Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

Кафедра генетики

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

    студентки 4 курса 411 группы

направление подготовки бакалавриата44.03.01 Педагогическое образование

биологического факультета

Егоровой Натальи Николаевны

 

Научный руководитель:

канд. биол. наук, доцент     _______________ Т. Б. Решетникова

 подпись, дата

Заведующий кафедрой:

докт. биол. наук, доцент     ________________ О.И. Юдакова

подпись, дата

 

 

Саратов 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………………….....3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………...4

1 Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания….4

1.1 Содержание, сущность, цель, критерий эффективности экологического воспитания…………………………………………………………………….…...6

1.2 Методы и формы экологического воспитания……………………………...8

1.3. Многообразие экологического воспитания……………………………….10

2Формирование экологических взглядов в процессе обучения биологии………………………………………………………………….…..…13

2.1 Экологическое воспитание на уроках биологии……………………..…....13

2.2 Экологическое воспитание во внеклассной деятельности……………….16

2.3 Экологическое воспитание во внеурочной деятельности……………..…22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...…………………….…28

ПРИЛОЖЕНИЕ АВнеклассное мероприятие «Планета Зелёных».…………32

 

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, человек является частью природы и его существование во вне невозможно. С развитием научно-технического прогресса, влияние человека на природу сильно возросло. Как правило, это влияние негативное, т.к. человек не задумывается о будущем своей планеты. Интенсивное антропогенное воздействие, которое происходит последнее время, привело к природному дисбалансу. Обострение экологической обстановки в мире вызвало повышение интереса к экологическим проблемам общества и путям их преодоления. Эта проблема является актуальной на сегодняшний день. Основным вариантом решения проблем в системе «человек-природа»является, по мнению многих ученых, воспитание экологической культуры, формирование нового типа экологического сознания у подрастающего поколения. Таким образом, одним из основных социальных институтов, призванных к разрешению выше обозначенной проблемы, является школа [1].

Перед общеобразовательной школой стоят задачи по формированию определённого объема экологических знаний и приобретению школьниками навыков научного анализа природных явлений, осознанию своей важности для помощи природе. Здесь нужно совместное взаимодействие школы и родителей, т.е. воздействие со стороны школы должно подкрепляться активной деятельностью родителей в том же направлении [2].

Цель данной работы –раскрыть методические аспекты экологического воспитания в процессе обучения биологии.

Для достижения цели были поставлены задачи:

- путём анализа педагогической и методической литературы выяснить роль и задачи экологического воспитания;

- изучить в рамках школьного предмета «Биология» методы и формы экологического воспитания в процессе обучения;

- обосновать теоретически и доказать возможность использования экологических сведений во внеклассной работе, для того, что бы формировать ответственное отношение к окружающей и социальной среде.

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания

Прежде чем говорить об экологическом воспитании учеников в современном мире, для начала нужно вспомнить из истории педагогики, как вообще развивалось экологическое воспитание в школе.

Сама наука «Экология» возникла в 1886 г.. Её «Отцом» является Эрнест Геккель, последователь Чарльза Дарвина. Он определил науку как «Общую науку об отношениях организмов с окружающей средой». Слово «экология» в переводе с греческого на русский язык означает «знание о доме». Эта наука изучает взаимоотношение организмов и их сообществ с окружающей средой. Но сам факт появления данной науки в XIX в. Не означает, что взаимоотношения организмов и среды не изучали ранее. До появления термина «Экология» наука как система знаний существовала всегда [3].

Большой вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые как шведский естествоиспытатель Карл Линней и французский исследователь Жорж Бюффон. Огромное значение для развития экологии имели труды известного русского зоолога Н.А. Северцова. Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина - основателя учения об эволюции органического мира. Большой вклад внесли К. А. Тимирязев, В. Н. Сукачев, В. И. Вернадский, известный английский химик Роберт Бойль оказался первым, кто осуществил экологический эксперимент. Экология - это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы [3].

Проблема взаимоотношения человека и природы была еще задолго до нашего века. Ещё в XVIIвека Ян Амос Коменский обратил внимания на то, что все процессы происходящие в человеческом обществе протекают подобно процессам, происходящим в природе. Эту идею он осветил в своей работе под названием «Великая дидактика». Человек – часть природы, а следовательно, в своём развитии человек подчиняется общим законам природы, как утверждал Коменский. Он выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. Так же он отметил, что с наибольшей пользой образование человека происходит в раннем возрасте, именно в этом возрасте проще привить различные знания и исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Ян Амос Коменский утверждал, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как «природа не делает скачков, а идет вперед постепенно». Сначала даётся общее образование, которое постепенно углубляется по мере взросления ребёнка. Ян Амос Коменский вывел дидактические принципы и обосновал их примерами природы. Уже в те времена педагогом было введено важное экологическое положение о неотделимости человека и природы и их связи [4].

Ж.-Ж. Руссо в книге «Эмиль, или О воспитании» предлагал воспитывать детей в дали от испорченной цивилизации на «лоне природы». Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией. Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. К.Д. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. В его учебнике «Родное слово» ребята знакомятся с животными, растениями и грибами при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок. Вот как раскрывается логика природы паука: «Паука нельзя назвать красивым животным; многие чувствуют к нему отвращение и даже боятся его: такой у него разбойничий вид. Но не забудем, что ядовитые змеи бывают иногда очень красивы, паук же не только безвреден, но даже очень полезен, истребляя множество наших крылатых мучителей - комаров и мух». (Тут открывается эстетическая сторона экологического воспитания) Идеи Ушинского о воспитании средствами природы в дальнейшем разрабатывались многими педагогами-натуралистами [5].

Проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII-XVIII веках, хотя в то время еще не было такого термина, как и науки экологии [6, 7].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: