Запоминание текста при помощи пиктограмм

Запоминание текста при помощи пиктограмм — тоже весьма эффективный метод быстрого запоминания текста, особенно для людей «зрительного» типа, или так называемых визуалов.

Пиктограмма (от лат. pictus – рисованный и греч. gramma – запись) – это рисуночное письмо, используется в психологии для изучения опосредованного запоминания, то есть запоминания при помощи средства. Пиктограмма – это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

При проведении психологического исследования испытуемому зачитывают слова и выражения и просят нарисовать для каждого из них такую картинку, которая впоследствии помогла бы вспомнить (воспроизвести) эти слова или выражения. Такое исследование может проводиться с различными целями (от прямого исследования запоминания до скрытой от испытуемого диагностики многих особенностей личности).

Однако оказалось, что метод пиктограмм эффективно применять в качестве вспомогательного средства при запоминании текстов (в том числе стихотворных). Вот примерный план использования пиктограмм при работе с текстом.

1. Прежде всего в тексте надо выделить ключевые слова или короткие выражения (подчеркнуть или выписать).

2. Затем к каждому из выделенных вами слов или выражений нужно нарисовать пиктограмму — то есть такую картинку, которая сможет впоследствии напомнить вам именно это слово (в некотором смысле эту картинку можно назвать зрительной ассоциацией на слово). Картинка не должна быть ни слишком схематичной, ни слишком подробной. Она должна быть достаточно простой и не требующей специальных художественных навыков, она не должна содержать буквы и цифры. (Каждый рисунок не должен занимать у вас больше 10–20 секунд.) Например, к словосочетанию «тяжелая работа» многие рисуют большой молоток или же человека, согнувшегося под тяжелым мешком. Для словосочетания «веселый праздник» обычно рисуют флажок, салют или же хоровод и т.д. Пиктограмма не может быть правильной или неправильной, главное, чтобы она впоследствии смогла напомнить вам слово или выражение, к которому она была нарисована.

Конечно, нарисовать пиктограмму для конкретного слова, имеющего конкретный зрительный образ, например, для слов «дерево», «дом» легче, чем для абстрактных понятий, таких, как «идея» или «образ». Однако и для них нарисовать пиктограмму совсем несложно — в данном случае можно преобразовать их во что-то конкретное, ассоциирующееся именно у вас с этим понятием.

Например, для слова «развитие» очень многие рисуют спираль, другие изображают (конечно, схематично) телегу, затем ставят три точки, а затем рисуют автомобиль, символизируя этим рисунком развитие транспорта. Есть еще и слова промежуточного уровня конкретизации, например, «школа» (парта, доска, здание школы и т.п.)

Прежде чем переходить к запоминанию текстов при помощи пиктограмм, можно потренироваться в рисовании пиктограмм, а затем через некоторое время (примерно через час) попробовать вспомнить слова, глядя на свои рисунки. Таким образом вы сможете научиться рисовать более точные пиктограммы к любым словам.

Задания 1. Составьте план и тезисы научной статьи по теме Вашей магистерской диссертации.2. Сделайте обзор научно-критической литературы в форме реферата по теме Вашей магистерской диссертации, используя предложенные выше клише.3. Составьте интеллект-карту, отражающую структуру и основные положения Вашей магистерской диссертации.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гецов, Г. Рациональные приёмы работы с книгой [Текст] / Г. Гецов. – М.: Книга, 1975. – 108 с.

2. Смородинская, М. Различные виды записей [Текст] / М. Смородинская // М. Смородинская, Ю. Маркова. О культуре чтения: Что нужно знать каждому. – М.: 1984. – С. 18 - 28.

3. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. И Гендина, Н. И Колкова,., И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова, Г.А.. − 2-е изд., перераб. − М.: Школьная библиотека, 2003. − 296 с.

4. Эко, У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки [Текст]: учебно-методическое пособие / Умберто Эко; пер. с ит. Е. Костюкович. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 240 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: