Истина объективная, абсолютная и относительная

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ

 

по дисциплине Основы философии

 

специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Группа ТО - 181

 

Преподаватель: Столярова Н.В.

 

Воронеж 2020

 

Г.

Лекция 16. Методы и функции научного знания. Проблема истины.

Цель занятия: познакомить обучающихся с методами и функция научного знания. Определить понятия истины.

Основные понятия:

Знание; познание, абсолютная истина; относительная истина.

Текст лекции:

1. Второй закон диалектики. Единство и борьба противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый. Отрицание отрицания. Третий закон диалектики отражает результат определенного цикла процесса развития и его направленность. Процесс развития, движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность и повторяемость придает цикличности спиралевидную форму.

Второй и третий законы диалектики. Познание в философии и науке.

Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления первоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени. Таким образом, каждый виток процесса развития становится иным по своему содержанию и направлению, развитие продвигается закручиванием.

Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному. Пример действия закона отрицания отрицания из математики: возьмём положительное число a, подвергнем его отрицанию и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в квадрате), то есть первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени.

Познание – обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое зна­ние о мире. Если агностицизм отрицает принципиальную возможность по­знания реального мира, выявления его закономерностей и по­стижения объективной истины, а скептицизм (от греч. skeptitos – рассматривающий, исследующий) сомневаются в возможности его достоверного познания, то в диалектико-материалистической (научной) философии мир может быть познан с большой степенью достоверности.Познание здесь понимается не как зеркальное отражение, пассивное созерца­ние мира отдельным субъектом, а как сложный диалектический процесс активного творческого отражения действи­тельности всем человечеством в ходе его общественно-исторической практики. Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, она является источником познания, его движущей силой, дает познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым практика питает познание, как почва дерево, не дает ему отрываться от реальной жизни. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний. И в этом смысле она - цель познания. В-третьих, практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания.

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект.

Под субъектом в теории познания подразумевается индивид или социальная группа как носители предметно-практической деятельности, как источники активности, направленной на объект. Объектом познания является то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности и в познании. Объект не просто совпадает с объективной реальностью. Он выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом.

Научное познание

Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, т.е. осознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности, учет традиций и т.д. С точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект - без субъекта.

В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Подобъектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию.

Предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлена мысль исследователя. Так, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них "видит" человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина – его болезни и способы их лечения и т.д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, т.е. он формируется под углом зрения исследовательской задачи.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – осуществляемый в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основe чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального коллектив­ного субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма.

Истина объективная, абсолютная и относительная.

Истина –это адекватное отражение действительности в сознании познающего субъекта. Истина характеризуется объективностью. Объективная истина – это такое знание, содержание которого определено объектом и не зависит ни от воли или восприятия человека.

Абсолютная истина – это точное, полное, наиболее исчерпывающее отражение объекта познания.

Относительная истина – это неполное отражение, ограниченное достигнутым. Путь к истине ограничен между истиной и заблуждением. Заблуждение – это такое содержание сознания, которое не соответствует действительности, но принимается за истинное. От заблуждения следует отличать ЛОЖЬ, которая представляет собой намеренное искажение действительности. Наиболее приемлемым критерием различения знаний истинных от ложных является практика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: