Предмет и задачи нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии.
Теоретическое и практическое значение нейропсихологии.
Проблема локализации ВПФ: исторический аспект.
Теория системной динамической локализации ВПФ. Работы Л.С Выготского и А.Р. Лурия.
Нейропсихологический симптом, синдром, фактор.
Концепция трех структурно-функциональных блоков мозга. Участие всех трех блоков мозга в обеспечении ВПФ.
Энергетический блок мозга.
Блок приема, переработки и хранения информации.
Первичные, вторичные, третичные поля, их функции.
Блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности.
Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.
Анатомические и физиологические доказательства межполушарной асимметрии мозга.
Клинические наблюдения о неравнозначности левого и правого полушарий мозга для осуществления ВПФ.
Изучение межполушарной асимметрии на модели «расщепленного мозга».
Причины нарушений ВПФ.
Сенсорные нарушения работы зрительной системы при поражении периферического, подкоркового звеньев зрительной системы.
|
|
Виды зрительных агнозий. Нарушение зрительно-пространственного гнозиса.
Сенсорные расстройства при поражении различных уровней кожно-кинестетической системы.
Гностические кожно-кинестетические нарушения. Тактильные агнозии.
Сенсорные нарушения слуха при поражении различных уровней слуховой системы.
Гностические нарушения неречевого слуха.
Гностические нарушения речевого слуха.
23. Афферентные и эфферентные механизмы произвольных движений.
24. Пирамидная и экстрапирамидная системы; симптомы поражения на подкорковом и корковом уровне.
Нарушение произвольных движений и действий. Классификация апраксий по А.Р. Лурия.
Нарушение произвольной регуляции ВПФ.
Виды речевой деятельности (экспрессивная и импрессивная речь).
28. Нарушение речи при локальных поражениях мозга. Классификация афазий по А.Р. Лурия.
Виды нарушения памяти.
Модально –неспецифические расстройства памяти и их связь с разными уровнями неспецифической системы.
Модально-специфические расстройства памяти.
Модально-неспецифические расстройства внимания при поражении различных уровней неспецифической системы.
Модально-специфические расстройства внимания.
Нарушения мышления при поражении лобных долей мозга.
Нарушения мышления при поражении затылочных, теменных, височных отделов мозга.
Особенности нарушения интеллектуальной деятельности при поражении левого и правого полушарий мозга.
Анатомический субстрат эмоций. Основные параметры эмоций.
|
|
Нарушения эмоционально-личностной сферы у больных с локальными поражениями мозга (лобных долей, височных, диэнцефальных отделов мозга).
Проблема сознания в общей психологии, неврологии, психиатрии, нейропсихологии.
Нарушение сознания при локальных поражениях мозга.
Нейропсихологические синдромы поражения затылочных, височных, теменных отделов мозга.
Нейропсихологические синдромы поражения лобных долей мозга.
Синдромы поражения ТРО левого и правого полушарий мозга.
Нейропсихологические синдромы поражения подкорковых структур мозга.
Синдромы поражения мозолистого тела.
Особенности нейропсихологических синдромов при поражении левого и правого полушарий мозга.
Предмет и задачи нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии.
Нейропсихология – отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые механизмы ВПФ и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений мозга и других моделей.
Отечественная нейропсихология сформировалась на основе положений общепсихологической теории, разработанной в советской психологии Л. С. Выготским и его последователями – А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем и другими психологами.
Общая задача для всех направлений:
· изучение мозговых механизмов психической процессов.
Предмет нейропсихологии:
· изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и Личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга.
Основоположник нейропсихологии А. Р.Лурия, развивая идеи Л. С.Выготского о социальной детерминации и системном строении высших психических функций, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов, являющуюся теоретической основой нейропсихологии.
Направления нейропсихологии:
· Клиническая нейропсихология (при локальных поражениях мозга). Задача: изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.
· Реабилитационное направление – реабилитация после локального поражения мозга. Задача: восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.
· Экспериментальная нейропсихология – изучает нарушения ВПФ с помощью экспериментов. Задача: экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС.
· Нейропсихология детского возраста. Специфика нарушений психических функций у детей при локальных мозговых поражениях.
· Нейропсихология старческого возраста (с 45 лет).
· Нейропсихология индивидуальных различий – исследуется профилелотеральная организация. Задача: изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц.
· Нейропсихология пограничных состояний. Анализ изменений ВПФ под влиянием психофармакологических препаратов.
· Психофизиологическое направление – изучаются ВПФ психофизиологическими методами.
Теоретическое и практическое значение нейропсихологии.
Нейропсихология - отрасль психологической науки, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга, созданная в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников, которые в течение 50 лет разрабатывали различные проблемы нейропсихологии
Основные задачи нейропсихологии:
Теоритические:
· Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет увидеть, с каким мозговым субстратом связан тот или иной вид психической деятельности.
|
|
· Нейропсихологический анализ дает возможность выявить те общие структуры, которые имеются в совершенно разных психических процессах.
· Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.
Практические задачи:
· Диагностика. Оценка состояния (прежде всего когнитивной сферы человека по отдельным психическим функциям).
· Нейрореабилитация. Это комплексное воздействие на человека с помощью различных процедур – лечебной физкультуры, соматических нагрузок, применения лекарственных препаратов, массажа.
Оценка эффективности лечебных процедур. Возможность посмотреть профиль больного на разных этапах лечения. Отслеживание динамики лечения.
· Коррекция (аберитация – «жить по мере сил»). Проблема аберитации особенно остро стоит в связи с проблемой старения человека. При старении происходят закономерные естественные изменения в морфологии мозга и, как следствие, в его функциях. Мозг уменьшается в объёме. Происходит сглаживание рельефа, уменьшается доля вещества коры. Уменьшается скорость проведения импульса. Наступает определённый комплекс ограничений, к которому человек вынужден приспосабливаться, опираясь на то, что более индивидуально проработано, автоматизировано и сохранно. Профессиональное умирает последним.