Этапы и особенности социальной работы в медико-социальной сфере

План:

1. Компоненты медико-социальной работы

2. Этапы медико-социальной работы.

 

Развитие социальной работы в нашей стране предполагает постепенное проникновение этой профессии в различные сферы жизнедеятельности общества. В частности, такой гибрид как медико-социальная работа, на наш взгляд, уже состоялся и настоятельно требует четкой самоидентификации.

За последнее время в научный оборот вошло много новых понятий: «медико- социальная работа», «социально-медицинская работа», «социальная работа в здравоохранении», «социальная работа в медицине». Из них первое кажется нам наиболее предпочтительным. По сравнению с понятием «социально-медицинская» его выгодно отличает то, что оно соответствует наметившейся традиции ставить термин, указывающий на специализацию социальных работников, на первое место (например, «психосоциальная работа»). Два последних понятия сужают смысл медико-социальной работы до учреждений здравоохранения, там, где непосредственно оказывается медицинская помощь населения, но реальные возможности медико-социальной работы значительно шире и могут реализовываться не только вкупе с медицинскими услугами.

Мы полагаем, что медико-социальная работа – это профессиональная деятельность междисциплинарного и межведомственного характера, предполагающая оказание комплексной помощи населению, медицинский компонент которой осуществляется медицинским персоналом всех уровней профессиональной подготовки и включает все современные достижения медицины в профилактике, диагностике, лечении заболеваний и дальнейшей реабилитации человека. Социальный компонент медико-социальной работы представляет собой синтез образовательной, психологической, посреднической, юридической, экономической и бытовой помощи населению, нацеленной на профилактику социальных причин и следствий нарушения здоровья человека.

Социальный компонент медико-социальной работы осуществляется широким кругом специалистов гуманитарной сферы – психологами, педагогами, юристами, специалистами социальной работы, социальными работниками и помощниками социальных работников, в том числе добровольными (волонтеры).

Для определения конкретного содержания медико-социальной работы целесообразно обозначить последовательные этапы ее осуществления. Например, В.Валентик и его соавторы выделяют домедицинский, медицинский, постмедицинский этапы медико-социальной работы. Такой подход, вероятно, соответствуют специфике медико-социальной работы в наркологии. Но, рассматривая медико-социальную работу в целом, нетрудно заметить, что медицинские меры присутствуют и среди профилактических (прививки) и среди реабилитационных мер (пластическая хирургия, например). Тем не менее, сам принцип разделения медико-социальной работы на три этапа кажется нам верным. Мы бы определили эти этапы как профилактический, терапевтический, реабилитационный.

Профилактический этап должен быть нацелен на предупреждение нарушения здоровья, в том числе через предупреждение социально обусловленных факторов, имеющих разрушительные последствия для жизнедеятельности человека. А.В.Мартыненко, говоря о профилактической направленности медико-социальной работы, подразумевает «выполнение мероприятий по предупреждению социально- зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке медико-социальной помощи на различных уровнях, социальное администрирование, обеспечение охраны прав граждан в вопросах охраны здоровья и т.д.».

Конкретизируя эти представления, мы полагаем, что профилактический этап должен включать в себя: выявление категорий населения, для которых в силу возрастных, профессиональных, культурных и иных факторов характерен повышенный риск снижения или потери здоровья; выявление социальных факторов и проблемных ситуаций, которые содержат в себе угрозу для физического и психологического самочувствия населения; информирование соответствующих служб о наличии групп риска, о сложившихся проблемных ситуациях, потенциально опасных для общественного здоровья или здоровья конкретных категорий людей; разработку и проведение информационно- просветительских программ, нацеленных на формирование здорового образа жизни, повышение у населения знаний, умений, навыков, необходимых для поддержания здоровья; проведение массовых мероприятий (вакцинация, диспансеризация и др.), способствующих профилактике и раннему выявлению заболеваний. Профилактический этап реализуется через учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Надо сказать, что межведомственное взаимодействие в этом вопросе пока не отработано, поэтому потенциал социальных служб в профилактической медико- социальной работе с населением используется не в полной мере.

Терапевтический этап медико-социальной работы, нацеленный на диагностику и лечение заболеваний, осуществляется в медицинских учреждениях, причем, как правило, с использованием стационарных форм медицинского обслуживания. Чтобы включить в этот этап социальную составляющую, необходимо преодолеть традиционный для сферы здравоохранения редукционистский подход в решении соматических проблем человека. М.Ласкалзо и Дж.Забора утверждают, что «в последние годы наблюдается мощное движение за пересмотр редукционистских методов естествознания и медицины, за преодоление дихотомии душевно-телесного расщепления. Раздаются призывы рассматривать пациента в единстве, „дополнить― тело душой и вновь обратиться к целостному человеку. Согласно такому подходу, соматические аспекты заболевания составляют только одну часть более широкой системы, которую и следует считать объектом     вмешательства.     Предметом       обсуждения все  чаще становится влияние психологического фактора на заболевание и его социальные последствия».

Мы не разделяем в полной мере оптимизма наших зарубежных коллег, но надеемся, что подобные позитивные перемены тоже начнут набирать обороты и в отечественном здравоохранении. Верным шагом в этом направлении является введение социальных работников непосредственно в штат многопрофильных больниц и специализированных клиник (онкоцентры, психиатрические, наркологические диспансеры и др.). Их роль заключается в осуществлении социальной терапии, представляющей комплекс следующих мер:

- доврачебный прием, в целях получения клиентом необходимой информации о существующих учреждениях, оказывающих необходимую медицинскую помощь, или информации о предстоящем ходе медицинских мероприятий;

- защита прав на получение необходимых и качественных медицинских услуг;

- решение вопросов, связанных с оплатой медицинских услуг;

- оказание психологической поддержки клиенту и его родственникам в критические моменты (при поступлении в медицинское учреждение и перед выпиской, перед операционным вмешательством и в послеоперационный период, при постановке диагноза, особенно в случае неблагоприятного прогноза исхода заболевания – инвалидизации или угрозы гибели);

- вовлечение семьи в процесс помощи клиенту;

- предупреждение и разбор конфликтных ситуаций, возникающих между клиентом и его окружением (медперсонал, другие пациенты, родственники);

- привлечение внешних источников помощи (организаций и частных лиц) к проблемам клиента, проходящего лечение в стационаре, если он одинок или нуждается в материальной поддержке;

- в случае длительного пребывания в стационаре – профилактика госпиталем;

- обучение пациента необходимым навыкам, облегчающим самообслуживание при данном заболевании или возникшем ограничении возможностей;

- планирование социального сопровождения клиента после выписки в постстационарном периоде;

- участие в принятии сложных «этических решений» (например, определение позиции родителей по отношению к новорожденному с врожденными аномалиями);

- проведение диагностики удовлетворенности клиентов качеством обслуживания и

др.

Этот список не претендует на исчерпывающую полноту мер социальной терапии,

но дает ориентировочное представление о предназначении специалистов социальной работы и социальных работников в медицинских учреждениях.

В отличие от терапевтического этапа реабилитационный этап строго не привязан к системе здравоохранения и может реализовываться как в профильных реабилитационных центрах, так и в широкой социальной среде (в школах, на предприятиях, на дому, центрах дополнительного образования и др.). Реабилитационный этап имеет принципиально другую цель: бывшие пациенты медицинских учреждений приспосабливаются к переменам, произошедшим в их жизни, и потому нуждаются в поддержке.

Данный этап помимо возможного медицинского лечения включает следующие меры социального сопровождения:

- разработка программ индивидуальной реабилитации;

- защита права клиента и его семьи на получении необходимых услуг и материальной помощи, связанной с инвалидностью, временной нетрудоспособностью и т.п.;

- разработка рекомендаций для учреждений, участвующих в реабилитации данного человека (например, школы, в которой ребенок будет продолжать учиться после длительного перерыва, вызванного болезнью или травмой);

- поддержание связи между учреждениями медико-социальной помощи и клиентом, если его реабилитация осуществляется на дому (патронажи, телефонные переговоры, переписка);

- вовлечение семьи в процесс реабилитации;

- осуществление разнообразных видов реабилитации (психологической, педагогической, профессиональной, экономической, бытовой, спортивной, правовой);

- координация деятельности различных учреждений – выработка единой стратегии между всеми участниками социального сопровождения клиента;

- установление связей между клиентами, имеющими сходные проблемы – образование групп самопомощи; формирование «терапевтических сообществ», привлечение клиента и его семьи к работе с другими клиентами, находящимися на начальных стадиях преодоления болезни или ее последствий;

- организация и проведение обучающих программ для специалистов;

- формирование общественного мнения относительно медико-социальных проблем и конкретных категорий населения, имеющих прямое отношение к этим проблемам (например, преодоление дискриминации ВИЧ-инфицированных, инвалидов и др.)

Перечисленные меры дают представление о многоплановости реабилитационного этапа медико-социальной помощи населению, в осуществлении которого должны быть активно задействованы и социальные работники. Содержание выделенных этапов медико- социальной работы рассмотрим на примере граждан, имеющих ограниченные зрительные возможности (инвалиды по зрению), а также граждан репродуктивного возраста, испытывающих потребность в медико-социальной помощи в связи с необходимостью регулирования собственной фертильности.

Первая категория клиентов относится к традиционным потребителям медико- социальных услуг, вторая рассматривается в этом качестве значительно реже. Используя столь полярные примеры, мы хотим показать, что выделение в качестве потенциальных объектов медико-социальной работы «…пенсионеров, хронических больных, инвалидов, сирот, лиц, пристрастных к алкоголю и наркотикам, а также всех, кто попал в кризисную ситуацию экономического, социального или медицинского характера и чей доступ к социально-медицинским институтам стал ограничен» не вполне правомочно, так как медико-социальная работа (в особенности, на профилактическом этапе) может затрагивать все слои населения.

Анализируя возможности профилактического этапа применительно, например, к слабовидящим взрослым и детям, мы полагаем, что для них очень актуальным является выявление социальных факторов и проблемных ситуаций, которые содержат в себе угрозу для физического и психологического самочувствия. Парадоксальным может показаться тот факт, что слабовидящие не меньше, а порой и больше, чем слепые, испытывают различные трудности в самостоятельной жизни. Это относится как к бытовой, так и к трудовой либо учебной деятельности.

В быту слабовидящие зачастую оказываются более неприспособленными потому, что в процессе школьного обучения и воспитания их сохранные анализаторы (осязание, слух, обоняние, зрение) не получают должного развития. Педагоги подходят к слабовидящим детям, как к зрячим, опираясь во всех видах деятельности в основном на остаточное зрение, что не позволяет сформировать компенсаторные навыки. Для слабовидящих детей не предусмотрены, например, коррекционные занятия по развитию осязания, по ориентировке в пространстве, по изучению системы Брайля. Не ведется психологическая работа с учащимися, имеющими прогрессирующие заболевания органа зрения. Впоследствии потеря зрения их деморализует.

Предупреждение негативного развития данной ситуации требует реализации профилактического этапа медико-социальной работы непосредственно в образовательных учреждениях: проведения массовых диагностических мероприятий, способствующих раннему выявлению снижения зрения у школьников; информирования администрации и родителей об имеющихся проблемных ситуациях, потенциально опасных для здоровья и психологического состояния конкретных детей; организации информационно- просветительских программ для педагогов, а также для самих слабовидящих школьников в целях формирования знаний, умений, навыков, необходимых для поддержания здоровья и успешного обучения.

Что касается критических ситуаций, когда человек впервые сталкивается с утратой зрения, то даже частичная, но внезапная утрата зрения, резко нарушает механизмы адаптации к окружающему предметному миру. Пространство, простиравшееся ранее до горизонта, полное предметов, цветов, движения, сужается до длины вытянутой руки, за которой находится неизвестность, полная препятствий и опасностей. Чтобы заново овладеть жизненной ситуацией и преодолеть физические ограничения, необходимо сначала справиться с психологической дезадаптацией, проявляющейся в потери независимости и уверенности в себе, вынужденном безделье, психической депрессии. В этом случае особенно востребованы такие компоненты терапевтического этапа медико- социальной помощи, как оказание психологической поддержки клиенту и его родственникам; вовлечение семьи в процесс помощи; предупреждение и разбор конфликтных ситуаций; планирование социального сопровождения клиента после выписки из больницы.

На реабилитационном этапе человеку, потерявшему зрение, необходимо помочь в активном освоении мира: с помощью сохранных функций и новых навыков вернуть самостоятельность в быту, в передвижении; наладить общение с окружающими, донести знание законов, защищающих его права. Все эти меры являются необходимыми условиями для дальнейшего трудоустройства и независимого существования и могут осуществляться в специализированном учреждении (реабилитационный центр) или общепрофильной территориальной социальной службе (центр социального обслуживания населения).

Вторая группа клиентов, выбранная нами для анализа – граждане репродуктивного возраста – принципиально отличается от уже рассмотренной тем, что в количественном отношении это очень широкая категория населения, а в качественном отношении ее отличает необязательное наличие каких-либо существенных отклонений в здоровье. Репродуктивное поведение граждан, нацеленное на избегание рождения детей или сознательное стремление к этому событию, ставит перед человеком целый ряд задач (выбор методов контрацепции, выбор сроков появления детей, подготовка к их рождению), от решения которых зависит как его собственное социальное и физическое благополучие, так и благополучие будущих детей, поэтому на профилактическом этапе медико-социальной работы особенно актуальна разработка и проведение соответствующих информационно-просветительских программ, прежде всего, для молодежи, нацеленных на формирование ответственного отношения к собственной фертильности; повышение уровня знаний, умений, навыков, необходимых либо для грамотного использования контрацепции, либо для подготовки к беременности, родам, налаживанию отношений мать-ребенок в первые дни-недели жизни новорожденного, поддержания грудного кормления и т.д. Эта работа требует тесного сотрудничества учреждений системы профессионального образования, дополнительного образования, специализированных медико-социальных центров охраны репродуктивного здоровья, планирования семьи.

Социальная терапия проблем, связанных с репродуктивным поведением, включает в себя, например, предабортное консультирование, а также комплекс социальных мероприятий по оказанию психологической, материальной, посреднической помощи, предупреждающей выбор искусственного аборта как средства решения жизненных затруднений. Такая деятельность уже имеет место в отдельных медицинских учреждениях, сотрудничающих с конфессиональными или светскими общественными организациями, выступающими в защиту жизни.

Содержание терапевтического этапа медико-социальной работы, например, в ситуации бесплодия предполагает консультативную работу с супружескими парами на предмет приемного воспитания или усыновления как возможной формы решения их проблемы. Пока что медицинские и социальные службы работают с этой категорией клиентов автономно, каждый в своем направлении. Случаи наличия врожденных аномалий у новорожденного или бедственного социального положения матери, когда встает проблема возможного отказа от ребенка, также являются поводами для реализации терапевтического этапа медико-социальной работы. Поскольку рождение ребенка при таком стечении обстоятельств оборачивается тяжелым жизненным кризисом, в дальнейшем возникает потребность и в реабилитационных мероприятиях. Другой пример, иллюстрирующий необходимость реабилитационного этапа медико-социальной работы, связан с послеабортным состоянием женщин, когда требуется психологическая помощь и надежная контрацепция.

Можно отнести к реабилитационному этапу медико-социальную работу с жертвами сексуального насилия (изнасилование). Пострадавшим, помимо эффективной посткоитальной контрацепции, нужна психологическая и правовая реабилитация, которая в данном случае заключается в своевременной медицинской экспертизе, подтверждающей факт преступления; диагностике возможных заболеваний, передающихся половым путем; защите прав клиента и координации деятельности различных учреждений (профильные медико-социальные центры охраны репродуктивного здоровья, планирования семьи, центры социальной помощи семье и детям, кризисные центры для женщин).

В качестве заключения необходимо отметить, что, следуя холистическим принципам и понимая здоровье как единство биологического и социального в человеке, мы считаем, что помощь по поводу любых нарушений здоровья и их профилактики должна носить медико-социальный характер. Учитывая многоплановость этой деятельности, следует выделять в ней отдельные этапы, такие, как профилактический, терапевтический, реабилитационный. На примере людей с ограниченными зрительными возможностями, а также граждан репродуктивного возраста, испытывающими потребность в медико-социальной помощи в связи с собственной фертильностью, мы стремились показать, что содержание этапов медико-социальной работы будет зависеть от специфики проблем конкретной категории клиентов и типов учреждений, задействованных в оказании помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: