Систематические занятия по русской лапте в условиях интенсивной учебной деятельности студентов имеют важное значение как способ разрядки нервного напряжения и сохранения психического здоровья, а также повышают психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при длительной напряженной умственной или физической работе.
Регулярные занятия увеличивают двигательную активность студентов. Двигательная активность предполагает оптимальное количество движений в режиме дня, которые включают деятельность всех органов и систем организма.
Если нагрузки были оптимальные, то организм не ограничивается после окончания работы восстановлением физиологических процессов до исходного уровня, в чем происходят процессы сверх восстановления. Сверх восстановления происходит на вершине цикла самообновления после периода восстановления и называется фазой экзальтации; характеризуется дальнейшим совершенствованием структуры и функции работающего органа. В этот период органы и весь организм в целом в состоянии работать интенсивнее более длительное время.
|
|
Если нагрузка не повторяется, то процессы сверх восстановления полностью прекращаются. При повторяющейся нагрузке происходит дальнейший рост работоспособности органов и организма в целом.
Функциональные изменения в организме под воздействием занятий
Функциональные изменения в сердечнососудистой системе под воздействием занятий. Регулярные занятия по русской лапте способствуют повышению функциональных возможностей сердца и сердечнососудистой системы. Масса сердца увеличивается на 150-200г, объем - на 200-300 см3, и сердце способно к переброске намного большего крови, чем у нетренированного человека. Проявлением экономии сердечной деятельности является урежение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое, которое происходит за счет увеличения времени расслабления сердечной мышцы. ЧСС у людей, регулярно занимающихся урежается в покое на 10-20уд/мин, а при нагрузке может достигать 200-240уд/мин.
Систематические занятия способствуют расширению кровеносных сосудов. Нормализуется кровяное давление (высокое снижается, низкое увеличивается), в крови повышается содержание гемоглобина. Снижается пагубное влияние застойных явлений крови в брюшной полости и мышцах. Регулярные занятия русской лаптой способствуют увеличению минутного объема крови до 30-35л. Это позволяет тренированному организму выполнять интенсивную мышечную работу продолжительное время.
Функциональные изменения в дыхательной системе под воздействием занятий. Развиваются функциональные способности органов внешнего дыхания, улучшается функция всех участков пути, по которому следует кислород. Укрепляется дыхательная мускулатура, что ведет к увеличению объема и подвижности грудной клетки. Существенно повышается жизненная емкость легких (примерно на 800-1000мл.) Значительно увеличивается максимальное потребление кислорода.
|
|
Положительный эффект связан с увеличением возможностей внешнего дыхания и повышением аэробных и анаэробных возможностей организма.
Таким образом, систематические занятия по русской лапте совершенствуют функции основных систем, укрепляют организм в целом, повышают его устойчивость к изменениям внешней среды, улучшает состояние здоровья и работоспособность. В этом и проявляется оздоровительная направленность занятий по русской лапте.
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Тематический план практического раздела
Аудиторные занятия - 42ч. Из них: методико-практический подраздел - 8ч.; практический подраздел - 28ч.; контрольные занятия - 6ч.
Таблица 1
Тематический план
Курс обучения | Методико-практический подраздел | К-во часов | Учебно-тренировочный подраздел | К-вочасов | Контрольные занятия | К-вочасов |
1 | Техника игры в защите и нападении | 2 | Обучении технике защиты и нападения | 3 | Тесты по технике игры | 1 |
Последовательность изучения приемов игры в защите и нападении | 1 | Совершенствование приемов игры в нападении (удары, перебежки) и защите (ловля, передач, осаливание) | 6 | Тесты для определения тактической подготовленности | 1 | |
2 | Тактика игры в нападении и защите | 2 | Обучении тактике защиты и нападения | 3 | Тесты для определения тактической подготовленности | 1 |
Последовательность в обучении тактическим действиям | 1 | Учебно-тренировочные игры. Двухсторонние игры с различными системами игры (1-2-1-2) и (2-2-2) | 6 | Тесты для определения технико- тактической подготовленности | 1 | |
3-4 | Требования спортивной классификации и правила соревнований | 1 | Организации и проведение внутривузовских и внутрифакультетских соревнований | 2 | Тесты по жестам судей | 1 |
Мини-лапта как средство физического воспитания студентов | 1 | Обучение технике и тактике игры в мини-лапту (игра в закрытых помещения) | 8 | Тесты по правилам игры | 1 |
Методико-практический подраздел