Раздел 2. Глава III инфраструктура социально-педагогической деятельности

Социальная инфраструктура — совокупность органов и учреждений, материальная и нормативно-законодательная база, обеспечивающая удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав. Она является внешней по отношению к социальной деятельности системой, которая обусловливает эффективность функционирования всего социального комплекса. С одной стороны, социальная инфраструктура включает в себя высший управленческий уровень (Правительство РФ и соответствующие министерства), уровень региональных органов, муниципальные органы и учреждения. С другой стороны, ее органы и учреждения исходя из содержания их деятельности можно рассматривать в рамках организационно-управленческих «вертикалей» Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, других министерств и ведомств, а также целого ряда комитетов, служб и комиссий (по делам молодежи, занятости, физической культуре, спорту и туризму и др.) и их органов и учреждений на местах, руководящих решением тех или иных социальных вопросов и осуществлением конкретных актов социальной политики. Кроме того, в аппарате Президента РФ действуют Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии и ряд других подразделений, которые также имеют соответствующие региональные и муниципальные органы на местах и руководят решением некоторых социальных вопросов.

На региональном и муниципальном уровне также есть своя система органов и учреждений, занимающаяся разрешением социальных проблем. Особенность этой системы состоит в том, что она включает не только управленческие, но и функциональные элементы: школы и больницы, институты и библиотеки, центры социального обслуживания различных категорий населения, службы занятости и т.д.

Неотъемлемой частью социальной инфраструктуры, возникшей и активно развивающейся в последние годы, являются неправительственные организации и учреждения благотворительной и социальной направленности (ассоциации лиц со сходными проблемами, фонды и т.д.).

Социальный педагог может работать в общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждениях различного ведомственного подчинения, службах социальной защиты, правоохранительных, административно-территориальных органах, на предприятиях, в общественных организациях, фондах, частных и коммерческих структурах. Место его работы зависит от специфики региона, области, района, города и определяется степенью развитости социальных служб, уровнем управления1.

В практике организации социальной и социально-педагогической деятельности доминируют два принципа структурирования: институциональный и территориальный.

В Методическом письме «О социально-педагогической работе с детьми» подчеркивается, что наиболее экономичным и гуманным является территориальный подход к созданию межведомственной системы социальных служб. При таком подходе службы социальной помощи населению, где работают профессиональные социальные педагоги и социальные работники, максимально приближены к семье и поэтому наиболее соответствуют особенностям и нуждам социума, каждого конкретного человека. При таком подходе учреждения образования, культуры, здравоохранения, социального, жилищно-коммунального и т. п. обслуживания работают как «открытые» социально-педагогические системы, сориентированные на интересы и потребности конкретных семей, различные категории населения, проживающие в данном микросоциуме.

Территориальный подход дает возможность:

- точнее определить функции отделов, служб, учреждений, наделить их соответствующими правами, обеспечить совместную ответственность;

- объединить специалистов одного профиля и необходимой квалификации, установить им рациональную нагрузку для более глубокой проработки межведомственных проблем, облегчить клиентам возможность пользоваться услугами специалистов;

- установить единый подход к проблеме и тем самым создать условия для ее комплексного исследования, выбора форм и методов помощи, обмена опытом, повышения квалификации специалистов;

- четче выделить основные направления социальной помощи несовершеннолетним и объединить все силы данной территории на решение их ключевых проблем;

- усилить ответственность руководителей и исполнителей за конечный результат своей деятельности, устранить несогласованность и дублирование.

1 См Введение в новую профессию- Социально-исторический контекст // Социальная работа. — 1994 — № 1 — С 13.

Реализовать территориальный подход можно путем увеличения числа специалистов, работающих на данной территории, а также создания межведомственных центров, выполняющих социально-педагогическую функцию.

При очевидных достоинствах территориального подхода в отечественной социально-педагогической практике преобладает институциональный, предполагающий разделение учреждений социального профиля по ведомственному признаку.

Социальный педагог в учреждениях системы образования

В рамках учреждений Министерства образования Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений, учреждений интернатного типа. К числу новых учреждений системы Министерства образования, формирующихся в последние годы, относятся центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые оказывают методическую помощь психологам, социальным педагогам, учителям общеобразовательных школ, а также оказывают комплексную медико-психолого-педагогическую помощь семье и детям. В системе Минобразования функционирует также сеть пенитенциарных специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, куда направляются дети и подростки с девиантным поведением по решению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Социально-педагогические функции выполняют система проф-техобразования, сеть учреждений поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития), учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства, специалисты по организации детского и молодежного движения.

Школа — одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. Введение ставки социального педагога в школе определяется ст. 55 Федерального закона РФ «Об образовании». На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении:

- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;

- развивать процесс опережающей социализации, т.е. знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;

- способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;

- участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе:

- использует методы анализа, консультирования, лечения и активизации, охватывая в своей деятельности не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу;

- тесно сотрудничает с учителями, школьными психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто проявляет понимание и интерес к его работе;

- оказывает всестороннюю помощь отдельным ученикам (воспитанникам) и группам, используя методы групповой педагогики, работает с учительским коллективом;

- воздействует на позитивное изменение социального поля в школе1.

Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации социальный педагог:

- осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);

- изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;

- выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

- выступает посредником между обучающимся (воспитанником, ребенком) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

- определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);

- организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

1 См/Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы Учеб. пособие. - М., 2000 - С 204-205.

- способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

- содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

- осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации1.

С точки зрения санкт-петербургских специалистов, основными задачами социального педагога образовательного учреждения являются социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением.

Социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений.

Учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога должен быть вариативным, гибким.

График работы социального педагога утверждается руководителем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затраченное на выполнение служебных обязанностей вне учреждения образования.

Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты специалиста решаются в соответствии с действующим законодательством.

В учреждениях интернатного типа социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службами занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации2.

1 См.: Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации. Приложение к постановлению Правительства РФ от 17 августа 1995 г № 4.

2 См.- Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676

В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медика-социальной помощи, социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дез-адаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями1.

В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа) социальный педагог осуществляет связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющими) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний2.

Во многих современных образовательных учреждениях создаются социальные службы, призванные организовать совместную деятельность администрации, учеников (воспитанников) и их родителей, педагогического коллектива, представителей общественных структур, сотрудничающих с образовательным учреждением для педагогизации среды жизнедеятельности учащихся (воспитанников) и оказания квалифицированной и своевременной социальной поддержки и помощи. Социальная служба должна выполнять следующие функции:

- выступать поручителем, обеспечивать социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;

- охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд;

- создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;

- оказывать помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;

- налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать психическому насилию над личностью;

- изучать общественное мнение в школьном коллективе;

- организовывать социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;

- организовывать работу школьного телефона доверия;

- способствовать здоровому образу жизни членов коллектива.

1 См.: Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г № 867 // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1998. — № 4. — С. 80 — 87.

2 См.: Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 240; поправки от 08.01.1997 г.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы образования — необходимое, постоянно развивающееся и совершенствующееся направление педагогической деятельности, которое обеспечивает полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участников педагогического процесса.

Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения

Под социальной защитой, по определению В. П. Юдина, понимается деятельность государства, нацеленная на формирование и развитие полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для ее самоопределения и утверждения в жизни1. В более узком смысле социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни. Ведущим элементом социальной защиты населения является социальное обслуживание.

Социальное обслуживание — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, обеспечение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная служба — система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специализированные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

В Концепции развития социального обслуживания населения Российской Федерации (1993) определены следующие функции социальных служб:

функция социальной помощи — выявление и учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.; профилактика бедности (создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства); надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе; содействие развитию нетради-

1 См/ Лященко А И Организация и управление социальной работой в России. — М, 1995. -С. 17

ционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания; организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

функция консультирования — консультирование специалистов, участие в подготовке молодежи к выбору профессии, подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству, родительский медико-психологический всеобуч;

функция социальной коррекции и реабилитации — социальная медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей; медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд — предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации; распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний; изучение потребностей клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

функция помощи в преодолении последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов — участие в разработке чрезвычайных программ, формирование в рамках спасательных служб бригад социальных работников и т.п.

В рамках Министерства труда и социального развития действует более 2 тыс. разнообразных социальных учреждений для детей и подростков. Помимо специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, ориентированных непосредственно на дезадаптированных детей и подростков, существенную помощь в работе с семьей оказывают территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи, центры комплексной социальной помощи, социальные приюты и др.

Отличительной чертой подобного рода центров, комплексов, служб является выделение в их организационной структуре отделов социально-педагогического, социально-правового профиля. В штатное расписание этих учреждений вводятся ставки социальных педагогов, социальных работников, специализирующихся на работе с детьми и молодежью, инспекторов по охране детства. Приведем несколько примеров.

С 1994 г. по инициативе Министерства социальной защиты Российской Федерации (сегодня Министерство труда и социального развития) начинали действовать центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Данные центры осуществляют

социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и законных интересов, обеспечивают устройство под опеку (попечительство), в детское учреждение, а также усыновление в зависимости от их психофизического состояния. В структуру центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, непременно должна входить социально-правовая и информационная служба, которая:

- обеспечивает социальную и юридическую защиту детей, находящихся в центре;

- совместно со специалистами по охране детства на местах готовит личные дела детей для определения их на дальнейшее воспитание;

- совместно с работниками приемно-диагностического отделения ведет работу по подбору несовершеннолетним усыновителей, опекунов, попечителей, родителей-воспитателей или по определению подростков в государственное учреждение для дальнейшего воспитания;

- готовит материалы для предоставления на психолого-медико-педагогическую комиссию центра;

- оказывает консультативную и практическую помощь детям, переданным в семьи через центр, и лицам, занимающимся их воспитанием;

- выявляет и учитывает детей, подлежащих усыновлению, из числа находящихся в государственных учреждениях, осуществляет работу по подбору им усыновителей;

- проводит консультации для администрации и педагогов детских государственных учреждений по вопросам охраны детства;

- ведет среди населения пропаганду различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, выявляет и учитывает лиц, желающих принять в семью таких детей, обеспечивает правовую подготовку граждан к выполнению обязанностей усыновителей, опекунов (попечителей), родителей-воспитателей;

- создает единый банк данных о детях, подлежащих усыновлению, опеке, попечительству и т.п., и взрослых лицах, желающих принять их в свою семью, обеспечивает систематизацию и оперативное использование заложенной в нем информации.

Практически в каждом регионе сегодня существует Центр социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания семьям и детям, проживающим на территории города, района или микрорайона и нуждающимся в социальной поддержке, своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов (социально-экономической, психолого-социальной, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, социально-реабилитационной и др.) нуждающимся в социальной поддержке. Цель деятельности центра —- способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны

государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Задачи центра корректируются в зависимости от социально-демографической ситуации в регионе, национальных традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной помощи и услуг и других факторов. Основными задачами центра являются:

- выявление совместно с государственными и неправительственными организациями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, ассоциациями многодетных, неполных семей, родителей детей-инвалидов и др.) причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, определение их потребности в социальной помощи;

- определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

- поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем самообеспечения, в реализации их собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

- социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

- анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

- привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей.

Клиенты имеют право обратиться в центр лично, по телефону, а также направить письменное заявление или просьбу. Допускается анонимное обращение для получения отдельных видов помощи. Общение между клиентами и сотрудниками центра может происходить и вне центра. По приглашению семей сотрудники центра могут обслуживать клиентов на дому.

Структурные подразделения центра: отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования; отделение социально-экономической помощи; отделение медико-социаль-

ной помощи; отделение психолого-педагогической помощи; отделение профилактики безнадзорности детей и подростков и др.

Еще одним широко распространенным типом учреждений социальной защиты детства является социальный приют.

Цель создания приюта — социальная помощь беспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, правовая и медико-психологическая помощь, их дальнейшее жизнеустройство.

Задачи, стоящие перед сотрудниками приюта:

- обеспечить временное проживание детей и подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и гигиены;

- предоставить возможность посещать учебное заведение, обучаться по индивидуальной программе либо работать подросткам, по каким-либо обстоятельствам ушедшим из семьи, интернатно-го учреждения, на период пребывания в приюте;

- оказать психологическую, психокоррекционную и иную помощь по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействовать возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющим, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- содействовать в определении дальнейшей судьбы несовершеннолетнего совместно с заинтересованными ведомствами (помощь в устройстве на постоянное место жительства, возвращение в интернат (детский дом) или решение вопроса о переводе в другое детское учреждение, постоянное или временное трудоустройство подростков, нуждающихся в этом).

Структура приюта определяется с учетом задач, возможностей, наличия специалистов. Могут быть образованы отделы по основным направлениям работы (приемное, стационарное отделения, отдел социально-правовой службы и т.п.), а также подразделения внутри отделов.

Социальный педагог в приюте исполняет следующие функции:

- собирает информацию, касающуюся социального статуса ребенка (посещение и изучение семьи и положения ребенка в ней, установление связи с другими родственниками ребенка, при необходимости — со школой, другими учреждениями, органами внутренних дел, соседями);

- собирает и ведет документацию на каждого ребенка;

- анализирует имеющуюся информацию о социальном статусе ребенка и обсуждает с директором и персоналом приюта возможности для социализации ребенка и его устройства;

- устанавливает контакты и поддерживает связи с другими учреждениями, занимающимися оказанием помощи детям из неблагополучных семей;

- готовит документы на усыновление ребенка, взятие его под опеку или перевод в другое учреждение (совместно с директором и другими сотрудниками);

- осуществляет социальную поддержку ребенка во время его пребывания в приюте (помощь в устройстве в школу, профессиональном обучении, трудоустройстве, решении иных жизненных проблем);

- помогает директору приюта в подготовке документов для возбуждения уголовного дела в интересах ребенка;

- содействует в организации жизнедеятельности и воспитания ребенка в приюте;

- берет на себя обязанности педагога-воспитателя в случае отсутствия его в штатном расписании приюта.

Особое место среди учреждений социальной защиты населения занимают социальные службы для молодежи, которые создаются на межведомственной основе с привлечением специалистов из комитетов по делам молодежи, органов управления образованием. Оно объясняется спецификой этой возрастной категории и наибольшей потребностью вступающих в жизнь молодых людей в социальной поддержке.

Социальные учреждения такого типа оказывают услуги, связанные с проблемами жизненного старта и другими собственно молодежными проблемами, предоставляя помощь в формах и способами, соотносимыми с особенностями молодежной субкультуры. Причем услуги и помощь оказываются преимущественно силами молодых людей, выполняющих роль контактной группы сверстников.

Задачи создания социальных служб для молодежи:

- организация квалифицированного и разностороннего консультирования молодежи в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности;

- предоставление помощи молодым гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию (нарушившим связи с ближним окружением, оказавшимся в обстоятельствах, связанных с социальным напряжением либо стихийными бедствиями), а также в связи с вынужденной миграцией;

- выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию молодых граждан, разработка путей их решения или устранения;

- развитие социальной инфраструктуры с учетом специфики потребностей молодежи;

- создание сети молодежных досуговых центров и обеспечение их деятельности.

Существуют следующие виды социальных служб: центры информации и документации, молодежные биржи труда, центры социально-психологической помощи (в том числе телефоны до-

верия), наркологические службы, приюты для подростков и молодежи, службы, направленные на восстановление физического, психического и социального статуса молодых инвалидов, центры реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центры юридической помощи и консультации, службы помощи молодой семье, досуговые центры, сексологические консультации (в том числе «Анти-СПИД»), центры ресоциализации вернувшихся из мест заключения и др.

Это далеко не полный перечень учреждений, центров, служб Министерства труда и социального развития Российской Федерации и его территориальных представительств, где ведется социально-педагогическая работа. На фоне обострения современных проблем детства очевидна необходимость дальнейшего развития и совершенствования деятельности социальных педагогов в системе социальной защиты населения.

Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения

В ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся дома ребенка, где содержатся дети до 3 лет, детские поликлиники (медико-социальный патронаж семьи), больницы и клиники, обслуживающие детей в условиях стационара, учреждения медико-социальной реабилитации, медико-психолого-педагогической помощи, система психиатрических и наркологических клиник и диспансеров (в стране лишь одна детская психиатрическая больница, подростковых психиатрических и наркологических учреждений нет). В последние годы приоритет отдается валеологическому направлению, создаются валеологические службы и центры.

Валеология — наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни. Предметом валеологии является здоровье современного «общественного человека» и тот образ жизни, который ведет к обретению, сохранению, поддержанию или возвращению этого здоровья.

Особую роль играют центры планирования семьи. В перспективе возможно основанное на опыте 1930-х годов создание социально-правовых кабинетов в женских и детских консультациях.

К функциям социального педагога в системе здравоохранения можно отнести обеспечение заботы о больных в до- и послегос-питальный период, помощь в снятии стрессов, содействие оздоровлению, в том числе пропаганду здорового образа жизни. В зависимости от места работы различаются функции специалиста: в Учреждениях межведомственной принадлежности он оказывает

медико-социальные услуги, в учреждениях, службах и центрах здравоохранения — социально-педагогические.

В качестве примера деятельности социального педагога в межведомственных учреждениях приведем опыт работы валеологическои службы санаторной школы-комплекса г. Железногорска'.

Цель создания службы — организация целостной системы валеологи-ческого образования, направленной на формирование культуры здоровья и организацию здорового образа жизни, сохранение здоровья учащихся и сотрудников школы.

Система деятельности валеолога в санаторной школе включает пять направлений.

Первое направление — создание психолого-медико-педагогического консилиума для получения целостного представления о школьном статусе больного ребенка, ребенка-инвалида, сотрудников школы, коллектива; разработка общей стратегии валеологического сопровождения ребенка-инвалида.

В процессе работы консилиума формируется представление об актуальном состоянии ребенка, разрабатываются конкретные шаги в валео-логическом сопровождении ребенка-инвалида.

Индивидуальное валеологическое сопровождение детей-инвалидов предполагает:

- валеологическое образование (проведение специальных занятий);

- валеологическое развитие с учетом психофизиологических возможностей (обучение анатомии и знание ребенком особенностей своего организма и состояния здоровья, отработка навыков выполнения правил личной гигиены, разработка валеологически обоснованного режима труда на день (неделю), определение особенностей питания, основ лечебной физкультуры и культуры движения, массаж, релаксация, аутогенная тренировка, аромотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, отработка навыков физического самоконтроля и преодоления критических ситуаций, связанных с заболеванием, оценки состояния своего здоровья; осторожности в социуме, правил поведения в экстремальных ситуациях, обучение правовым основам охраны здоровья детей с элементами охраны труда и т. п.).

Второе направление — формирование валеологическои грамотности. Оно предполагает повышение валеограмотности учителя и определение уровня его готовности к валеоработе с детьми, повышение валеограмотности родителей; осуществление валеологическои экспертизы учебно-воспитательного процесса в школе и в структурных подразделениях; проведение валеологического анализа урока, режима жизнедеятельности санаторной школы-комплекса.

Третье направление — коррекционная работа, которая представляет собой меры по снижению имеющихся отклонений от нормы. В основном используются индивидуальные формы взаимодействия с учеником, позволяющие учитывать параметры его физического и психическо-

1 См • Пасечкина В П. Валеологическая служба в условиях санаторной школы-комплекса № 180 г. Железногорска // Вестник психосоциальной и коррекци-онно-реабилитационной работы. — 2001. — № 1. — С. 61—71.

го развития и иные индивидуальные особенности, степень восприимчивости к воздействию факторов внешней среды и т.д.

Четвертое направление — консультативная деятельность.

Пятое направление — организационно-методическая деятельность (подбор литературы, методик валеологического анализа урока, систем релаксационных упражнений, обобщение наработанного опыта и т.п.).

Функции социального педагога-валеолога, организатора валеологи-ческой службы определены следующим образом:

- возглавляет валеологическую службу и координирует деятельность администрации, врача, психолога, социолога, эколога, учителей по вопросам формирования, сохранения, укрепления здоровья учащихся и учителей;

- совместно с завучем составляет расписание занятий или корректирует его с учетом валеотребований;

- планирует работу, направляет исследования, осуществляет контроль и коррекцию форм здорового образа жизни учащихся, педагогов, воспитателей, родителей; руководит методической деятельностью всех работников валеологической службы школы;

- обеспечивает внедрение организационно-методических рекомендаций валеологической службы; отвечает за материально-учебную базу кабинета валеологии и кабинета психологической разгрузки;

- совместно с администрацией школы осуществляет подбор кадров, профилизацию по учебным курсам и по направлению валеоработы;

- проводит в школе групповые, индивидуальные валеоисследования;

- посещает уроки, внеурочные мероприятия, занятия групп продленного дня с целью наблюдений за деятельностью учащихся, оценки их здоровья и динамической работоспособности;

- выступает с обобщением опыта работы на педсоветах, методических объединениях;

- участвует в аттестации педагогических работников, является экспертом по оценке создания валеологически благоприятных условий в процессе обучения;

- постоянно повышает уровень самообразования.

Обобщая опыт работы социальных педагогов в учреждениях здравоохранения, можно выделить следующие возможные направления их деятельности:

- социально-средовая и социально-психологическая реабилитация (выработка социальных навыков: умения общаться, умения подать себя и т. п.; освоение социальных ролей; обеспечение личностного роста, формирование активной личностной позиции, творческого потенциала);

- работа с семьями детей и подростков (семейное консультирование, организация родительских «групп поддержки», коррекция нарушений психологического состояния членов семьи);

- профессиональная ориентация (ознакомление с миром профессий, помощь в профессиональном самоопределении, коррекция неадекватных профессиональных интересов и намерений);

• организационная, учебно-методическая и просветительская работа с ближайшим социальным окружением детей и подростков;

• социально-правовое консультирование и информирование.

Социальный педагог в учреждениях культуры

Деятельность социальных педагогов в учреждениях ведомства Министерства культуры Российской Федерации в настоящее время практически не представлена. Вместе с тем очевидна необходимость культивирования социально-педагогической практики в сфере, непосредственно связанной с досугом и обеспечивающей углубление интересов и творческих возможностей граждан.

Для детей и подростков досуг представляет собой поле приобретения знаний и расширения собственного горизонта, развития интересов, способностей и талантов. Такое же большое значение имеет досуг для формирования социальных связей, качеств, чувств, собственной социальной позиции, освоения социальных ролей. Из задач социального воспитания следует, что досуг должен:

доставлять радость и удовлетворение, развивать социальные отношения (семья, друзья, сообщества), предлагать возможности для коммуникации, развлечения, общения;

дать возможность для реализации общественной заинтересованности, для участия в общественной жизни;

способствовать развитию собственной инициативы, самоопределению.

Вне зависимости от типа учреждения культуры в его структуре может действовать служба социально-педагогической анимации и досуга, деятельность которой строится по следующим направлениям:

- участие в развитии социально-культурной среды, объединение и координация деятельности внешкольных, культурно-просветительных и иных учреждений для решения задач комплексной организации свободного времени жителей данной территории, выяснения, обеспечения их культурных запросов;

- организация различных форм семейного отдыха, занятий физкультурой и спортом;

- возрождение народных традиций и культуры;

- организация совместного отдыха различных поколений, прежде всего родителей и детей;

- обустройство среды жизнедеятельности жителей территории в соответствии с их социально-культурными запросами и потребностями.

На базе учреждений культуры (как и учреждений образования) могут работать социально-педагогические комплексы (СПК)

Их деятельность представляет собой систему скоординированных действий, направленных на комплексное осуществление задач социального воспитания по месту жительства, укрепления семьи и повышения ее ответственности за воспитание детей, планомерное социально-культурное развитие микрорайона. В структуру СПК включены наряду с органами самоуправления различные секции, отделы, клубы и т.п. Например, СПК г.Альметьевска работают, опираясь на свои секции, в числе которых: секция массово-политической работы, организации досуга, поддержания общественного порядка, благоустройства и материального обеспечения микрорайона, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, работы с молодежью, проживающей в общежитиях1. Практически в каждом СПК есть комнаты общения, работают группы продленного дня (не по классному, а по территориальному принципу, не с сорока учащимися одного класса, а с двадцатью детьми разного возраста, проживающими в одном доме), клубные неформальные объединения (их отличие от обычных кружков в разновозрастном составе групп, приближенности к месту проживания, с членами любительского объединения не просто проводятся занятия по интересующим их темам, но и организуется их жизнедеятельность). Таким образом, деятельность социального педагога в учреждениях культурно-досуговой сферы:

- призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства личности и ее жизненные силы;

- осуществляется в свободное время личности;

- предполагает добровольность и активность подопечного;

- обусловлена национально-этническими особенностями и традициями.

Социальный педагог в учреждениях пенитенциарной системы

Подход к преступности как социально-негативному явлению предполагает соответствующую стратегию борьбы, которая включает развитие системы профилактики преступного поведения и системы наказания за противоправное поведение (пенитенциарной системы).

Пенитенциарный — относящийся к наказанию, преимущественно уголовному.

В системе органов внутренних дел (МВД) на смену инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), подразделениям по пре-

1 См Рябов И И Развитие клубных любительских объединений в условиях социально-педагогического комтекса // Теория и практика социальной работы отечественный и зарубежный опыт —Т 2 —С 102—109

Ш

дупреждению правонарушений несовершеннолетних (ПППН) в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) пришли подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН). Приемники-распределители для несовершеннолетних преобразованы в центры временной изоляции. Законом РФ «О милиции» (1991) профилактическая деятельность органов внутренних дел распространяется в первую очередь на подростков, совершивших преступление или правонарушение. В последние годы активно развивается движение специалистов по закреплению особого направления в юриспруденции — ювеналь-ной юстиции.

Ювеналъная юстиция — система правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, т.е. охватывающих ту сферу, где ребенок выступает в качестве субъекта права. Согласно другому подходу — система норм и институтов, которые связаны с ребенком как субъектом правонарушений, т. е. в которых ребенок выступает как субъект криминального поведения, с одной стороны, и объект профилактического, судебно-следственного и пенитенциарного воздействия, с другой.

Исправительными учреждениями, согласно Уголовно-испол-нительному кодексу Российской Федерации от 8 января 1997 г № 1-ФЗ (с изменениями от 8 января, 21, 24 июля 1998 г.), являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Несовершеннолетние отбывают наказание в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года.

Согласно минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), которые были приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г., целью воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в исправительных учреждениях, является обеспечение ухода, опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки, чтобы помочь им в выполнении социально полезной и плодотворной роли в обществе. Несовершеннолетним в исправительных учреждениях должна обеспечиваться вся необходимая помощь — социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, которые им могут потребоваться с учетом их возраста, пола и личности, интересов и полноценного развития

Согласно ст. 109 УПК РФ, воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого об-

щежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Участие осужденных в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Воспитательная работа регламентируется Приказом МВД РФ от 2 апреля 1997 г. № 201 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Министерства внутренних дел Российской Федерации и Примерного положения о самодеятельных организациях осужденных в воспитательных колониях».

Для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при колонии создаются:

• общеобразовательные школы (Приказ МВД РФ от 8 февраля

1996 г. № 57 «Об утверждении Инструкции об организации деятельности общеобразовательной школы в воспитательно-трудовой колонии Министерства внутренних дел Российской Федерации»);

• попечительские советы из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан (Примерное положение о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-воспитательной системы утверждено постановлением Правительства РФ от 13 октября

1997 г. № 1295);

• родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных (деятельность регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии).

В перечне сотрудников, осуществляющих воспитательную работу, в вышеназванных документах отсутствует социальный работник или социальный педагог. В настоящее время обосновывается необходимость включения этих специалистов в штат исправительных колоний для несовершеннолетних.

Л. В. Мардахаев выделил основные направления исправитель-но-педагогической работы в исправительных учреждениях:

карательно-воспитательное, предполагающее исправление, перевоспитание в рамках Уголовного кодекса Российской Федерации;

исправителъно-воспитателъное;

образовательное и трудовое^.

Работа социального педагога с заключенными может осуществляться в несколько этапов.

1 См Мардахаев Л В Образовательно-воспитательные проблемы работы в Пенитенциарных учреждениях // Социальная педагогика / Под ред В А Никитина - М, 1998 -С 187-212

1-й этап — при поступлении осужденного в колонию педагог изучает его документы, документы суда, его личность и причины отклонения в поведении. На основании этого планируется социально-педагогическая работа с осужденным, определяются ее формы и методы. Налаживаются контакты с семьей, родственниками несовершеннолетнего, оцениваются особенности их влияния, разрабатываются рекомендации по организации свиданий и возможного отпуска.

2-й этап— реализуется составленная программа. Эффективность ее выполнения зависит от психологических особенностей осужденного, срока его пребывания в колонии, коллектива, в который он попал, опыта воспитателей, воспитательных возможностей учреждения. Подопечному оказывается помощь в адаптации к группе, предусматривается принятие мер в случае возникновения конфликта с другими воспитанниками. Анализируется процесс исправления. В основу разработки индивидуального подхода могут быть положены такие типы поведения подопечного:

первый тип — встали на путь исправления, учатся, получают профессию, выполняют все требования;

второй тип — твердо встали на путь исправления, инициаторы в труде и выполнении режима, влияют на других, участвуют в самодеятельности, раскаиваются в содеянном;

третий тип — доказывают свое исправление, занимаются самовоспитанием и самообразованием, осуждают свое преступление;

четвертый тип — «болото», поведение неопределенно;

пятый тип — нарушители порядка, не подчиняющиеся требованиям администратора;

шестой тип — злостные нарушители, лидеры преступных группировок.

Подвижность типов поведения делает необходимой постоянную диагностику состояния подопечного, корректировку программы деятельности.

Поддерживаются отношения с родственниками, семьей. В большинстве случаев специалист стимулирует подопечного к сохранению и укреплению этих отношений. Идет поиск дополнительных контактов вне стен колонии, которые могли бы стать в дальнейшем опорой для ресоциализации. Контролируется социально-бытовое положение подопечного: предоставляются необходимые консультации, осуществляется организационная работа по его улучшению.

3-й этап — по отбытии наказания оценивается результат работы, предпринимаются предварительные и последующие шаги по сопровождению подопечного вне колонии, нормализации его ресоциализации, поддерживаются отношения как с самим подопечным, так и ею родственниками. При необходимости оказыва-

ется поддержка в трудоустройстве, определении на дальнейшую учебу (в форме ходатайств, рекомендательных писем).

Таким образом, в учреждениях отечественной пенитенциарной системы в настоящее время нет специалистов социальной службы, их функции исполняются всеми сотрудниками этих учреждений. Вопрос создания подобного рода службы или введения в штат исправительных учреждений социальных работников или социальных педагогов остается дискуссионным, хотя в большинстве развитых стран он уже решен положительно. При моделировании работы социального педагога исправительного учреждения еще раз обратим внимание на ее специфику:

- она осуществляется в закрытых и изолированных социальных пространствах;

- ее объектом являются лица с высоким показателем социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

- она проводится в условиях неизбежного противостояния «тюремного персонала» и «тюремного контингента»;

- она неразрывно связана с исполнением уголовного наказания;

- она не прекращается после исполнения наказания, а предполагает содействие в ресоциализации и адаптации к внешнему миру.

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику понятию «социальная инфраструктура». Какую роль играет развитость инфраструктуры для становления социально-педагогической деятельности?

2. В чем особенности институционального и территориального подходов в организации социально-педагогической деятельности? Оцените, какой из подходов преобладает в вашем регионе?

3. Какова специфика деятельности социального педагога в системе образования?

4. Каковы обязанности социального педагога в учреждениях системы социальной защиты населения? Познакомьтесь с системой работы какого-либо учреждения социальной защиты населения вашего региона, узнайте об обязанностях и требованиях к деятельности социального педагога в данном учреждении.

5. Подберите аргументы, доказывающие необходимость введения должности социального педагога в учреждениях здравоохранения.

6. Каковы возможности социально-педагогической деятельности в учреждениях культуры и спорта9

7. Познакомьтесь с содержанием Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Министерства внутренних дел Российской Федерации и Примерного положения о самодеятельных организациях осужденных в воспитательных колониях. Уточните возможное поле деятельности социального педагога воспитательной колонии. Чем оно будет отличаться от содержания деятельности воспитателя?

Литература

Бочарова В.Г. Социальная педагогика. — М., 1994.

Василъкова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. — М., 2001.

Настольная книга юриста-ювеналиста / Сост. А. В.Бабушкин. — М., 1999.

Социальные службы для молодежи: Материалы и документы. — М., 1995.

Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф.Яркиной, В.Г.Бочаровой. — М.; Тула, 1993. — Т. 1,2.

Управление социальной сферой: Учеб. / Под ред. В. Э. Гордина. — СПб.. 1998.

Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. — М., 1999


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: