Консерватизм как политическая идеология

Идеология – совокупность наиболее общих взглядов на мир, место человека в нем, представляющих собой сплав знаний и веры, который предназначен для коллективной мобилизации для достижения общественных целей.


Консерватизм (лат. conservare – сохранять).

Ценностное ядро консерватизма:

Консерватизм и старше, и сложнее либерализма, можно выделить минимум три смысловых уровня консерватизма:

§ Естественный консерватизм – природная склонность людей держаться за старое и опасаться перемен (например, возрастной: «раньше было лучше»)

§ Высший уровень: концептуальный консерватизм – система хорошо отрефлексированных принципов.

Первая (базовая) ценность: традиция 0 главная движущая сила общества, т.к. прогресс ненадежен, человеческий разум противоречив

Вторая ценность: порядок – дает возможность заработать традиции.

Третья ценность: религиозность. Религия дает человеку представление о высших смыслах, заставляет день сегодняшний соизмерять с будущим («помни о неизбежном»). Религия дает смысл.

Четвертая ценность: частная собственность – профанное, земное средство обеспечения порядка. Частные собственники не бунтуют, т.к. им есть что терять.

Пятая ценность: скептический взгляд на природу человека. «В человеке есть и от Бога, и от Дьявола» => социальные проекты земного рая (типа коммунизма) утопичны. Максимум, что можно сделать на этом свете, - не допустить ада, блокировать дьявольское начало в человеке.

Шестая ценность: необходимость общественной иерархии и общественных авторитетов (исходит из Ветхого Завета) Бог -> Адам -> Ева (маскул. взгляд) Адам <- Бог -> Ева (фемин. взгляд, Адам и Ева равноправны)

Седьмая ценность: все люди неравны => попытки социального уравнительства противоречат социальной природе

Восьмая ценность: править должны не все, а только самые лучшие, достойные (меритократия)

§ Средний уровень: политический – подпитывается естественным консерватизмом, а формы и принципы берет сверху.

Основная идея: органичная связь прошлого, настоящего и будущего.

19 век – консерватизм отстаивал антидемократические и во многом феодальные ценности.

20 век – консерватизм модифицировался. После Второй мировой войны консерватизм принял некоторые ценности, которые раньше отвергал: технический прогресс и демократию. Это позволило ему эволюционировать в неоконсерватизм - > захлестнул Запад в 80-е гг. Критерии отличия: воспринимали прогресс и демократию по-своему.

 

Концепции и программы консерватизма:

Экономическая программа:

Консерваторы – самые последовательные сторонники конкурентной рыночной экономики, т.к. она соответствует природе человека, его естеству. Рынок они понимают как баланс спроса и предложения, причем главное звено – предложение товаров и услуг (производство). Главный экономический рычаг: снижение налогов.

Социальная программа:

Начинается с критики социального государства, инициированного социалистами и либералами. Массовая социальная зашита порождает социальное иждивенчество, люди перестают надеяться на себя и все свои проблемы переадресуют государству. Социальный эгоизм разрушает опору Западной цивилизации – принцип «Надейся на себя». Вместо этого консерватизм предлагает социальную политику, построенную по матрешечному принципу: 1 уровень – каждый человек, каждая общность, начиная с семьи, должны обеспечивать себя сами 2 уровень – если не получается, помогают институты гражданского общества 3 уровень – если и этого мало, то тогда уже помогает государство

Политическая программа:

Если в экономике консерваторы против участия государства в рыночной конкуренции, то в политике, наоборот, они за сильное, деятельностное государство, чтобы оно могло наводить порядок в обществе. Идея сильного государства не означает, что консерваторы против демократии. В 19в. они ее отвергали, но, будучи реалистами, в 20в. они эту идею восприняли, но поняли по-своему. Для них демократия должна сочетаться с дисциплиной и порядком. Конкретно это выражается в теории элитарной демократии (не правление всего народа, а правление элиты; но она избирается народом, контролируется народом, ответственна перед народом).

 


Социал-демократия как политическая идеология.

Социал-демократия

Родина социал-демократии – Западная Европа, 19в. Интенсивно развивается капитализм, эксплуатация наемного труда чудовищна (6-дневная рабочая неделя, 16-часовой рабочий день), человек превращается в придаток к машине. Рабочий класс начинает бороться за свои права. Борясь за экономические, создает профсоюзы; за политические – политические партии. Первая партия рабочего класса возникает в 1847г. (Союз Коммунистов), затем Первый Интернационал. В 1889г. – Второй Интернационал (объединение национальных рабочих и социалистических партий). Его идеологией стал марксизм, лидеры Второго Интернационала признавали все основные принципы марксизма: необходимость социализма и уничтожение частной собственности. Путь к этой цели – классовая борьба, революция, диктатура пролетариата. Но в конце 19в. появились критики марксизма. Не отказываясь от социализма как цели, они стали утверждать, что Маркс ошибся в выборе средств: они у него слишком разрушительны, а социализм – путь созидания, поэтому не классовая борьба, а сотрудничество классов, не революция, а реформа, не диктатура пролетариата, а школа демократии для рабочего класса. Возникла дискуссия, все закончилось расколом Второго Интернационала. В России – раскол в 1903г.:

§ большевики (ортодоксальные марксисты)

§ меньшевики (Эдуард Бенштейн и пр.)

Сформировалась современная социал-демократия. Она организационно оформилась в 1953г., когда был создан Социалистический Интернационал (Социнтерн). Его идеологией является доктрина демократического социализма: «Демократический социализм – это международное движение трудящихся за свободу, социальную справедливость и солидарность…»

1. Первая ценность: свобода. В предметных социалистических учениях (особенно, в марксизме) на первый план выдвигалась необходимость уничтожения частной собственности как причины всего социального зла. У социал-демократов на первом месте – свобода. Несомненно, это влияние либерализма, но свобода интерпретирована социал-демократами по-своему:

§ либералы выступают за негативную свободу («свободу от»), тогда как социал-демократы выступают за позитивную свободу («свободу для»)

§ либералы - за индивидуальную свободу, социал-демократы – за коллективную свободу. От Маркса отказались сразу после Второй мировой войны, но марксистское прошлое присутствует на ментальном уровне.

2. Вторая ценность: справедливость – отсутствие дискриминации по любому признаку плюс создание условий для свободного развития личности.

3. Третья ценность: солидарность. Для коммунистов путь к социализму – классовая борьба. С точки зрения социал-демократов, это путь разрушительный. Они выступают за путь созидания. На политическом языке - классовое сотрудничество, в современных терминах – солидарность. Цель – две первых ценности.

Вывод: либералы делают акцент на необходимости свободы, это ведет к ущемлению справедливости и равенства. Коммунисты делают акцент на равенстве, а это разрушает свободу человека.

Суть политики социал-демократов – органичное сочетание этих трех ценностей => идеология социал-демократии – попытка найти средний путь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: