Структура и содержание современного образования Англии

Лекционный материал к занятию 1. Характеристика англо-саксонской и германской образовательных моделей: исторический экскурс.

Лекция

 История становления образовательной системы Англии

 

До XVII главная роль в школьном деле Англии принадлежала англиканской церкви. В частности, начальное обучение осуществлялось при кафедральных соборах и крупных монастырях, где учили божьему слову, молитвам и ритуалам. Основной целью было религиозное воспитание.

Прообразом среднего образования стали грамматические школы, возникшие в XII веке. Они были названы так, потому что в них обучали главным образом грамматике древних языков: чтению классических текстов на латинском и древнегреческом языках, умению вести дискуссии. Часть этих школ была первоначально создана для детей бедных родителей. Основывались они по инициативе отдельных знатных лиц, иногда королей, крупных государственных деятелей, религиозных организаций, городов и различных обществ, которые жертвовали на их открытие некоторые суммы. Дети титулованных родителей обучались на дому. В основном это была подготовка к воинским профессиям: искусство наездничества, ведения боя, умение выжить в боевых условиях, законы товарищества. Другая сторона воспитания была не менее важной: музыка, спорт, литература, умение вести светскую беседу, ухаживать за дамой. Признаком изысканной аристократичности считалось наличие богатых библиотек, служивших подспорьем в воспитании и обучении отпрысков богатых семей.

Важным событием, значительно повлиявшим на распространение грамотности среди населения, стал перевод Д. Уиклифом (1320-1384) библии на английский язык. В этот же период стали появляться писатели и поэты, сочинявшие на английском языке свои произведения, что также не могло не сказаться на грамотности широких слоев населения. 

По мере распространения грамотности все больше возникала потребность в продолжении послешкольного образования. Соборы, монастыри, приходы владели огромными библиотеками, в которых были сосредоточены книги по философии, теологии, искусствам. Европейской традицией становилось странствование любознательных молодых людей в поисках богатых библиотек и грамотных наставников - священников. Они бродили из страны в страну по всей Европе. Так складывались центры, ставшие впоследствии университетами. Первые английские университеты возникли в XII в. (Оксфорд), в XIII в. (Кембридж). Первоначально они существовали в виде групп домов, называвшихся «колледжами», в которых студенты жили, время от времени посещая лекции ученых. Но постепенно чтение лекций приобретает более организованный характер, и оба университета превратились в учебные заведения и в учреждения, принимающие экзамены на ученую степень даже у лиц, не посещавших занятия в данном колледже. Эти университеты на протяжении ряда столетий оставались единственными университетами, являясь символом английского элитного образования. Лишь в XIX в. был открыт университет в Дархеме (1832), а затем в Лондоне (1836).

Со временем представителям дворянства и духовенства стали очевидными преимущества образования и воспитания в грамматических школах перед домашним. У многих появилось желание отдавать в них своих сыновей. И тогда эти школы превратились в чисто аристократические учебные заведения. Впоследствии (начиная с XIX в.) они стали называться «Public Schools», т.к. они не составляли собственности частных лиц и были доступны каждому, кто мог вносить плату, независимо от вероисповедания.

С XVI в. на английское образование стали оказывать влияние европейские идеи. В Англию в это время часто приезжал Эразм Роттердамский (1469-1536). Он был другом одного из первых английских гуманистов Джона Колета (1467-1519) и помогал ему претворить в жизнь планы по открытию школы святого Павла. В начале XVII в. благодаря усилиям Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) была сделана попытка провести исследования, целью которых было установить, какую систему образования следует ввести в стране. На основе результатов этих исследований и наблюдений был сделан вывод о необходимости преподавания на родном языке; в учебные программы университетов были внесены некоторые изменения.

События, происходящие в период с 1640 по 1660 гг., часто называют пуританской революцией, они внесли новые идеи в процесс воспитания и обучения. Под влиянием педагогических идей Яна Амоса Коменского некоторые ученые разрабатывали схемы универсального начального образования на родном языке.

В 1662 г. выходит закон, согласно которому все школьные учреждения, основанные когда-либо на пожертвования, были объявлены принадлежащими английской церкви. Она снова укрепила свои позиции в деле просвещения, захватив в свои руки большинство грамматических школ и преградив доступ в них представителям других вероисповеданий.

В конце XVII – начале XVIII вв. в Англии усиливается движение за преобразование школы. Наиболее прогрессивные деятели и мыслители выступают с требованиями всеобщего обучения и перестройки содержания обучения в школах. Так, с проектом реорганизации школы выступал известный английский экономист Вильям Пети, предложивший создать ремесленные школы для обучения детей всех возрастов профессиональным навыкам. Политик, философ, прогрессивный деятель Англии Джон Локк (1632-1704) опровергал концепцию существования врожденных идей и обосновывал решающую роль опыта в процессе познания. Отсюда – огромная роль отводится окружающей среде в воспитании человека. Душа ребенка – белый лист бумаги или чистая доска (лат. tabula rasa) «без всяких знаков и идей», заполнить которую надлежит воспитанием. Посвящая основное внимание домашнему воспитанию джентльмена, Локк отстаивал идею создания школ для детей из бедных семей, где они овладевали бы основами грамоты и ремесла.

Не все эти проекты были осуществлены, т.к. общество еще не было готово к их реализации и слишком сильны были позиции английской церкви в образовании. Хотя определенные положительные изменения в системе образования имели место. Для бедных детей были открыты при церквах и на благотворительные средства «дневные школы для бедных», которые предусматривали главным образом религиозное воспитание. Дети учились в них читать библию, заучивали ее на память, знакомились с некоторыми видами труда (прядением, шитьем, огородничеством и земледелием, поскольку школы эти были призваны готовить будущих слуг, прислугу, батраков и рабочих). В конце XVIII в. школы для бедных пришли в упадок, т.к. английским промышленникам было выгодно использовать дешевый детский труд, а родители не спешили отправлять своих детей в школы, в которых они не видели большого смысла.

Наряду с дневными школами в XVIII в. начали открываться воскресные школы, предназначенные для работающих детей. В них ставили задачу дать детям образования, а обучали лишь чтению святых книг.

Продолжали развиваться и средние школы, предназначавшиеся для привилегированной части населения. Многие будущие лидеры в раннем возрасте помещались в различные школы со специализированной подготовкой. Это, например, школа в Итоне, которая отличалась традиционным связями с монархией; школа в Винчестере, готовившая преимущественно будущих церковных лидеров; школа в Вестминстере, тесно связанная с государственными торговыми учреждениями Лондона и юристами. В течение XVIII в. возникли новые конкурентоспособные школы, в частности Харроу, расположенная в сельской местности недалеко от Лондона. Она вскоре стала альтернативной Итону. В конце XVIII в. эти школы отличались жесткой дисциплиной в классах и почти полной свободой после окончания уроков. Юношам разрешалось иметь свои собственные жизненные установки, которые нередко впоследствии забывались, выбирать своих школьных лидеров, вступать в контакты, а иногда и поспорить с местным населением. Часто условия жизни в этих школах были столь непритязательны и жестоки, что приводили в ужас чувствительных родителей. Но такие школы имели и свои положительные стороны. Прежде всего, будущие лидеры знакомились здесь с законами общества, в котором существовали насилие и жестокость. В этих школах даже самые знатные аристократы обучались искусству выживания, умению защищать себя в среде своих сверстников.

Таким образом, в Англии складывалась подчеркнуто классовая, иерархическая система образования, когда каждому социальному слою была доступна определенная ступень образования, не подразумевавшая продолжения обучения в будущем.

В целом до начала XIX в. сколько-нибудь распространенной сети школ, где бы дети основной части населения могли обучаться основам грамоты, в стране не было. В начале XIX в. в связи с промышленным переворотом, с усложнением политической системы образование постепенно превращается в важную самостоятельную сферу общественной жизни. Машинное производство, крупные предприятия со сложной инфраструктурой, укрупнение городов, развитие торговли требовали от значительной части работающих все большего объема общеобразовательных профессиональных знаний. Государство и заинтересованные в образованных работниках промышленные круги форсировали развитие массового образования. В это время увеличивается количество начальных школ, активизировали свою деятельность различные благотворительные общества. Распространению начального образования содействовали Э. Белл и Дж. Ланкастер; мисс Гамильтон и мисс Эджворт в своих письмах давали советы по методике первоначального воспитания и обучения, отстаивали идею подготовки женщин к жизни.

Так называемая «Белл-Ланкастерская система взаимного обучения» получила широкое распространение не только в Англии, но и во многих других странах. Согласно этой системе старшие и более успевающие ученики являлись помощниками учителя и под его руководством вели занятия с другими, младшими учениками. Тем самым удавалось одновременно обучать большие группы учащихся чтению, письму и счету.

Известный английский социалист – утопист Р. Оуэн (1771 - 1858) считал, что каждый человек является продуктом среды и воспитания, поэтому он выступал за улучшения условий труда и быта рабочих и за правильную организацию воспитания детей с малых лет. Оуэн организовывал детские ясли, детский сад и школу для детей рабочих. В своей школе он применял новые идеи в области воспитания и образования, основанные на применении наглядных и активных методов обучения. Однако система нового воспитания Оуэна не получила широкого распространения, в стране по-прежнему жестоко эксплуатировался детский труд в промышленности. Издававшиеся английским парламентом в течение I половины XIX в. фабричные законы, ограничивавшие часы детского труда, мало меняли дело, т.к. промышленники всеми доступными им способами обходили эти ограничения. В среднем лишь 1 из 14 – 15 жителей Англии посещал школу, а продолжительность обучения детей, посещавших школу, не превышала 1,5 – 2 лет.

Важным этапом в истории Англии было чартистское движение. В программе выдвигаемой представителями этого движения говорится, что первым и основным условием осуществления социальных преобразований является смена политической власти, а в специальном разделе программы, посвященным вопросам образования, изложены принципы построения новой системы образования: каждый имеет право на умственную деятельность, так же как и на физическое существование. Образование поэтому должно быть национальным, всеобщим, бесплатным и до известной степени обязательным. Поэтому предлагается:

1) сделать бесплатным обучение для всех граждан в школах, колледжах и университетах, содержащихся за счет государства и вменить в обязанность родителям давать своим детям общее образование;

2) сделать преподавания высших отраслей знания также бесплатным, но необязательным;

3) учредить технические школы взамен существующей системы ученичества.

В 60-х гг. XIX. была учреждена комиссия для обследования состояния народного образования под председательством герцога Ньюкаслского. Оценка этой комиссии была следующей: хотя процент детей, посещавших начальную школу, увеличился в сравнении с первыми двумя десятилетиями XIX в., продолжительность обучения все еще была незначительной, а качество обучения - низким.

В это время для господствующих классов Англии стало очевидным, что, если не будут приняты срочные меры для организации государственной системы народного образования, британской промышленности будет все труднее конкурировать с бурно развивающейся промышленностью других стран, в первую очередь Германии и США, ввиду нехватки квалифицированной рабочей силы. Подготовка квалифицированных рабочих всецело зависела от создания удовлетворительной системы народного образования. Выход из экономического кризиса видели в реформировании системы образованию.

Начало государственной системе образования в Англии было положено изданием закона об образовании – законом Форстера (1870). В этом законе предусматривалось разделение всей страны на учебные округи. Вновь учрежденный департамент просвещения получил право обследовать школы в каждом из округов и в случае необходимости открывать новые начальные школы или усовершенствовать старые. Закон Форстера вводил всеобщее начальное обучение детей до 12 лет. Однако этим законом бесплатность начального образования не предусматривалось. Он носил компромиссный характер, оставлял в неприкосновенном виде сеть частных (чаще всего церковных) школ и предусматривал лишь дополнение сети частных школ государственными. Только к 1900г. число учащихся государственных школ достигло 54% всех учащихся.

Введение обязательного образования стало практически осуществимым благодаря изданию нового фабричного закона в 1874г., который запрещал труд детей на фабриках до 10 лет, а для детей от10 до 14 лет допускался труд в течение половины рабочего дня.

В 1889г. был принят закон о техническом обучении. Этим законом предусматривалось увеличение субсидий тем школам, где хорошо было поставлено преподавание естественных и физико-математических дисциплин. Стали развиваться новые типы школ – технические, служившие альтернативе грамматическим школам.

Что касается средних школ для детей привилегированных классов населения, то в этих школах – грамматических или паблик скулз - все преподавание до II половины XIX в. по-прежнему сводилось к изучению тонкостей грамматики латинского языка и умственной тренировке. Примером этого может служить тот факт, что в 1805г. лорд – канцлер Элдон запретил включение в учебный план Лидской грамматической школы арифметики, письма и новых языков на том основании, что задача школы состоит лишь в обучение грамматике, и только.

Следует отметить, что в конце XIX века стали открываться учебные заведения по подготовке учителей. В 1890г. были учреждены первые педагогические колледжи при университетах для подготовки учителей начальных классов. Их число в 1900г. составляло 16.

В 1902 г. был издан закон Бальфура, который вносил ряд изменений в прежнюю школьную систему. Он возложил на вновь созданные комиссии по делам образования обязанность организовать не только государственное (начальное), но и среднее образование. Этот закон уравнивал права частных и религиозных школ с правами муниципальных школ и обязывал местные власти оказывать школам материальную поддержку. Количество средних школ в это время возросло, но средние школы были платными, что затрудняло получение среднего образования всем слоям населения. При этом только грамматические школы готовили к дальнейшему обучению в университетах и колледжах.

В 1918 г. в Англии был принят закон Фишера, согласно которому была отменена плата за учение в начальной школе. Труд детей в возрасте до 12 лет был полностью запрещен, а с 12 до 14 - ограничен 6 часами. Комиссиям по делам образования давалось право открывать дошкольные учреждения для детей с 2 до 5 лет или способствовать их открытию. Обязательное обучение было продлено до 14 лет.

В связи с победой на выборах в 1924 г. лейбористов, декларировавших «образование для всех», было предложено совещательному комитету министерства просвещения рассмотреть вопрос о содержании и организации обучения детей, которые будут учиться в других типах средних школ кроме грамматических до 15 лет. В соответствии с этим в своем отчете совещательный комитет Ведомства просвещения рекомендовал для большинства детей старше 11 лет создать новый тип школы – так называемую среднюю современную школу (Secondary Modern School). Содержание обучения в этой школе должно было носить не столько общеобразовательный, сколько практический характер, поскольку основной ее задачей должна быть подготовка грамотных рабочих для производства. Таким образом предполагалось, что дети трудящихся, обучавшиеся в средней современной школе, не получат такого образования, как дети аристократии, которые учатся в грамматической школе.

В довоенные годы, когда особенно очевидным стало несоответствие существующей системы образования потребностям экономики и социально – политическому развитию страны, опять стал вопрос о школьной реформе.

  В 1944 г. был принят закон Батлера, который предусматривал введение в стране обязательного среднего обучения для детей от 5 до 15 лет с тем, чтобы в кратчайший срок продлить возраст обязательного обучения до 16 лет. Закон устанавливал три (следует заметить неравноценных) типа средних школ: среднюю современную, техническую и грамматическую. Религиозное воспитание распространялось на все типы школ.

В современные (modern) школы, отличавшиеся общеобразовательной подготовкой и значительной профориентацией, попадали дети с самым низким коэффициентом умственной одаренности, который определялся с помощью интеллектуальных тестов. Вплоть до 50-х гг. выпускники этих школ не получали свидетельств об образовании, поскольку в этих школах не проводились экзамены. Это оказывало отрицательное влияние на содержание обучения в этих школах. В процессе обучения главный упор делался на конкретизацию и упрощение дидактического материала. Учебный план был ограничен.

В технические (technical) школы направлялись дети, коэффициент одаренности которых был несколько выше. В этих школах общеобразовательная подготовка сочеталась с общетехнической и профессиональной. Учебный план и программы отличались большей глубиной и многие выпускники, в отличие от выпускников современных школ, имели больше шансов продолжать учебу в высших учебных заведениях. Однако эти школы не получили широкого распространения.

В грамматические (grammar) школы, характеризующиеся солидной общеобразовательной подготовкой, отбирались дети с самым высоким коэффициентом умственной одаренности. Эти школы ставили задачу развития умственных способностей детей, представляющих интеллектуальную и социальную элиту. Выпускники грамматических школ имели все шансы для продолжения образования в высших учебных заведениях.

В результате реформы 1944 г. структурно определилась система образования Великобритании, включающая начальную, среднюю, дальнейшую и высшую ступени образования.

Следующая волна реформирования школьного образования всколыхнула страну в 60-е годы. Акт об образовании 1965 г. отменил отборочные экзамены после начальной школы в 11 лет и установил новый тип школы – единую или объединенную среднюю школу (проект создания такой школах был выдвинут лейбористами еще в 1947 г.). Большинство этих школ объединяет все три существующие типа средних школ; некоторые лишь два: либо техническую и современную, либо техническую и грамматическую, либо современную и грамматическую. Это событие является очень важным в истории образования Англии и демократичным по своим намерениям, т.к. создавались необходимые условия для развития способностей каждого ученика, он мог изучать те предметы, к которым проявляет большой интерес и в том объеме, который мог освоить в зависимости от своих способностей.

Дебаты и публикации конца 70-х начала 80-х годов помогли определить направления реформы образования, которою правительство консерваторов начало в 1988г. принятием закона о реформе образования. Целью реорганизации было повышение качества образования в стране, формировалась она следующим образом: «Неуклонно повышать уровень образования, причем, по крайней мере, так же быстро, как он растет в странах – соперницах». Таким образом, озабоченность правящих кругов снижением конкурентоспособности Великобритании по сравнению с некоторыми другими странами Запада напрямую связывается с образовательным потенциалом населения. Очевидно, что правительство тори (консервативная партия) решило укрепить роль и статус своего государства в мире путем усовершенствования образовательной системы.

Проблема заключается в том, что до конца 80-х годов в Англии существовала децентрализация управления образованием и большая автономия школ с высокой степенью выборности предметов. Учебный план одной школы очень отличался от другой, а о свободе выбора предметов говорит тот факт, что обязательными предметами в старших классах неполной средней школы были лишь английский язык и литература, математика, религия и физкультура, что занимало 50 % учебного времени, а остальное время отводилось на курсы по выбору.

Ряд обследований уровня знаний и умений учащихся, проведенных в конце 80–х годов в некоторых странах, показал отставание Великобритании в этой области. Например, обследование математической подготовки 13–летних учащихся в 20 странах, выявило отставание Великобритании от Японии и Франции.

В законе 1988 г. мысль об общенациональном содержании образования получила окончательное воплощение. Закон вводит для начальной и неполной средней школы так называемые предметы «ядра» - английский язык (и литература), математика, естествознание и 7 обязательных предметов: история, география, технология, музыка, искусство, иностранный язык; религия остается обязательным предметом.

Другой важный аспект реформы - изменение системы управления, особенно в области разработки содержания образования. С 1944 г. эти функции были возложены на местные органы. В законе 1988 г. четко говорится, что контроль за содержанием образования будет осуществлять государственный секретарь образования. Это означает, что центральные органы забирают часть функций у местных.

Реформа, начатая в 1988 г., корректируется по мере ее осуществления. Большую работу провела в начале 90-х годов Национальная комиссия по образованию, которая в 1993 г. опубликовала доклад «Учиться преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее». Этот объемный документ дает анализ состояния образования в стране и указывает стратегические направления его развития:

1. Высококачественное дошкольное воспитание должно быть доступно детям в возрасте 3-4 лет.

2. Содержание образование должно быть полноценным и максимально развивать заложенные в ребенке задатки. Рекомендуется вместо 10 обязательных предметов ввести 5 основных областей знаний: языки, математика, естественные науки и технология, выразительные искусства (включая физическую культуру), гуманитарная сфера и общественные науки.

3. Каждый учитель должен постоянно повышать свою квалификацию.

4. Управление образованием и подготовка кадров должно быть объединено.

5. Школы должны лучше готовить молодежь к современной жизни, особенно к работе в высокотехнологическом, быстро меняющемся компьютерном мире. Сегодня нужны знающие рабочие и знающие профессионалы, но современные знания не могут быть оторваны от умения их применять.

6. Образование должно передавать из поколения в поколение такие человеческие ценности, как справедливость, уважение к людям, чувство долга, заботу о ближнем. Главной же задачей хорошего образования является умение преуспевать и достигать успеха.

7. Важным направлением развития образования в свете дальнейшей интеграции является усиление преподавания иностранных языков.

8. Разработка единых для всей страны стандартов образования.

9. Сотрудничество сфер образования и бизнеса.

Таким образом, государство продолжает совершенствовать систему образования в стране, повышая требования к качеству подготовки специалистов во всех сферах деятельности.

 

Лекция

Структура и содержание современного образования Англии

Развитие образования в Англии происходило в рамках философии эссенциализма (essentialism), укрепившейся в этой стране. Эта философия определила цели образования как передачу основных (essential) знаний и умений. Другими словами, школы должны сосредоточиться на самом важном, не распыляя свои силы на то, что несущественно. Английская образовательная система характеризуется известным прагматизмом (pragmatism), т.е. направленностью на практику. В этом ее отличие от так называемых энциклопедических систем, таких, например, как во Франции, Германии, России, где господствует стремление научить детей как можно большему числу дисциплин и в обязательном порядке. Это во многом определило основные цели образования страны: передача основных знаний и умений как способа решения конкретных практических задач.

В настоящее время в Англии действует система бесплатного общего образования для всех детей, независимо от социального положения, национального происхождения. Существуют школы муниципальные и частные. Обучение в первых бесплатное. Частные учебные заведения платные.

Система обязательного образования охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет.

Начальная школа (Primary School) включает две ступени. Первая – младшая начальная школа (infant school) - объединяет детей с 5 до 7 лет. Главная задача данной ступени – развитие творческих способностей детей, сохранение и дальнейшее развитие физического здоровья ребенка и воспитание уверенности в себе. Обстановка классных комнат во многом напоминает российский детский сад: передвижные детские столы индивидуально для каждого ребенка, напольные коврики для игр, множество пособий и детских поделок на стенах. Дети изучают буквы, цифры, занятия проходят в игровой форме и длятся 20 минут. При необходимости преподаватель может переключить внимание детей на другой вид деятельности, если увидит, что они устали. Большое внимание уделяется развитию творчества. Детям предлагают занятия по музыке, изобразительному творчеству, конструированию. На данной ступени, по мнению английских ученых, важным являются занятия лепкой, способствующие развитию мелкой моторики рук, поэтому много времени отводится лепке из глины, пластилина, теста, гипса; созданию аппликаций и т.д. Огромное значение отводится физическому воспитанию, в большинстве школ есть бассейны, специально оборудованные спортивные залы, в игровых комнатах – специальные коврики для массажа стопы ног.

Вторая ступень начальной школы (junior school) – предназначена для детей от 7 до 11 лет. На этой ступени у детей есть стабильное расписание, занятия длятся 45 минут, есть обязательные предметы. Основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% — ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии.

Набор изучаемых предметов вполне сопоставим с предметами, изучаемыми в обычной начальной школе в России, правда, ученикам преподается еще интегрированный курс «Наука», с 10 лет начинается преподавание истории, расширен комплекс стандартных общеразвиваюших предметов художественно-эстетического цикла. Особенностью является и то, что одним из основных методов обучения в такой шкале является работа в сменной группе под руководством учителя. Пожалуй, можно сказать, что основным видом деятельности, на который ориентирует учеников учитель, становится не запоминание или воспроизведение объясненных учителем или полученных из учебника фактических знаний, а воссоздание на практике средствами моделирования тех или иных процессов или явлений. На уроках же художественно-эстетического цикла главным становится освоение различных видов художественной техники через конкретные изделия и проекты, которые обязательно используются учителем для создания ситуаций самовыражения и приобщения к эстетическим ценностям.

В английской начальной школе нет привычной нам картины урока, когда учитель продолжительное время объясняет что-либо трем колонкам учеников. В любой момент можно легко изменить расстановку парт и получить три группы, работающие самостоятельно после получения соответствующих указаний учителя. Огромное количество заданий по самым различным предметам носит прикладной характер. На уроке математики, при изучении темы «Единицы длины» несколько учеников, обычно объединенных в пары, вполне возможно, будут измерять школьный коридор в метрах специальной рулеткой или высоту ступенек на школьном крыльце. На уроке природоведения дети вполне могут выйти во двор, имея конкретное (индивидуальное или групповое) задание по наблюдению того или иного связанного с темой урока процесса или явления природы.

Каждый предмет начальной школы полностью обеспечен учебно-методическим комплексом, описывающим все виды учебной деятельности внутри каждой темы и даже урока и включающим наглядные пособия и специально подобранные материалы и инструменты.

Все классы начальной школы смешанные, так как школа не имеет права проводить тестирование учеников на предмет выявления способностей и комплектовать классы на этом основании. Обычная начальная школа — это 8-10 классов по 20-25 учеников, каждый учитель ведет все предметы, включая физкультуру и музыку.

В начальной школе дети обычно не получают оценок в традиционном понимании этого слова. При оценке знаний часто прибегают к тестам. Вот, к примеру, 2 теста для начальной школы с вариантами ответов.

Тест 1-й: на рисунке изображены 5 различно градуированных углов; надо отметить самый острый угол. Тест 2-й: изображена диаграмма в виде круга, разделенного на 4 неравных сектора. Диаграмма отражает результаты опроса о предпочтении каналов телевидения. Из нескольких вариантов ответа на вопрос, сколько жителей предпочли 4-й канал, надо выбрать верный ответ.

Все работы учащихся, разумеется, проверяются учителем и им дается комментарий либо в виде развернутого предложения, либо в виде определенного количества очков, связанный скорее не с правильностью, а с трудоемкостью выполненного задания. Очки последовательно складываются день за днем, а за их определенную сумму ребенок получает сертификат или другую форму документа (свидетельства), принятую в данной школе. Соотношение времени, отводимого на практическую деятельность и теоретическую подготовку, может быть выражено как 80 и 20 процентов всего учебного времени соответственно, причем это соотношение динамично, так как по мере продвижения к концу начальной школы удельный вес теоретических знаний возрастает примерно до 40 процентов с тем, чтобы в средней школе достичь уровня 60.

Если сравнивать английскую начальную школу с отечественной, то в первую очередь обращает на себя внимание ее отдаленность от школы средней. У начальной школы в Англии свое здание, своя администрация и, как правило, отсутствие каких-либо взаимоотношений со средней школой.

После окончания учебы дети не сдают экзамены и не получают свидетельств об окончании учебного заведения.

В возрасте 11 лет, заканчивая начальную (государственную) школу, перед ребенком (и, разумеется, его родителями) встает проблема выбора средней школы. Ограничений, обусловленных успеваемостью ребенка в начальной школе, местом жительства и др. в Англии нет. Скорее наоборот, существующее в стране отношение числа школ (вернее, мест в этих школах) к числу потенциальных учащихся ставит практически любую государственную школу в ситуацию необходимости привлечения учащихся, так как если количество учеников окажется ниже запланированного (что определяется местными органами образования), школьный бюджет будет сокращен. Поэтому весьма часто можно наблюдать парадоксальную ситуацию, когда в школе, где сократилось количество учащихся, классы стали больше, так как администрация была вынуждена сократить и несколько рабочих мест для учителей, а в той школе, где учеников осталось столько же (а лучше — чуть больше, чем в предыдущем учебном году), руководство школы получает возможность ввести в программу новый дополнительный предмет или пригласить на работу нового учителя, который, к примеру, будет замещать любого другого преподавателя во время его отсутствия.

Итак, выбор школы учеником и его родителями зависит только от их желания учиться в данной конкретной школе и еще, пожалуй, от месторасположения последней. Причем это не только вопрос о необходимости тратить определенное количество времени на дорогу в школу и домой. Любой английский город достаточно явно разделен на районы, отличающиеся уровнем жизни семей, там проживающих, а, следовательно, имеющих весьма определенную социальную репутацию и статус. Иначе говоря, родители могут весьма точно предположить, чьи дети в большинстве своем ходят в ту или иную школу. Поэтому семье приходится решать: возить ребенка в «престижную» школу на другой конец города или самим переезжать в этот район, что будет означать по сути покупку гораздо более дорогого дома. У этой проблемы есть и другая сторона — школа, расположенная в «дорогом» районе, практически всегда будет «успешнее» школы из района с высоким уровнем социальных проблем, ведь в первую приходят и учатся дети в основном из благополучных семей, дети, изначально (то есть еще до перехода) имеющие более высокий уровень мотивации учения, дисциплины и, как правило, более широкий кругозор. Вот почему активно вводимый сейчас Министерством образования «Рейтинг школ» (League Tables) осуждается очень многими учителями и особенно администрацией, так как критерии этого рейтинга (успеваемость, поступление выпускников в вузы и др.) ставят школы в изначально неравные условия.

Период обучения в средней общеобразовательной школе (Comprehensive School) охватывает возраст с 11 до 16 лет. Большинство школ смешанные, но есть и школы раздельного обучения, причем в школах для мальчиков большой процент учеников индийского и пакистанского происхождения, что обусловлено определенными религиозными традициями этих народов, ориентированными на раздельное обучение.

Школьное здание может быть как одно-, так и многоэтажным в зависимости от типа проекта строительства школы. В последние несколько лет весьма популярной стала модель такого здания, когда в нем, наряду со стандартными по размеру классными комнатами, есть и большие залы, частично разделенные перегородками. Каждая часть такого зала в течение дня предназначена для того или иного вида деятельности (рисование, письмо, экспериментально-лабораторная работа и др.) и в ней может заниматься целый класс или группа детей как самостоятельно, так и под руководством учителя. Школа обязательно имеет довольно большую прилегающую территорию со стадионом и спортивными площадками. Довольно часто школа располагается в нескольких зданиях, размещенных вблизи друг от друга или даже соединенных крытыми переходами. Учебные помещения организованы по кабинетной системе, когда каждая классная комната предназначена для занятий по одному конкретному предмету. Есть большое число вспомогательных помещений (лаборантские, комнаты для выполнения канцелярских работ, «малые учительские» по циклам предметов, офисы администрации и др.).

Организация учебного процесса может быть охарактеризована как достаточно единообразная для различных школ, хотя многое находится в компетенции администрации конкретного учебного заведения. Учебный год начинается с сентября (общего для всех школ дня начала занятий нет) и продолжается до июня включительно. Каникулы бывают трижды: летние (примерно два месяца), рождественские и пасхальные (около двух недель каждые). Школьная неделя длится 5 дней, все дети учатся в одну смену, при этом школьный день начинается в 8.30-9.00 (время прихода в школу и проведения обязательной ежедневной ассамблеи) и заканчивается около 15.00. Средняя продолжительность урока — 45 минут, но в некоторых школах уроки могут быть «сдвоенными» (45 + 45 минут). Перемены между уроками очень маленькие (5-10 минут), правда, в середине дня обязательно предусмотрено «обеденное время» (около 40 минут). Учащиеся объединены в классы (обычно от 25 до 35 человек), а классы — в параллели (year groups). В каждой параллели есть старший учитель, контролирующий учебный процесс (посещаемость, успеваемость и др.) и координирующий работу учителей-предметников. Учитель избавлен от многих обязанностей по контролю учебной деятельности учащихся, так как школа обычно располагает достаточным штатом (до 10 человек на 1000 учащихся) секретарско-менеджерской службы, вдобавок хорошо оснащенной компьютерной техникой, что позволяет вести точный учет и контроль учебной деятельности в масштабах школы на всех уровнях — от параллели до конкретного ученика.

Во всех школах существуют свои правила внутреннего распорядка, с которыми знакомят каждого нового ученика. Система поощрений строится в основном на практике учета личных достижений ученика, а система наказаний может включать как удаление с урока, так и исключение из школы на период от одного дня до недели и более.

Педагогические принципы английской школы — это принципы гуманистической педагогики и демократических ценностей. В Англии чрезвычайное значение имеет общественное мнение и средства массовой информации. Поэтому зачастую гуманистические и демократические принципы приобретают весьма своеобразную трактовку. Учитель, применивший физическую силу в отношении ученика, даже если он стремился предотвратить его явное асоциальное поведение (умышленную порчу школьного имущества, драку с другим учеником и др.) может быть немедленно уволен из школы, иногда с лишением права заниматься педагогической деятельностью, если родители этого ученика подадут на учителя в суд. Но все это, как говорят сами англичане «обратная сторона демократии». Лицевая же ее сторона состоит в том, что ни одно педагогическое решение не может быть принято без учета мнения ребенка. Учителя действительно отвечают за жизнь и здоровье детей в школе, причем делают это профессионально, и поэтому, вероятно, количество несчастных случаев и травм в школах Великобритании чрезвычайно низкое.

Еще один принцип английской школы — это принцип ориентации на достижения ученика в образовательном процессе. Английские педагоги стремятся различными средствами создать (или укрепить) мотивацию учебной деятельности, для этого, по их мнению, необходимо приобщить ребенка к ее (этой деятельности) результатам. Кроме того, большое внимание уделяется интересу как мотиву учебной деятельности, что, впрочем, зачастую смещает баланс между занимательностью и глубиной, сложностью изучаемого материала в сторону первого. И если первые две тенденции безусловно конструктивны, а их реализация приводит к очевидной эффективности учебного процесса, то пересмотр содержания и методов преподавания в соответствии с третьей тенденцией часто приводит к противоречиям. В первую очередь эти противоречия проявляются в поверхностности изучения многих сложных тем, в стремлении учителя ограничиться занимательным рассказом там, где необходим глубокий анализ. Именно поэтому сегодня многие английские учителя критикуют министерские программы изучения литературы, где произведения Шекспира предлагается давать в пересказе, причем простым языком, добиваясь лишь знания основных сюжетных линий и имен главных героев.

Результативность и образовательный стандарт школы Великобритании характеризуются приоритетным направлением социальных знаний и практических навыков по отношению к знаниям, определяемым как академические. Можно сказать, что английского школьника больше учат понимать ту или иную закономерность, прогнозировать ее последствия, чем запоминать, где и когда она проявляется. Безусловным достоинством Образовательного стандарта (National Curriculum) является то, что этот документ чрезвычайно конкретен в отношении тех умений, знаний, навыков и других личностных характеристик, которыми должен обладать ученик школы на различных ступенях образовательного маршрута, причем эта конкретизация касается не только отдельного учебного предмета, но даже изучаемых в курсе этого предмета тем.

До настоящего времени в Великобритании не существовало единых школьных программ и учебников. Разработка учебных программ являлась прерогативой директора и старших преподавателей школ. В соответствии с Законом об образовании 1986 г. преподаватели должны согласовывать учебные программы с местными органами образования. Примерно половина учебного времени в средней школе отводится на так называемое ядро – обязательные для всех базовые дисциплины. Другая половина учебного времени занята предметами по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов», каждый из которых содержит несколько курсов гуманитарного, естественнонаучного или математического содержания.

За два года до окончания средней школы, т.е. в возрасте 14 лет школьник должен определить для себя, какие экзамены он будет сдавать для получения документа о среднем образовании (GCSE Certificate). Обычно школа предлагает выбор из 15-20 экзаменов, а ученик выбирает для сдачи 5-8 предметов. Именно к сдаче этих предметов он будет готовиться на протяжении двух оставшихся школьных лет. Причем первый год позволяет школьнику «попробовать» тот или иной предмет (например, второй иностранный язык, экономику и др.), но за год до экзаменов его выбор должен стать окончательным. Любой экзамен может быть сдан на одной из нескольких ступеней сложности, которые вместе с учителем выбирает для себя ученик. Поэтому в одном и том же классе один ученик может сдавать алгебру на высший стандарт «А», а другой на более низкий стандарт «В» или «С». Не вдаваясь в сложности этой системы, можно лишь отметить, что по ряду предметов допустимы лишь стандарты «А» или «В», и в некоторых дисциплинах (драматическое искусство, дизайн, физическая культура и др.) экзаменационная оценка будет обязательно включать в себя оценку практической работы за весь период обучения по данному предмету и оценку за выполненный по предмету проект. Все экзамены сдаются в школе, но сама процедура сдачи, как и оценка за экзаменационную работу находится в компетенции независимых экзаменационных комиссий, каждая из которых обычно курирует около ста школ. Сама процедура экзамена предельно регламентирована. Определено точное время начала и окончания экзамена, способ размещения учеников в классе, расстояние между партами, сколько раз должен быть прочитан текст или объяснено задание, какие реплики должен подавать учитель на экзамене по иностранному языку, если одно из заданий — участие ученика в диалоге по теме и многое другое. Обработка результатов экзаменов обычно занимает более полутора месяцев — вот почему в английских школах нет традиционного торжественного вручения аттестатов в конце учебного года, и если подобная церемония все-таки проводится, то лишь в начале следующего учебного года, когда бывшие выпускники уже поступили в другие учебные заведения. По результатам этих экзаменов выпускники выбирают вуз, в зависимости от выставляемых университетами и колледжами проходных баллов.

Большинство выпускников школ в Англии в 16 лет заканчивают среднюю школу и идут работать или поступают на профессиональные курсы. Более подготовленные выпускники продолжают обучение в старших классах (эта ступень может быть продолжением средних классов или может существовать как самостоятельная школа) – срок обучении два года (16-18 лет). Основная задача этой ступени – глубокая академическая подготовка с целью продолжения обучения в вузе. Общее свидетельство об образовании имеет два уровня – обычный (O-ordinary)  и повышенный (A-advanced). Для поступления в обычный колледж или университет необходимо иметь не менее 4 предметов, сданных на повышенном уровне.

Еще одной особенностью среднего образования в Великобритании является наличие в системе общеобразовательных школ переходной ступени от среднего к высшему образованию — колледжа шестого класса на базе одной из нескольких средних школ (6-th Form College), задача которого — помочь школьнику в подготовке к поступлению в выбранный вуз.

Наличие таких колледжей обусловлено системой приема абитуриентов в вузы Великобритании, когда за исключением нескольких учебных заведений (Оксфорд, Кембридж и некоторых других) вступительные экзамены не проводятся, а имеет место по сути конкурс аттестатов, т.е. тех оценок, которые были получены учеником за школьные выпускные экзамены. Каждый вуз устанавливает свои вступительные требования, касающиеся конкретных школьных предметов и тех оценок, которые ученик должен получить для того, чтобы быть зачисленным на первый курс высшего учебного заведения.

Таким образом, если результаты сдачи экзаменов за курс средней школы не отвечают вступительным требованиям вуза, ученик за время обучения в «колледже шестого класса» может пересдать требуемый экзамен на более высокий уровень, достаточный для поступления, или даже успеть изучить курс (и, соответственно, сдать по нему экзамен), который по каким-либо причинам не изучался им в основной школе, но базовые знания по которому обязательны для поступления, скажем, в университет или высший экономический колледж.

Профессиональное образование предусматривает 4 уровня профессиональной готовности: компетентность, позволяющая производить однообразную работу (1-й уровень); способность делать работу самостоятельно и ответственно (2-й уровень); выполнение сложных и оригинальных работ (3-й уровень); исполнение специальных персональных заданий (4-й уровень). Планируется в ближайшее время вывести всех учащихся профессиональных учебных заведений как минимум на 2-й из указанных уровней. Это значит, что, например, выпускник учебного заведения сельскохозяйственного профиля в состоянии самостоятельно и эффективно вести фермерское хозяйство.

Профессиональное обучение осуществляется в объединенных школах, технических (профессиональных) колледжах, центрах профессиональной подготовки на производстве и в центрах занятости. На особом месте находятся профессиональные колледжи, в которых возможна подготовка от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня. Колледжи тесно связаны с обучением на производстве. Сроки обучения в профессиональном колледже колеблются от 1 года до 5 лет. В колледже можно готовиться к поступлению в высшие технические учебные заведения.

Система высшего образования в Великобритании представлена двумя основными учебными заведениями – университетами и колледжами. Символом престижности английского образования являются старейшие университеты – Оксфордский и Кембриджский, представляющие собой объединение группы колледжей, созданных в XII-XIII веках.

Принципиальное отличие университета от колледжа в настоящее время заключается в том, что только университет может присваивать высшую академическую степень доктора наук.

Для англосаксонской модели высшей школы, к которой относится Англия, характерна многоуровневая система обучения: первая ступень – бакалавр наук (3-4 года обучения), вторая – магистр (2 года обучения) и высшая – доктор (4 года обучения). Каждая ступень заканчивается получением диплома об образовании, позволяющего найти соответствующее место работы. Помимо многоуровневости английская модель отличается гибкостью и вариативностью получаемого образования. Наряду с общеобразовательными дисциплинами студентам предлагают множество курсов по выбору. Студент в праве выбирать последовательность изучения дисциплин и сроки сдачи форм контроля. Чаще это определяется уровнем подготовки студента по той или иной дисциплине. Большую помощь студентам в выборе своей траектории обучения оказывает тьютор – куратор, в обязанности которого входит направлять студента (особенно первого курса) в учебной, досуговой деятельности, а также в бытовых и даже финансовых проблемах.

Очень развита сеть дополнительных образовательных услуг, которые можно получить на базе учебных заведений высшей школы (краткосрочные и долгосрочные курсы, семинары, циклы лекций и др.). Интересна система квалификационных экзаменов по специальности в целом или по отдельным отраслям практических или теоретических знаний. Она определяется все тем же национальным стандартом образования, то есть независимо от того, как получены знания (в школе, колледже, университете, на различного рода курсах или даже самостоятельно) квалификационные экзамены пройдут по единой схеме и с едиными требованиями. В результате учащийся (часто уже взрослый человек, посещавший курсы или вечерний колледж для совершенствования профессионального мастерства или получения новой специальности) получит диплом, например, о знании иностранного языка, эквивалентный документу, который выдается выпускнику средней школы, изучавшему иностранный язык в том же объеме как один из школьных предмета.

Рассматривая какую бы то ни было национальную образовательную систему, нельзя хотя бы кратко не охарактеризовать педагогическое образование. В Англии учителем можно стать, закончив специальный (педагогический) факультет университета или любой другой факультет по научной отрасли с обязательным получением дополнительного педагогического образования. Многие учителя являются специалистами «широкого профиля», так как это обеспечивает им большую конкурентоспособность в ситуации возможного сокращения рабочих мест в школах. В общем профессиональном рейтинге престиж профессии учителя довольно высок, хотя степень уважения и доверия к школе со стороны общества явно ниже, чем, например, в России. Это можно объяснить, вероятно, тем, что английская школа, хочет она того или нет, находится в центре скрытого, а иногда и открытого политического противостояния между консервативным правительством, определяющим образовательную политику в целом.

Руководит системой образования Министерство образования, которое вырабатывает общенациональные стандарты, рекомендации, инспектирует учебные заведения, субсидирует до 60% школьного бюджета. Каждая школа сама определяет свой учебный план, руководствуясь рекомендациями Министерства. Значительные права имеют муниципалитеты. Они финансируют остальные 40% общественных затрат на школы. Министерские субсидии распределяются в зависимости от того, руководствуется ли учебное заведение рекомендациями центра, а также от успешности работы заведения. В Англии сложилась устойчивая децентрализованная система управления образованием, о которой нередко говорят как «о национальной системе, управляемой на местном уровне».

Фактически организацией работы бюджетных школ заняты местные органы образования, в функции которых входит материальное обеспечение школ, контроль приема в школу, размещение фондов, мониторинг качества обучения, обеспечение школьным транспортом и пр. С 1988 г. существенно расширены финансовые и управленческие права отдельных школ, которые получают и расходуют по своему усмотрению большую часть выделяемых им средств.

 

Лекция

Образовательные системы США в исторической ретроспективе

 

История США как независимого государства гораздо короче, чем история другой англоязычной страны, такой как Англия. Америка пыталась за более короткий срок достичь уровня других развитых стран.

Являясь колонией Англии, Америка сохранила многие в том числе образовательные структуры и понятия, оставленные ей в наследство.

Первые школы на территории США появились еще в колониальный период. Общий закон о школах был принят в 1647 г. в колонии Массачусетс – Бей. Основной задачей являлось открытие школ, чтобы облегчить «изучение священного писания», «чтобы истинная ученость не оставалась мертвой для блага церкви и государства». Закон предписывал в каждом населенном пункте, имеющем не менее 50 семей, открывать школу для обучения грамоте, а в населенных пунктах со 100 и более семействами также и среднюю школу (грамматическую или латинскую). В течение нескольких лет такие законы были приняты и в других колониях.

В целом до войны 1775 – 1783 гг. начальное образование оставалось в зачаточном состоянии. Начальные школы были немногочисленны и содержались в основном на средства благотворительных и религиозных организаций.

Несколько больше развитие получило среднее образование, поскольку оно было предназначено для зажиточной части населения. В 1635 г. в Бостоне была открыта первая латинская школа, в последующие десятилетия почти во всех колониях возникли средние школы академического направления - латинские и грамматические. Однако с середины XVII в. несоответствие средних школ этого типа интересам экономического развития стало все более остро сказываться, возникла необходимость усиления реального направления в среднем образовании.

Учебным заведением нового типа являлась академия. Первая «Пенсильванская академия», созданная В. Франклином в 1751 г., включала комплекс латинской, английской и математической школ. Академии были платными учебными заведениями и доступны только для избранной части населения. Здесь изучали английский язык и литературу, естественные и точные науки, а также торговое дело, сельское хозяйство, механику, ремесла и т.д.

В первой половине XVII в. стала зарождаться высшая школа. Роль высших учебных заведений играли колледжи, принадлежащие главным образом религиозным организациям. В 1636 г. был основан Гарвардский колледж, в 1754 – Королевский, ставший в дальнейшем ядром колумбийского университета. Всего в течение колониального периода было открыто 9 колледжей – по преимуществу гуманитарных или духовных учебных заведений. Ежегодный выпуск каждого колледжа до конца XVIII века составлял от 7 до 40 человек.

Важной вехой в истории этой страны явился 1776 год – провозглашение независимости этой страны от колониального господства Англии. Передовая общественность молодого государства выступала за развитие просвещения своей страны. К.Д. Ушинский писал: «Со своей обычной энергией и быстротой Северная Америка сделала для народных школ в десятки лет то, что в старых государствах не могло быть сделано и в сотни». (Ушинский К.Д. Собр. соч., т. 3,  М.—Л., 1948, с. 611).

Огромную роль в этом вопросе сыграл Т. Джефферсон – американский просветитель, президент США. Он отстаивал всеобщее, бесплатное и обязательное обучение. Однако тяжелое экономическое положение страны после войны 1860-1865гг. не позволило воплотить все планы. Все же сеть государственных школ расширялась. Все они были независимы от церкви и имели светский характер. Преподавание религии сохранялось лишь в частных школах, принадлежавших по преимуществу религиозным организациям.

В середине XIX века издаются законы о введении бесплатного начального образования.

С самого начала существования США в стране установилось децентрализованное управление просвещением и крайне пестрая школьная система в разных штатах. Каждый штат открывает свои учебные заведения, получает распространения принцип выбора учащимися предметов обучения, огромное влияние имеет принцип прагматизма – уклон в прикладные знания и умения.

В 1852 г. в штате Массачусетс был принят закон о всеобщем обязательном обучении с 6 до 12 лет. К 1870 г. аналогичные законы были приняты в других штатах.

Быстрое развитие производства требовало квалифицированных специалистов во всех областях знаний. Создаются различные типы профессиональных учебных заведений. В 1862 г. конгресс принял известный в американской истории закон Морила, по которому федеральное правительство выделило каждому штату земли и деньги для организации, как гласил закон, по крайней мере одного колледжа, который давал бы знания, относящиеся к сельскому хозяйству и технике. Почти во всех штатах открывались «колледжи на дарованной земле», которые готовили специалиста для сельского хозяйства и промышленности. В эти колледжи часто поступали люди, не имеющие среднего образования, и для них была организована обширная программа общей подготовки.

Вновь созданные колледжи сыграли важную роль не только в подготовке специалистов, но и в распространении практических знаний среди населения, а иногда и элементарной грамоты.

Постепенно эти колледжи расширяли свои программы. В связи с возросшей потребностью в учителях они начали готовить учительские кадры. Одновременно добавлялись кафедры и факультеты искусств гуманитарных наук, общего естествознания и т.д.

Конец XIX – начало XX века было периодом развития и становления всех ступеней образования США. Расширялись программы в школах и колледжах, определился основной тип средней школы – единая средняя школа, ряд колледжей был объединен в университеты.

Следует отметить, что содержательная составляющая учебного процесса развивалась в Америке под сильным влиянием идей прагматизма.

Наиболее ярким представителем прагматизма в педагогике был Джон Дьюи (1859-1952). Его идеи получили широкое распространение не только в США, но и в других странах мира (в том числе в Англии). Внимание педагогов к трудам Дьюи было привлечено, прежде всего, его острой критикой пороков школы: схоластики, отрыва от жизни, незнания психологии детей. В своих работах Дьюи выдвинул много интересных и актуально звучащих для того времени проблем: приближение содержания образования к жизни, построение учебного процесса в соответствии с психологией обучения, активизация методов обучения, учет интересов и потребностей детей и т.д.

    Поставив опыт ребенка, вызванный спонтанными интересами, в центр учебной системы, Дьюи представлял обучение в виде деятельности детей по разрешению практических задач, взятых из повседневной жизни: «Материал обучения нужно брать из опыта ребенка», «Ребенок должен определять как качество, так и количество обучения», «Обучение посредством делания – основной метод в школе» и др. Конкретные рекомендации Дьюи были созвучны с государственной политикой в области образования, направленной на ограничение объема научных знаний для широких масс детей, усиление прикладного характера обучения.

    Дьюи и его последователи (В. Килпатрик и др.) оказали сильное влияние, как на начальную, так и на среднюю школу. Они изменили атмосферу школы, сделали ее более свободной, подвижной, акцентировали внимание педагогов на ребенке и его интересах. Но вместе с тем эти идеи способствовали значительному снижению уровня обучения в американской школе. Узкий практицизм заметно потеснил в школьных программах теоретические знания, что привело к появлению в учебных планах американских школ таких предметов, как «Арифметика обыденной жизни», «Как стать хорошим покупателем», «Основы вождения автомобиля» и т.д.

    Первыми, кто заговорил о снижении уровня общего образования, были представители высшей школы. Знания абитуриентов находились на таком уровне, что колледжам и университетам приходилось вводить в программы «лечебные курсы по математике, чтению, письму, естествознанию», чтобы выправить недостатки обучения в средней школе.

    Несмотря на резкую критику идеи Дьюи пропитали школьную систему, положив начало таким отличительным особенностям американской школы, как изучение предметов по выбору, вариативность учебных планов, прикладной характер знаний, практикоориентированный характер учебного процесса.

Особенностью исторического развития Америки начала XX века был огромный приток эмигрантов из различных стран мира, что выдвинуло в этот период специфически американскую проблему ассимиляции вновь прибывших, адаптацию их к новым условиям, обнаружилась проблема билингвизма. Все это потребовало особую подготовку педагогических кадров, потребность в которых росла с каждым годом. В это время сложилась следующая система подготовки педагогических кадров: более квалифицированных специалистов готовили в университетах, а кадры средней ступени обучались в колледжах.

Событием, давшим огромный толчок для развития и обновления системы образования США, был запуск первого советского спутника Земли в 1957 году. Никогда в истории американского образования критика школы не достигала такой силы, как в период после 1957 г., который был официально назван «послеспутниковым». За десятилетие правительство приняло такое количество законов, которого не было за все время с начала века. Среди них: «Акт о развитии высшего образования», «Акт о профессиональном образовании», «Акт о развитии элементарного и среднего образования», «Акт о развитии образования в целях национальной обороны». Основное требование, выдвигаемое правительством в данных документах – повышение качества естественно-математического образования. Успехи Советского Союза в космосе были расценены американским обществом как результат больших достижений советского образования. Советская школа в конце 50-х – начале 60-х годов становится в США объектом пристального внимания и изучения. Десятки групп профессионалов и непрофессионалов выезжают в СССР для изучения «секретного оружия», которое помогло Советскому Союзу первым в мире выйти в космос. В результате поездок пишутся официальные отчеты, доклады, книги о состоянии образования в СССР. Мнение американских официальных лиц, познакомившихся с советской школой, представляет особый интерес, поскольку является, с одной стороны, беспристрастной оценкой советской школы, а, с другой стороны, показывает взгляд американцев на свое собственное образование. В своем официальном отчете правительственная делегация США во главе с комиссаром образования Дертиком писала: «Больше всего нас поразило в СССР то, какое огромное внимание и сколько сил отдает страна образованию как средству национального развития».

В 1963 году был принят закон о доступности высшего образования, который санкционировал выдачу ссуд и займов для строительства колледжей. Закон о профессиональном образовании исправил и расширил программы профессионального образования [107, p. 239]. Закон о начальном и среднем образовании обеспечил значительную федеральную поддержку системы образования, предоставив 1 млрд. долларов на дотации школам, в которых обучались дети из семей с низкими доходами. Целая серия законов, принятых Конгрессом в 60-е годы сопровождалась выделением значительных средств из Федерального бюджета и заметно изменила курс школьной политики, систему образования, содержание деятельности школы.

В этот период заметно возрос охват молодежи средним образованием. Если в 1950 г. среднюю школу посещало 50% молодых людей соответствующего возраста, то в 1970 г. - более 90%.

К концу 60-х годов Соединенные Штаты достигли такого уровня промышленного развития, когда рынок труда уже не удовлетворялся начальным образованием тружеников. Рынок труда требовал людей, минимальное образование которых должно быть полным средним. Особенно остро ощущалась потребность в ученых и инженерно-технических кадрах. Курс на всеобщее среднее образование потребовал внимания властей к тем маргинальным слоям общества (бедные, цветные), дети которых игнорировались, как правило, школой. Президенты страны (Джон Кеннеди, Линдон Джонсон) выступали против дискриминации цветных детей в школах, призывали вспомнить завещание Рузвельта о том, что все дети, независимо от расы и социального положения должны посещать школу вместе. В США началось широкомасштабное движение за устранение остатков расовой и религиозной сегрегации в школе. Дискриминация отдельных групп людей была признана пережитком рабовладельческого прошлого, недостойным современной цивилизации явлением. Этот процесс происходил постепенно, в течение почти десяти лет (в 1954 г. Верховный суд страны вынес решение об антиконституционности расовой сегрегации).

Весьма актуальными в этот период стали идеи гуманизации и демократизации образования. В 1964-1965 учебном году лишь 2,14% из почти 3 миллионов негритянских школьников получали образование, по уровню сопоставимое с предназначенным для белых учащихся. Это вызвало широкую критику.

Доклад Колемана, вышедший в 1966 г., обращал особое внимание на предоставление полноценного образования расовым и этническим группам: неграм, американским индейцам, восточным американцам, мексиканцам и пуэрториканцам. Информацию следовало собирать по следующим четырем группам проблем: степень сегрегации расовых и этнических групп в сфере образования; степень равенства образовательных возможностей в школах; уровень выполнения стандартизованных тестов учащимися разных рас и этнических групп; взаимосвязь между успеваемостью и семейными условиями ребенка.

Выводы доклада Колемана свидетельствовали о том, что совместное обучение всех детей не ущемляет возможностей белых детей и помогает меньшинству, которое приходит из бедных и обездоленных семей.

Десятилетие 1965-1975 было временем значительных реформ в области образования США. В 1965 г. Конгресс издал Акт о начальном и среднем образовании, который предусматривал выделение дополнительных средств для совершенствования учебного процесса и улучшения медицинского, психологического и социального обслуживания учащихся из бедных слоев. В целях лучшей подготовки к обучению в школе детей из крайне обездоленных слоев было введено компенсаторное о


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: