Первичное ознакомление с информационными (научными) источниками, составление списка литературы

Курсовая работа носит реферативный характер и выполняется на основе изучения, анализа, обработки и интерпретации информационных источников, которые представляют собой научные издания, т.е. такие, которые содержат результаты теоретических и экспериментальных исследований. Предметом изучения исследователя могут быть издания, которые представляют собой научные исследования, архивные материалы, исторические документы, описание инновационного педагогического опыта.

Научные исследования делятся на фундаментальные и прикладные. Фундаментальными считают исследования, направленные на открытие новых законов природы и общества, закономерностей, установление новых принципов, выявление новых взаимосвязей явлений и объектов новой реальности. Прикладные исследования направлены на практическое решение технических и социальных проблем.

Давайте кратко охарактеризуем научные издания. По количеству произведений, вошедших в издание, книжное научное издание может быть представлено в форме монографии или сборника. По характеру информации выделяют монографию, автореферат диссертации, тезисы докладов, материалы научных форумов, сборник научных трудов. Таким образом, для описания теоретических основ исследуемой проблемы необходимо использовать научные издания.

1. Монография – это научное книжное сочинение, состоящее из одного произведения, содержащего полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы, выполненное одним или несколькими авторами. Это такое научное сочинение, которое всесторонне исследует и отражает научную проблему, задачу, вопрос, предмет как систему. Монография всегда претендует на анализ, оценку и обобщение предшествующих научных достижений по проблеме исследования и самостоятельную авторскую разработку на основе теоретических изысканий и экспериментальных исследований.

2. Сборник научных трудов – это научное книжное издание, составленное из произведений, содержащих исследовательские материалы. Это могут быть статьи, сообщения, рефераты. Содержанием такого рода сборников являются результаты исследований по отдельным частным вопросам.

3. Автореферат диссертации – это реферат, составленный автором диссертации для предварительного ознакомления с содержанием работы.

4. Тезисы докладов научной конференции – научное издание в виде сборника с тезисами докладов участников конференции (форума), изданное до начала и содержащее основные положения выступлений.

5. Материалы конференции – сборник, выпускаемый по итогам конференции и состоящий из докладов и выступлений. Ценность такой информации в том, что она отражает не только устоявшиеся точки зрения и положения, но и противоречивые, инновационные, следствием чего может быть проблемная ситуация, требующая новых исследований, поиска новых решений.

Представляя теоретическое описание исследуемой проблемы, автор курсовой работы может изучить инновационный педагогический опыт, который будет использовать для проведения своей опытно-практической работы на этапе выполнения дипломной работы. Чтобы представить описание, анализ и обобщение инновационного педагогического опыта, необходимо поработать с учебным изданием, которое содержит описание опыта работы по решению исследуемой проблемы.

Выделяют четыре группы учебных изданий:

1.      Программно-методические издания: учебные планы и программы.

2. Учебно-методические издания: методические указания, методические рекомендации, программы практики, задания для практических занятий.

3.      Обучающие издания: учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций.

4. Вспомогательные издания: практикум, хрестоматия, сборник задач и упражнений, книга для чтения, педагогическая копилка игр и упражнений и др.

Выполняя исследование реферативного характера, нужно помнить о том, что нормативные требования предполагают использование источников, изданных за последние пять лет. Это не относится к изданиям, которые не переиздавались; носят фундаментальный характер; используются исследователем для сравнительного анализа; служат иллюстрацией или доказательством выдвигаемого утверждения; необходимы для комментария конкретной педагогической ситуации и т.п.

Количество источников, которые включаются в Список литературы, в курсовой работе должно быть не менее 15. В этот список, помимо изданий, о которых мы говорили выше, обязательно включите нормативные документы (государственные стандарты, законы, правила, требования, указания и т.п.), справочные издания, словари, энциклопедии, журнальные и газетные статьи.

      Отобрав информационные источники, Вы можете составить Список литературы.

      Чтобы составить Список литературы без ошибок и включить его в курсовую работу, необходимо познакомиться с правилами библиографии (книгоописания). Эти правила регламентируются ГОСТом Р 7.0.100–2018.

      В состав библиографического описания входят следующие области в приведенной ниже последовательности: область заглавия и сведений об ответственности; область издания; специфическая область материала или вида ресурса;                         область публикации,

производства, распространения и т. д.; область физической характеристики; область серии и многочастного монографического ресурса; область примечания; область идентификатора ресурса и условий доступности; область вида содержания и средства доступа.

Области описания состоят из элементов, которые делятся на обязательные, условно-обязательные и факультативные.

В зависимости от набора элементов различают:

- краткое библиографическое описание (содержит только обязательные элементы, им мы и будем пользоваться);

- расширенное библиографическое описание (содержит обязательные и условно-обязательные элементы);

- полное библиографическое описание (содержит обязательные, условно-обязательные и факультативные элементы).

Пунктуация в библиографическом описании выполняет две функции – обычных грамматических знаков препинания и знаков предписанной пунктуации, т. е.знаков, имеющих опознавательный характер для областей и элементов библиографического описания. Предписанная пунктуация способствует распознаванию отдельных элементов в описаниях на разных языках в выходных формах традиционной и машиночитаемой каталогизации.

Предписанная пунктуация предшествует элементам и областям описания или заключает их. Ее употребление не связано с нормами языка.

В качестве предписанной пунктуации выступают знаки препинания и математические знаки:

. – точка и тире; / косая черта;
. точка; // две косые черты;
, запятая; () круглые скобки;
: двоеточие; [ ] квадратные скобки;
; точка с запятой; + знак плюс;
многоточие; = знак равенства.

Познакомьтесь с образцами описания различных информационных источников:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: