Приведение НП к одному месту

Приведение измерений НП параметров к одному месту можно выполнять по линии пути судна (Рис. 1.61), на котором откладывается пройденное расстояние, рассчитанное по показаниям лага (ИК или ПУa). Плавание между измерениями навигационных параметров     откладывают на пути или на линии, параллельной пути, проложенной у ориентира. Рассмотрим оба варианта. Приведение измерений НП по линии пути. Для этого в момент измерения Н параметров U1, U2, U3, замечают время и отсчет лага (Т1, Т2, Т3, ОЛ1, ОЛ2, ОЛ3). Затем по времени или по разности отсчетов лага рассчитывают пройденное расстояние между измерениями первого НП U1 и третьего U3 DS1

 РОЛ1 = ОЛ3 – ОЛ1,        DS1 = РОЛ1Л

и между измерениями второго U2 и третьего НП U3  DS2.

РОЛ2 = ОЛ3 – ОЛ2,        DS2 = РОЛ2Л

Затем на карте проводят пеленги измеренных НП. После этого приступают к приведению измерений НП к одному месту, для чего на линии пути от точки пересечения ее первым пеленгом откладывают расстояние DS1, а от точки пересечения линии курса вторым пеленгом откладывают расстояние DS2.

                                      П2          П1

 


                                                      

                                                                                          

                                                      •                       

                             П3       DS1   DS2                                                 ИК  

 

 

                                                 Рис. 1.61

Из конца проложенных расстояний проводят линии, параллельные соответствующим начальным пеленгам (первого и второго). В точке их пересечения получают обсервованное место судна.

Если все ориентиры находятся на карте, на которой ведется счисление, то можно применить и второй вариант (Рис. 1.62). В этом случае у первого и второго ориентиров проводят линии, параллельные ИК, проложенному на карте. От ориентира в сторону движения судна по этим линиям откладывают пройденное расстояние между измерениями НП соответственно DS1 и DS2. Из конца отрезков расстояний проводят изолинии измеренных НП. Их пересечение с изолинией третьего НП даст обсервованное место судна. 

 

 

               I                                           II DS2                                III 

                         DS1                                         

 

 

            ИК

 

 

                                                        ⊙  

                                                                                                  Рис. 1.62

Оценка точности места судна должна производиться:

• при выполнении предварительной прокладки;

• при подходе к берегу, навигационной опасности, стесненным водам;

• в случаях, когда невязка обсервованного места превышает допустимую величину.

Интервал между обсервациями в зависимости от навигационных условий плавания устанавливает капитан судна.


Эллипс погрешностей.

При ОМС составляется и решается уравнение, прокладывается изолиния или ЛП отягощенная ошибками измерений. Величины и знаки истинных ошибок измерений носят случайный характер, и учесть их можно лишь статистически.

Вывод формул оценки точности места базируется на предположениях:

1) Грубые ошибки или промахи, пропущенные при измерениях, исключены.

2) Компенсированы систематические ошибки измерений

3) Ошибки вычислений и графики малы и несущественны

4) Случайные ошибки измерения подчинены нормальному закону распространения случайных величин.

Достоинства оценки места судна эллипсом.

1) Он имеет строго теоретическое обоснование.

2) Это единственная кривая, во всех точках которой плотность вероятности ошибки постоянна.

3) Вероятность попадания истинного места судна в область, ограниченную эллипсом, больше, чем у любой другой фигуры одинаковой с эллипсом площади.

4) Эллипс дает рассеяние мест судна по направлениям.

При двух ЛП на практике, достаточно вписать приближенный эллипс в четырёхугольник, образованный полосами погрешностей. При этом вероятнейшим местом судна будет точка пересечения ЛП - центр эллипса погрешностей из-за того, что в элементарно малых окрестностях этой точки вероятность нахождения места судна больше, чем в аналогичных окрестностях любой другой точки.

Для строгого построения эллипса погрешностей рассматриваются векториальные ошибки , линии положения 1 и 2 по направлению ЛП2 и ЛП1.

Учитывая, что вектора - сопряжённые полуоси эллипса используют теорему Аполлония

(45)

или

(46)
;

Где a угол, определяющий направление большой полуоси эллипса, который всегда откладывается внутри острого угла Q от более точной ЛП.

Ещё один способ расчета эллипса погрешностей по 2-м ЛП, заключается в использовании таблицы прил. № 5 к МТ-75 Аргументами для входа в таблицу служат величины

 

(47)
и угол Q. Из таблицы выбирают Ка, Кb и  Полуоси рассчитывают по формуле:

Таблица приложений S составлена по преобразованным формулам Аполлония.

(48)
;

Рис. 18.10. Погрешность обсервованного места судна

Поскольку обсервованное место судна образуется пересечением минимум двух линий положения, а, значит, и двух полос, то на путевой карте мы получим не точку С (рис. 18.10), а так называемую фигуру погрешностей «абсд». Размеры этой фигуры при неизменных mЛП будут зависеть, прежде всего, от угла пересечения линий положения – угла θ.

При θ = 90° площадь фигуры погрешностей наименьшая, а при mЛП1 = mЛП2 – квадрат. Но, чем меньше будет этот θ, тем больше будет площадь фигуры погрешностей «абсд».

Вероятность нахождения обсервованного места судна в этой фигуре погрешностей равна произведению вероятностей нахождения места судна в каждой из полос.

Однако, точность места судна принято оценивать не параллелограммом «абсд» (ромбом, квадратом) погрешностей, а эллипсом, вписанным в этот параллелограмм (рис. 18.11).

Рис. 18.11. Эллиптическая погрешность обсервованного места судна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: