IV. Рефлексия (синквейн)

Формы представления данных

(таблицы, формы, запросы, отчеты).

Создание структуры базы данных»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: знакомство с интерфейсом и объектами  СУБД Access, и её использование в создании базы данных «Провайдеры Интернета».

Задачи урока:

· Обучающая: создать условия для усвоения содержания теоретического материала по данной теме на уровне закрепления, познакомить  с объектами баз данных, учить создавать структуры табличных баз данных;

· Развивающая: создать условия для развития логического мышления, памяти, практических умений и навыков при работе с объектами баз данных в Microsoft Access;

· Воспитательная: создать условия для воспитания чувства дисциплинированности, ответственности за свою работу, информационной культуры, устойчивого интереса к предмету.

Оборудование урока: обучающая презентация, опорные конспекты, карточки для задания 2 и 3, карточки для практической работы, раздаточный материал для практической работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих.

II. Актуализация субъектных знаний.

На прошлом уроке мы начали изучать тему «Базы данных». Давай вспомним:

- что такое база данных? (это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.);

- на какие типы можно базы данных? (табличные, иерархические и сетевые);

- в чём заключается разница между записью и полем в табличной базе данных? (Запись БД – это строка таблицы, содержащая набор значений свойств, размещённый в полях базы данных. А поле БД – это столбец таблицы, содержащий значения определённого свойства);

- Поля, каких типов полей могут присутствовать в базе данных? (счётчик, текстовый, числовой, дата/время, денежный, логический, гиперссылка);

- Задание 1: Дан фрагмент табличной базы данных

Номер рейса Дата вылета Тип самолёта Цена билета Наличие билетов
2156 23.10.09 ТУ-154 564.50 да

Укажите главный ключ; опишите характеристики полей. (главный ключ: номер рейса + дата вылета)

 

Описания полей:

Название поля Тип Ширина Кол-во десятичных знаков
Номер_рейса Числовой 4 0
Дата_вылета Дата    
Тип_самолёта Символьный 10  
Цена_билета Числовой 5 2
Наличие_билетов Логический    

 

III. Переход к теме и цели урока.

-Поскольку мы рассматриваем базу данных как информационную модель для хранения информации в упорядоченном виде, скажите, что может быть носителем для хранения самой базы данных?

-Конечно, мы можем создавать и хранить базы данных с помощью компьютера. Что для этого нужно? (специальная программа). И такие программы есть. Это системы управления базами данных. Сегодня мы познакомимся с одной из таких программ - Microsoft Access пакета Microsoft Office, которая широко применяется в кадровой работе на предприятии, работе крупных фирм по хранению данных о поставщиках, клиентах, в системе каталогов продукции и работе с прочими базами данных.

- Кто знаком с этой программой?

- А сейчас, давайте попробуем сформулировать цель. В чём она заключается?

 - Запишите тему урока.

III. Изучение темы урока и первичное закрепление.

Теперь мы можем приступить к изучению нового материала. Мною разработана обучающая презентация (Приложение 1), которая даст вам необходимые знания по данной теме. Параллельно вы будете заполнять опорный конспект, отвечая на вопросы и заполняя пропуски (Приложение 2).

- Развитие информационных технологий привело к созданию компьютерных баз данных. Создание баз данных, а также операции поиска и сортировки данных выполняется специальными программами – системами управления базами данных (СУБД). Таким образом, необходимо различать собственно базы данных (БД), которые являются упорядоченными наборами данных. И системы управления базами данных (СУБД) – программы, управляющие хранением и обработкой данных. Системой управления базами данных является приложение Access, входящее в пакет Microsoft Office. - Рассмотрим окно программы. В access используется стандартный многооконный интерфейс, но в отличие от других приложений, не многодокументный. Единовременно может быть открыта только одна база данных, содержащая обязательное окно базы данных и окна для работы с объектами базы данных. В каждый момент времени одно из окон является активным и в нём курсором отмечается активный объект.   Окно базы данных — один из главных элементов интер­фейса Access. Здесь систематизированы все объекты БД: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули. В данном случае открыто и активно окно Провайдеры Интер­нета: база данных.   Таблица. В базах данных вся информация хранится в двумерных таблицах. Это базовый объект БД, все остальные объекты создаются на основе существующих таблиц (произ­водные объекты). Каждая строка в таблице — запись БД, а столбец — поле. Запись содержит набор данных об одном объекте, а поле — однородные данные обо всех объектах. В данном случае открыто окно Провайдеры Интернета: таблица. Запросы. В СУБД запросы являются важнейшим инстру­ментом. Главное предназначение запросов — отбор данных на основании заданных условий. С помощью запроса из базы данных можно выбрать информацию, удовлетворяю­щую определенным условиям. Формы. Формы позволяют отображать данные, содержа­щиеся в таблицах или запросах, в более удобном для вос­приятия виде. При помощи форм можно добавлять в табли­цы новые данные, а также редактировать или удалять существующие. Форма может содержать рисунки, графики и другие внедренные объекты. Отчеты. Отчеты предназначены для печати данных, со­держащихся в таблицах и запросах, в красиво оформленном виде.   Итак, мы познакомились с интерфейсом программы Access, рассмотрели её объекты, а сейчас давай поработаем в этой программе и создадим с помощью неё базу данных. 1 слайд 2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд

IV. Практическая работа. Создание базы данных «Провайдеры Интернет». (приложение 3)

Пусть нам необходимо разработать базу данных «Провайдеры Интернета», которая содержит информацию, необходимую для основного выбора провайдера. Целесообразно в качестве основных критериев выбора взять стоимость подключения, тариф почасовой оплаты, количество входных телефонных линий и пропускную способность канала связи, который соединяет провайдера с Интернетом.

Прежде всего необходимо определить структуру базы данных. То есть количество полей, их названия и тип данных, в них хранящихся. База данных «Провайдеры Интернета» будет содержать следующие поля:

1. № п/п – ключевое поле, одозначно идентифизирующее запись;

2. Название провайдера – содержит название фирмы;

3. Плата за подключение – принимает значения Да (плата взимается) и Нет (плата не берётся)

4. Почасовая оплата – содержит величину оплаты в рублях за 1 час подключения;

5. Количество входных линий – содержит число входных телефонных линий;

6. Скорость канала (Мбит/с) – содержит значение суммарной пропускной способности каналов связи в Мбит/с, которые соединяют провайдера с Интернет;

7. Web-сайт провайдера – содержит ссылку на сайт провайдера в Интернете.

С названиями определились, сейчас нам нужно указать тип данных.

1. счётчик

2. текстовый

3. логический

4. денежный

5. числовой

6. числовой

7. гиперссылка.

 

Приступим к практическому созданию базы данных «Провайдеры Интернета»

Работа с раздаточным материалом (приложение 3).

IV. Рефлексия (синквейн).

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Чтобы написать такое стихотворение нужно взять 1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, предложение – образную характеристику.


СУБД Access

 Программа

Полезная, многопрофильная

Облегчает, помогает, структурирует

Заменяет бесполезную рутину.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: