[Фортепианные] баллады – это новый жанр эпохи романтизма, унаследовавший типич-ные черты литературной баллады. У Шопена четыре баллады. Иногда баллады Шопена связывают с сюжетами баллад Мицкевича.
Шопен – создатель жанра фортепианной баллады. Этот жанр впоследствии продол-жили Ф. Лист, Э. Григ, И. Брамс и другие композиторы.
Общие черты баллад Шопена:
1) одночастная композиция с опорой на сонатную форму;
2) соединение эпического, драматического и лирического начала;
3) в балладах №1, №2 и №4 – трагический конец.
Баллада №1 (g-moll)написана Шопеном в 20 лет (1830 г.), после подавления польского восстания. Это сочинение с трагическим концом. В основе сонатная форма, но конфликт между ГП и ПП раскрывается постепенно. Форма – сонатная с зеркальной репризой (в репризе сначала ПП, а потом ГП). Все главные темы баллады – вальсовые.
Схема разбора формы:
1. Задумчивое, мрачное вступление, в его основе гармония IIb (As-dur).
2. Экспозиция:
1) ГП – лирический вальс без сильного баса,
|
|
2) СП – вальсовое кружение,
3) к СП примыкает ЗП.
3. Разработка представляет собой 2 волны:
1) начинается с проведения ГП в a-moll – доминантовый органный пункт, напря-жение прорывается в ПП (E-dur),
2) вальс-скерцо.
4. Реприза:
1) ПП (Es-dur),
2) ЗП,
3) ГП – доминантовый органный пункт.
5. Прорыв в коду (Presto con fuoco).
В последних тактах гневные пассажи, в конце – хроматическая гамма.
СОНАТЫ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА
Шопен написал 3 сонаты. По форме это классические циклы, насыщенные новым ро-мантическим музыкальным содержанием.
По времени создания сонаты Шопена разделены десятилетиями:
соната №1 (c-moll, 1827-1828) – это ранняя соната,
соната №2 (b-moll, 1837-1839),
соната №3 (h-moll, 1844-1845) – самая монументальная из всех сонат Шопена, но не столь трагичная, как соната №2.
Соната №2 – монументальный трагический цикл, сродни Героической симфонии Бет-ховена: и в симфонии, и в сонате медленная часть – это траурный марш.
Траурный марш b-moll Шопен написал в 25 лет, за два года до начала работы над сонатой. Эта музыка потрясла современников, и позже весь замысел сонаты вырос из этого марша, который стал центральным образом смерти и скорби.
Композиция цикла больше напоминает симфонию, чем сонату. В сонате 4 части.
I часть (b-moll) – драматическое сонатное allegro с зеркальной репризой:
1) Тема вступления (патетический возглас на ум. 7 и D76).
2) Экспозиция:
а) ГП полна смятения, напоминает взволнованную речь;
б) ПП – типичный для Шопена образ возвышенного хорала. Тема ПП достигает кульминации.
3) Разработка – развитие очень напряженное и трагичное.
4) Реприза начинается с ПП.
|
|
5) Кода – шквал энергии. Кода основана на интонации ГП, но гармонически B-dur вселяет надежду на победу над мраком.
II часть (es-moll) – скерцо, образ злой энергии. Сложная трехчастная форма, главная тема демоническая, агрессивная. Средний эпизод –мечтательный лирический вальс. Далее следует реприза главной темы. В коде – отдаленное воспоминание о вальсе. (Часть закан-чивается на тонике Ges-dur.)
III часть (b-moll) – траурный марш. Сложная трехчастная форма. Если у Бетховена в
3-й симфонии медленная часть – это массовое траурное шествие, то у Шопена это личное горе, трагедия человека. В отличие от Бетховена Шопен ставит этот марш третьей частью, и это придает трагическую безнадежность финалу. У Бетховена после марша идет скерцо: ге-рой погиб, но жизнь торжествует. В сонате Шопена иначе: герой погиб, и смерть торжеству-ет. Главной теме марша противостоит возвышенный светлый ноктюрн (Des-dur).
IV часть – это мрачный возвышенный эпилог совершившейся трагедии. В финале господствует один образ все сметающего адского вихря. [Поразительна простота фортепиан-ной фактуры (строго выдержанные октавные пассажи).] А. Рубинштейн слышал в финале вой ветра над могилами. [Современный пианист Виктор Мержанов, оспаривающий эту точку зрения, считает, что «философскому содержанию сонаты больше соответствует другой образ – “реки забвения”, мифологической Леты, в которую погружаются души умерших». Цит. по изд.: «Российский музыкант», №2 (1232), март 2005