зелёный, чёрный, коричневый) Слепые используют прибор Н.ВКлушиной

Данная методика представляет собой рисунок - сообщение.
Инструкция: «Нарисуй, что захочешь» или «Нарисуй красивый цветной рисунок».
Материалы: бумага, большой выбор карандашей и пастели.
Интерпретация:

· Общее впечатление;

· Детальная интерпретация начинается с наиболее необычных элементов рисунка; уточняющие вопросы по этим элементам;

· Формальные признаки:

- формат рисунка и его адекватность размеру листа бумаги;
- нажим в целом (сильный может свидетельствовать о чрезмерном контроле, иногда – об агрессивных тенденциях, слабый – о неуверенности, астеничном состоянии, варьируемый – о неустойчивости, подвижности нервной системы);
  Содержательные признаки:
- отсутствие важных элементов рисунка;
- нажим при прорисовке деталей.
  Расположение рисунка на листе:
- расположение в центре листа является типичным и не интерпретируется;
- смещение вверх – высокий уровень притязаний, «парение в облаках», отсутствие опоры, неустойчивость родственных / социальных связей;
- смещение вниз – неуверенность в собственных силах, желание оставаться в тени, низкая самооценка;
- рисунок вверх ногами – у детей до 4-х лет может считаться нормой, у более старших – может говорить о нарушении понятий «верх- низ».
  Другие элементы и их возможное значение:
- острые углы – склонность к агрессивным проявлениям;
- четкая геометрия – интеллектуализм, иногда в сочетании с недостаточной развитостью эмоциональной сферы;
- обилие геометрических (в т.ч. прямоугольных) форм – потребность вписаться в границы, стандарты, желание соответствовать общепринятым нормам;
- шахматная раскраска – рациональность;
- штриховка – тревожность;
- затемнение элемента или его чрезмерная прорисовка в конкретной области – проблемная зона, ригидность, например, затемнение рта, может говорить о трудностях в коммуникативной сфере;
- схематичность – плохое понимание себя или нежелание раскрываться в рисунках и словах;
- странности в рисунке, например, использование растительных элементов в рисунке человека или животного и другие неадекватные контексту элементы являются тревожными, болезненными признаками, за исключением случаев сильного творческого начала.

 

.

 























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: