Обучение различным видам речевой деятельности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах V вида

«Виды речевой деятельности» (слушание, говорение, чтение и письмо)

Слушание - сложный вид коммуникативно-речевой деятельности, в основе, которого лежит восприятие и понимание звучащей речи. С помощью слушания осуществляется передача знаний, обмен информацией, регулируется отношения между людьми, выполняются различный действия, удовлетворяются эстетические потребности и т.д. Слушанием пронизан весь процесс обучения, так как оно служит опорой для других видов речевой деятельности: обеспечивает ответное говорение, чтение, письмо. Учитель довольно часто предлагает учащимся послушать то или иное высказывание, задает вопросы, просит объяснить, проанализировать услышанное.

В школе слушание - один из важнейших путей усвоения информации, и поэтому в начальных классах уделяется известное внимание тому, чтобы научить детей воспринимать на слух речь учителя, высказывания товарищей и т.д. Учитель начальной школы делает это на всех уроках, формируя важное общеучебное умение межпредметного характера. Однако эта область развития речи недостаточно разработана в методике: неизвестно, чему, на каком этапе надо учить и как, если иметь в виду формирование умения слушать.

Уметь слы­шать реплику собеседника - не значит уметь слушать и понимать рассказ учителя на уроке и мочь правильно на него отреагировать. Особенно остро этот вопрос стоит применительно к обучению чтению. Мы почему-то часто считаем, что, на­учив ребенка читать вслух, мы обеспе­чили у него умение читать про себя. Вообще-то обучение чтению вслух - это не столько обучение чтению, сколько обучение устной речи и раз­витие артикуляционного аппарата. А научив его читать про себя "медленно и осмысленно". Но чему мы специально не учили, то­го школьник, вероятнее всего, уметь не будет. Если мы его научили "мед­ленному", как порой говорят, изучаю­щему чтению, то, когда он столкнется с необходимостью просмотрового, или ознакомительного, чтения, он может просто встать в тупик.

Что касается письма, то научить письму это совсем не значит научить письменной речи, письменному изло­жению своих мыслей. Научив запоми­нать и излагать чужие мысли, нельзя считать это полноценной подготовкой к сочинению. Впрочем, выпускники общей средней школы не способны в своем большинстве написать ни дело­вой, ни научный, ни художественный текст. Учить пись­менной речи - значит раскрыть перед учеником всю палитру ее коммуника­тивных возможностей. Едва ли правильно совершенно от­дельно и бессвязно "работать над чте­нием" или "письмом", как и над устной речью и слушанием. В голове уче­ника они неразрывны и все равно со­единятся, как бы мы их ни преподава­ли. Обучение чтению, письму, устной речи и слушанию может и должно вестись на всех уроках, вплоть до математики. Вообще полноцен­ное обучение видам речевой деятель­ности на родном языке - это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образова­тельной области.

Трудности учащихся в формировании навыков чтения.

Трудности, которые испытывают дети могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Навык чтения складывается из двух факторов: смыслового (понимание прочитанного и выразительность) и технического, т.е. техники чтения.

Трудности в формировании навыка чтениямогут быть вызваны нарушениями различного характера: пространственных представлений, пространственной ориентировки; зрительно-моторной координации; моторики, графомоторных навыков; слухового, зрительного, фонетико- фонематического восприятия; произвольного внимания; памяти, особенно снижением слухоречевой памяти; сукцессивных функций; звукопроизношения грамматического строя речи, бедностью словаря.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: