Оценки за урок с комментариями

I. Организационный момент.

Задание студентам:

Найти слова, в которых звуков меньше, чем букв, объяснить,сделать фонетический разбор слова у доски. (жить)

1. Назовите частицы(не)

2. Назовите предлоги (на)

3. Назовите союзы (как)

4. Какова роль восклицательного знака? (выражает эмоции)

5. Как вы думаете, какого слова для выражения тех же эмоций не хватает в начале предложения? (АХ)

Эпиграф к уроку

Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!

Ц. Ангелов.

Преподаватель:

-Что изменилось после того, как мы написали междометие Ах?

(Эмоционально окрашено)


II. Повторение изученного.

Подготовка к восприятию нового материала.

Определение задачи и цели урока.

Слово преподавателя:

Ребята, на сегодняшнем уроке вы должны познакомиться с междометием и его особенностями, узнать их отличия от других частей речи. Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Междометия и звукоподражательные слова»

Повторение изученного.

Слово учителя:

Но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним пройденный материал:

– Как называется раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи? (Морфология.)

Из изученного курса русского языка вы знаете, что все части речи делятся на две неравные группы, какие?

– Самостоятельные части речи и служебные.

-Почему они неравные?

Самостоятельных (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение и наречие) и (три служебных предлог, союз и частица)

– Почему они получили такое название? (Самостоятельные части речи и служебные)

(Самостоятельные – слова, обладающие самостоятельным лексическим значением, то есть служащие названиями предметов, действий, качеств, свойств.

Служебные – служащие для связи слов, предложений, образования наклонений глагола)

– Какая часть речи занимает особое место, не относясь ни к самостоятельным частям речи, ни к служебным? (Это – междометие.)

Определение записать в тетрадь.

III. Объяснение нового материала.

Междометия – самый удивительный класс слов. Он не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия – это выражение эмоциональной реакции говорящего на ситуацию. Лингвисты полагают, что междометия – это эмоциональные сигналы, «первичные человеческие слова». Они связаны с мимикой и жестом говорящего, которые тоже выражают физическое состояние или реакцию человека. Нам с вами необходимо определить место междометия среди всех частей речи. Условно междометия в зависимости от того, что оно выражает, можно разделить на 3 группы (запись в грамматическую тетрадь)

(слайд с группами междометий)

Записать в тетрадь.

Эмоциональные

(ах,ой,ух,эх…)

Повелительные

(зов, оклик, побуждение, запрещение, заверение): ай-да, аппорт, алло, ау, долой, караул, марш, но-о!, пли!, ну, кис-кис, прочь, вон, ну-ну, ну-ка, эй, брысь, шабаш, ау, марш, тпру!, кис-кис, цып-цып, чу! и др.

Этикетные междометия

(здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего…)

(Каждую группы характеризуем по слайдам)

-А когда же возникло междометие?

Историческая справка.

Междометие – словообразовательная калька XVIII века. От лат. Interjection – междометие, возникло первоначально в виде междуметия. Буквально междометие значит “брошенное (вставленное) между полнозначными словами”. Под влиянием сложных слов с соединительными гласными “о” – “е” первоначальная форма междуметие изменилась в междометие.

В английском языке существует слово interjection, имеющее два значения: 1. восклицание, 2. грамматическое междометие. Перфикс inter имеет значение взаимодействия, т.е. между частями речи.

Преподаватель: Спасибо!

Итак, междометие возникло очень давно в 18 веке, но мы до сих пор используем его в своей речи.

А теперь давайте выполним упражнение.

IV. Закрепление нового материала.

Задание 1. (2 мин)

Выразительно прочитайте каждое предложение. Найдите междометия и выпишите, распределяя их на три группы

1) Чу... вдруг раздался рога звон... (А. Пушкин)

2) Ух! Кончено — душе как будто легче. (А. Пушкин)

3) Увы! Дворец Бахчисарая скрывает юную княжну. (А. Пушкин) 4) Эх, яичница! Закуски нет полезней и прочней. (А, Твардовский) 5) «Цыц, Розка, — говорила тогда Марья Петровна, обращаясь к собачке, которая принималась неистово лаять, — цыц!» (Д. Григорович) 6) «Здорово, кум Фаддей!» — «Здорово, кум Егор!» — «Ну, каково, приятель, поживаешь?» — «Ох, кум, беды моей, что вижу, ты не знаешь!» (И. Крылов) 7) «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!» (И. Крылов) 8) А мать ему: «Бай-бай! Закрой ты свои глазки». (А. Пушкин) 9) «Тсс... господа, — говорит Кошкин, прикладывая указательный палец к губам... — не будите его». (Д. Григорович) 10) Эй, садись ко мне, дружок. (Н.Некрасов) 11) Ушица, ей-же-ей, на славу сварена. (И. Крылов) 12) Ба! Знакомые всё лица. (А. Грибоедов) 13) Ура! Мы ломим, гнутся шведы. (А. Пушкин) 14) Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая, степной малахит. (М. Светлов)

ОТВЕТ:

Эмоции/чувства: чу, ух, увы, эх, ну, ох, ай, ей-же-ей, ба, ура, ах.
Повелительные: цыц, бай-бай, тсс, эй.
Речевой этикет: здорово.

Преподаватель: Молодцы! Справились с заданием. Давайте продолжим знакомиться с междометием. В русском языке без междометий было бы крайне сложно выражать разнообразные чувства и эмоции, поскольку эта часть речи придает языку богатую окраску. Особое место в русском языке занимают звукоподражательные междометия, имитирующие звуки природы или предметов.

 (Записать определение)

Преподаватель:

Чем отличаются междометия от звукоподражательных слов?

(В отличие от междометий, звукоподражательные слова лишены какого-то эмоционального смысла. Они просто передают звуки природы: собачий лай, блеяние овец, гул ветра, мычание коровы, музыку флейты, храп, свист и т. д.)

Преподаватель: Итак, давайте обобщим всю информацию сегодняшнего урока.

Преподаватель:

На сегодняшнем уроке мы с вами повторили, что такое междометия и звукоподражательные слова. Научились их различать и находить в тексте.

А теперь небольшой тест, который позволит мне узнать, как вы поняли сегодняшнюю тему.



Карточки с заданиями.

V.Рефлексия.

Тест ФИО да нет
1. Междометие – это служебная часть речи   +
2. «Вон!» - это побудительное междометие +  
3. «Всего хорошего!» - это эмоциональное междометие   +
4. Междометия воспроизводят звуки, издаваемые человеком или животным.   +
5. «Кря-кря» - это звукоподражательное слово +  
0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3»

5

VI. Домашнее задание:

Выпишите из журналов, газет, книг 5 предложений с междометиями.

Оценки за урок с комментариями.

-За работу у доски (2 чел)

-Доклад(1 чел)

-Ответы на вопросы

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: