Семиотический анализ – II

Сравнительный анализ – I

Сравнение скандинавской и античной (Др. Греция) мифологий

Пантеон богов, герои. В скандинавской мифологии пантеон богов возглавляет старший бог Асгарда Один. Лишился своего правого глаза, когда испил из колодца мудрости, такую цену за знания назначил охранник колодца Мимир. Дети Одина: Бальдр, Браги, Вали, Видар, Тор, Тюр, Хермод, Хёд. Фригг – супруга Одина. Асы – боги живущие в Асгарде; Ваны – боги, которые некоторое время враждовали с асами, связаны с плодородием; Турсы – боги-великаны, были злом; Альвы – духи природы; Валькирии – девы-воительницы, которые следят за битвами, а также забирают души погибших воинов в Вальхаллу.

В древнегреческой мифологии пантеон богов возглавляет Зевс, сын Реи и титана Кроноса. Сначала существовал Хаос, от которого родились Нюкта (Ночь), Эреб (мрак), Гея (Земля), Тартар (Бездна), Уран (Небо). От детей Хаоса появилось потомство: Понт (внутреннее Море), Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), а также титаны, титаниды, гекатонхейры, гиганты. От титана Кроноса и титаниды Реи были дети: Зевс (бог неба и грома), Посейдон (бог морей), Аид (бог подземного царства), Гера (покровительница семьи и брака, жена Зевса), Деметра (богиня земледелия и плодородия), Гестия (богиня жертвенного огня и домашнего очага). Аполлон – бог правды и света, Арес – бог несправедливой войны, Гермес – покровитель путников и дорог, Гефест – бог кузнечного дела, покровитель ремесленников, Дионис – бог веселья и виноделия, Афина – богиня мудрости и справедливой войны, покровительница города Афины, Афродита – богиня красоты и т.д.

Миф о зарождении мира. Скандинавская мифология утверждает, что перед зарождением мира была лишь бездна Гинунгагап. На севере бездны возник Нифльхейм, а на юге Муспельхейм, ① Темный Мир, царство тумана, а также ② Огненный Мир соответственно. В Нифльхейме появился родник Хвергельмир (кипящий котел), из которого берут свое начало двенадцать ядовитых рек, потоки которых мороз превращал в лед. Лед рек сталкивался с искрами, которые исходили из Муспельхейма, в результате чего возник иней, из которого образовался великан Имир и корова Аудумла, которая кормила великана молоком. Аудумла слизывала соль с камней, чтобы давать молоко. Через некоторое время из камня родился Бури, у которого был сын Бёр. Бёр взял в жены внучку великана Имира и дочь великана Бёльторна, ее звали Бестла. У Бёра и Бестлы родилось трое сыновей: Один, Вили, Ве. Братья убили великана Имира, из тела которого был сотворен Мидгард. Кровь Имира, вытекшая из великана, потопила всех первых (инеистых) великанов. Сыновья Бёр решили населить сотворенный мир. Из ясеня братья сделали мужчину, а из ольхи – женщину; оба дерева находились на берегу моря. Мужчину звали Аск, женщину – Эмбла. К востоку от Мидгарда асы создали страну Йотунхейм. Когда асов стало больше, они построили над землей страну Асгард. Позже появляются остальные страны: Хвералунд, Нидавеллир, берег мертвых, железный лес.

В древнегреческой мифологии говорится о том, что сначала был безграничный Хаос, в котором, как утверждается, заключался источник жизни. Из Хаоса появились: Гея (Земля), Урана (Небо), Нюкта (Ночь), Эреб (Мрак). Дети Хаоса создали мир.

Структура мира. Асгард – мир богов, правитель – Один; Альвхейм (Льесальвхейм) – мир альвов (духи природы), правитель - Вёлунд; Мидгард – мир людей; Нифльхейм – мир ледяных великанов; Ванахейм – мир богов ванов; Йотунхейм – мир йотунов-великанов, правитель – Утгард-Локи; Муспелльхейм – мир огненных великанов, правитель – Сурт; Свартальвхейм – мир темных альвов или же цвергов; Хельхейм – царство мертвых, преисподняя, правительница – Хель.

Структура мира в мифе Древней Греции состоит из 1) Олимпа (царство богов); 2) Земли, где живут люди, а также различные существа, например, циклопы, гиганты, сирены, химеры, фениксы; 3) Царства Аида, подземное царство.

Общее и различия в мифологиях. Общее: как в скандинавской, так и в древнегреческой мифологии существует бездна, но у северян она есть начало всего мира, а в античности бездна – Тартар, порождение хаоса. В двух мирах главы пантеона богов являются богами небесных сил (ветра, грома). Один и Зевс имеют большое количество потомков. В каждой мифологии присутствуют как небесное царство (Асгард и Олимп), так и подземное (Хельхейм и царство Аида), а между ними мир людей и прочих существ.

Различия: скандинавские боги были смертными, а греческие боги были бессмертными, из-за чего скандинавская мифология кажется более реалистичной. В мифологии севера присутствует огромное количество миров, в которых живут различные боги, а в южной же мифологии всего один мир – Олимп.

 

Семиотический анализ – II

1) Синхронный анализ (рассмотреть явление в ряде подобных явлений, т. е. ответить почему церковь Николы Белого — это православная церковь).

Если сравнивать все православные храмы и церкви с храмами католиков и протестантов, то явно заметно их отличие в архитектуре, то есть очень тяжело не узнать именно православную церковь. Сравнивая церковь Николы Белого со всеми остальными храмами, можно сказать, что церковь Николы Белого – это церковь, хоть и недействующая. Данное заключение можно сделать по некоторым отличительным чертам, которые будут характерны только для православных храмов. Для православных церквей характерны купола луковичного вида, количество, форма и цвет этих куполов несут определенный смысл в «предназначении» церкви. Характерна также форма прямоугольника по периметру всего храма; если рассматривать окна, то они в основном имеют вытянутый вид, иногда бывают слишком узкие, напоминающие по форме бойницы. Для подавляющего большинства православных церквей на куполе всегда возвышается православный крест. Именно такие особенности преобладают в православных храмах, именно они явно заметны в церкви Николы Белого.

2) Диахронический анализ (история развития всех подобных явления) (рассмотреть идею явления, т. е. храм среди всей культуры храмов).

В Восточной Римской Империи (Византии) начало зарождаться христианство. Константин I сделал христианство господствующей религией. В XI веке произошел раскол христианства на Римско-католическую церковь и Православную. В 988 году на Руси было принято христианство, но так как крестить Русь приехали священники из Византии, то после раскола на Римско-католическую и православную церкви, на Руси христианство продолжило свое существование в виде православия. С XII по XIII вв. был период отсутствия канонов в строении церкви на Руси, однако строители искали их. Так с 1207 по 1360 года было время, когда можно было экспериментировать с архитектурой церковных строений, тогда могли заимствоваться некоторые черты архитектуры с запада. Позже православие обрела определенные каноны, согласно которым строятся церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: