Средневавилонский период (ок. 1595— ок. 1004 гг. до н. э.)

Кудурру (межевые камни) - наиболее узнаваемые предметы касситской эпохи. Кудурру царя Мелишипака: слева - грамота на владение землей Хуннубат - Нанайе, дочери царя; справа - иммунитетная грамота, дарованная сыну и наследнику – Мардук – апла - иддину. Лувр.

События истории Вавилона после взятия его хеттами реконструируются с трудом. Вероятно, что после ухода армии Мурсили I город на какое - то время был захвачен царем Приморья Гулькишаром (так называемая II Вавилонская династия или I династия Приморья). К этому периоду большую роль в жизни Месопотамии стали играть касситы — выходцы из горных областей соседнего Загроса; вероятно что уже тогда основной ударной силой их войска были колесницы, опираясь на которые они смогли достичь больших внешнеполитических успехов. В первой половине XVI века до н. э. Агум II захватил Вавилон, основав там новую, III династию. Правление касситских по происхождению III и V династий, а также II династии Исина очерчивает рамки Средневавилонского или касситского периода в истории Нижней Месопотамии (ок. 1595 — ок. 1004 гг до н. э.).

Постепенно касситы вернули Вавилону былое величие и вывели его на новый уровень развития. Агум II доставил в город статую бога Мардука, некогда увезённую захватчиками в Хану; в его правление царство уже включало Аккад, бассейн реки Диялы и некоторые области Загроса. При последующих правителях был присоединён Шумер (разгромлено Приморское царство), некоторые территории на Тигре и вероятно Дильмун (Бахрейн); таким образом, под властью касситов оказалась вся Нижняя Месопотамия. Начиная с правления Куригальзу Iцарская резиденция какое - то время находилась в заново выстроенном городе Дур - Куригальзу (аккад. «Крепость Куригальзу»). Вместе с тем, централизация государства при касситах ослабевает: стремясь заручиться поддержкой крупных племенных объединений и землевладельцев, цари раздавали иммунитетные грамоты, что отразилось в практике распространения кудурру. Иммунитетные грамоты освобождали их владельцев от налогов в пользу государства; как следствие, значение аристократии неуклонно росло, доходы казны сокращались, а рост числа крупных землевладельцев губил мелких предпринимателей и негативно сказывался на экономике, военной мощи и социальной стабильности в целом.

В XIII в. до н. э. внешнеполитическое положение страны Кардуниаш (Karduniaš; под этим именем с середины XV в. до н. э. касситское царство фигурирует в источниках) осложняется, чему, помимо внутренних проблем, способствовало стремительное возвышение Ассирии, усиление Элама и новая масштабная волна переселения семитоязычных кочевников, на этот раз арамеев. Наиболее тяжелыми были войны с Ассирией, одна из которых (при Каштилиаше IV) закончилась сокрушительным поражением. Около 1223 года до н. э. Тукульти - Нинурта I захватил Вавилон; стены города были разрушены, часть жителей казнена или угнана в рабство, храмы разграблены (в том числе увезен идол Мардука), а царь уведен в плен. После 7 лет чужеземного господства к власти пришел сын Каштилиаша IV Ададшумуцур и страна вернула независимость. В последующее время Вавилония и Ассирия вели взаимную вялотекущую борьбу, пользуясь периодами временного ослабления друг друга. Неожиданно мощный удар нанесли эламиты; около 1158 года до н. э. войска царя Шутрук - Наххунте совершили опустошительный набег на земли царства и захватили Вавилон. Царь Забаба – шум - иддин был низложен; вся страна подверглась небывалому опустошению; захватчики грабили и увозили с собой не только материальные ценности, но и статуи богов и царей, древние обелиски, стелы. Крупнейшие города Нижней Месопотамии были обложены данью; фактически Вавилония была подчинена Эламу, который назначал наместника для управления этой страной. Последовавшее вскоре восстание под руководством некоего Эллильнадинаххи/Эллильшумуцура было подавлено с ещё большей жестокостью; эламский царь Кутир - Наххунте подверг Вавилон очередному разграблению (в том числе вывез новую статую Мардука), устроил разрушения в городе и увёл в плен последнего правителя III династии.

Несмотря на перенесение царской резиденции в Дур - Куригальзу, при касситах Вавилон упрочил свой столичный статус и продолжал расти. Исследователи предполагают, что к концу касситского периода город приобрел симметричный план и был обнесен «Великой» прямоугольной стеной Имгур - Энлиль (аккад. «Энлиль услышал»). Ее окружала менее высокая стена Немет - Энлиль (аккад. «Местожительство Энлиля»); при этом жители Месопотамии назвали Имгур - Энлиль «стеной», Немет - Энлиль — «валом». Восемь ворот, названных по именам великих месопотамских божеств (Иштар, Мардука, Шамаша и др.), вели в город — четыре в восточной и четыре в западной. Обновленный Вавилон делился на десять округов или кварталов (аккад. erșetu, реже — ālu), которые часто носили названия городов Шумера и Аккада. Древнейшая застройка находилась в пределах кварталов Эриду (восточная часть) и Кумар (западная часть); вокруг них группировались новые округа. В Восточном городе это были кварталы: Кадингирра (аккад. Kadingirra), Шуанна (аккад. Šuanna), Куллаб (аккад. Kullab), Новый город и округ, название которого передавалось шумерограммой «TE.EKI», но чтение неясно. В Западном городе новыми кварталами были: Баб - Лугальирра (аккад. Bāb Lugalirra, то есть «Ворота Лугальирры»), Туба (аккад. Tuba) и ещё один округ, имя которого неизвестно. По всей видимости, в касситское время многие новые кварталы были ещё слабо заселены. Округа снабжались водой посредством отведенных от Евфрата каналов, через которые были перекинуты мосты. Стремясь подчеркнуть значение города, местное жречество провело большую идеологическую работу, синкретизируя шумеро-аккадскую мифологию и выстраивая ее вокруг Вавилона и бога Мардука. Одним из культовых имен столицы было «Эриду» — в честь самого древнего города Шумера. Тогда же или в последующее время важнейшие мифологические деяния (обустройство мира, сотворение людей) стали приписываться Мардуку, который в этой роли заменял более «старых» богов — Энлиля, Энки и т. д. Верховный бог шумерского пантеона, Энлиль, со временем и вовсе стал отождествляться с покровителем Вавилона, а его эпитет — Бел/Бэл (аккад. Bēl — Господь) — стал эпитетом Мардука; последнего со временем все чаще называли Белом - Мардуком или просто Белом. Древняя шумерская богиня Инанна, слившаяся с аккадской Иштар (Астар, Астарта, Анунит) стала рассматриваться как супруга Бела - Мардука Царпанит (аккад. Zarpanītu/Ṣarpanītu «Сияющая»), Владычица Вавилона (Белет - Бабили). Сосредоточие большого количества храмов, связь с наиболее значимыми культами и важное идеологическое значение привели к тому, что жители Месопотамии стали воспринимать Вавилон в качестве священного города, престиж которого был очень высок.

Господство эламитов было кратковременным. Уже около 1150 г. до н. э. вспыхнуло восстание под руководством Мардук – кабит – аххи - шу; ему удалось закрепиться в Исине, основав IV династию правителей Вавилонии, также известную как II династия Исина. В первые годы столицей возрожденного царства Кардуниаш оставался Исин, но в правление идти – Мардук - балату этот статус перешел к Вавилону. Город постепенно восстанавливался; начался новый, кратковременный подъем местной государственности. Больших внешнеполитических успехов достиг царь Нинурта – надин - шуми, который добился возврата идола Мардука, увезённого некогда Тукульти - Нинуртой I. В те времена вавилонские войска доходили до самого сердца Ассирии, а при Навуходносоре I (Набу – кудурри - уцур I) они нанесли сокрушительное поражение Эламу и вернули другой кумир верховного бога. В правление Навуходоносора I, династия достигла пика могущества; по мнению В. фон Зодена именно при этом царе мог быть возведен знаменитый зиккурат Этеменанки, ставший впоследствии прототипом Вавилонской башни.

Однако силы государства подтачивал надвигавшийся кризис. При II династии Исина продолжалась практика раздачи иммунитетных грамот крупным землевладельцам; как следствие, сформировался особый слой магнатов, в руках которых оказывалось все большее количество рычагов влияния на действия царя. Параллельно с ослаблением центральной власти ухудшалось и внешнеполитическое положение Вавилонии. Уже в правление Мардук – надин - аххи царство терпит тяжелое поражение от ассирийцев; Тиглатпаласару I на короткое время удалось захватить Дур - Куригальзу, Упи (Опис), Сиппар и даже столицу, где был сожжен царский дворец. В конце правления Мардук – надин - аххи в стране разразился голод; нарастающим кризисом воспользовались обитавшие к западу от Евфрата многочисленные племена арамеев (ахламеев); в XI веке до н. э они массово переселяются на земли Вавилонии и Ассирии. Уже тогда среди этих полукочевых племен, по традиции именовавшихся в клинописных источниках «сутиями» (то есть амореями), могли находиться и халдеи — особая ветвь арамеев, стремительно заселявшая юг Вавилонии, Приморье. Передвижение арамеев по времени совпало со вторжением «народов моря»; итогом всех этих процессов стала так называемая катастрофа бронзового века (англ. Bronze Age collapse), когда произошёл упадок или гибель всех значимых государств древнего Ближнего Востока и эпоха бронзы начала сменяться железным веком. Осознавая масштаб угрозы, правители Вавилонии и Ассирии, Мардук – шапик - зери и Ашшур – бел - кала заключили союз, однако последние цари II династии Исина уже практически не контролировали страну. Прогрессирующий кризис привёл к вмешательству Ассирии во внутренние дела Вавилонии, а узурпировавший около 1069 года до н. э. власть Адад – апла - иддина, даже признал себя вассалом ассирийского царя. Около 1024 г. до н. э. произошла смена правящего дома и в городе укрепилась касситская династия из Страны Моря (V Вавилонская династия/II династия Приморья), однако это не переломило негативных тенденций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: