Одной из основных школ в западной психологии, наряду с бихевиоризмом, является гештальт-психология. Основатели –МаксВертгеймер, Вольфганг Келер, КуртКоффка, Курт Левин. «Гештальт» в переводе – образ, форма, структура. Гештальт–психологи утверждали, что сознание как целое не равно просто сумме его составных частей. Другой постулат гештальт-психологии гласит, что не сумма элементов образует и определяет свойства системы, а, наоборот, элементы определяются свойствами целого, в состав которого они входят.Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.
Глубинная психология. У ее истоков стоял 3. Фрейд, предложивший свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. Психика содержит, по Фрейду, три образования: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» — это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению; б) влечение к смерти, к разрушению. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» - это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция - соизмерять вышеназванные влечения с требованиями, враждебной индивидууму, социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.
|
|
Задача психоаналитика усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затемпомочь ему осознать их и, значит, освободиться от них.
3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др.Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения определяют психическое развитие личности, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (Альфред Адлер), либо коллективноебессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческийопыт (К. Юнг).
Когнитивная психология. (Джордж Миллер, Джордж Келли, Жан Пиаже и др.) Изучает зависимость поведения субъекта от внутренних, познавательных процессов психики (вопросы памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений), сквозь призму которых он воспринимает свое жизненное пространство и действует в нем.
|
|
Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.
Гуманистическая психология. (Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и др.) Предметом исследований считают здоровую творческую личность. Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Это направление разрабатывает рецепты психического благополучия личности.
Методы психологического исследования
Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы.
К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы;
к эмпирическим способам добывания научных данных - обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий эксперименты), психодиагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, интервью и беседа), праксиометрические, т. е. приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций, свидетельств и т. д.);
к приемам обработки данных - количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантами составление психологической казуистики, т. е описание случаев,как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил;
к интерпретационным методам - различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.
Виды профессиональной деятельности психолога
Психогигиена– меры по обеспечению, сохранению и поддержанию своего собственного психического здоровья.
Психодиагностика– исследование личностных особенностей клиента.
Психокоррекция– специальные меры по формированию недостаточно развитых или исправлению деформированных свойств психических процессов.
Психологическое консультирование– психологическая работа со здоровыми людьми, имеющими личностные, семейные или профессиональные проблемы.
Психопрофилактика– работа, направленная на предупреждение личностных, семейных или профессиональных проблем у клиентов.