Методика формирования грамматических понятий на уроках русского языка у учащихся младших классов

Усвоение грамматических понятий — процесс длительный и довольно сложный для младших школьников. Организуя в начальных классах работу над понятиями, учитель исходит из лингвистической сущности изучаемого понятия, психолого-дидактических особенностей процесса учащихся, роли грамматических знаний в речевой практике.

Приёмы работы по формированию грамматических умений в период устного практического курса:

- повторение за учителем готовых словосочетаний;

- дополнение словосочетаний (держать в.., идти по.., и т.д.) с опорой на наглядность (рисунок, фотографию);

- построение словосочетаний по данному образцу;

- конструирование предложений по образцу из данных слов (в нужной форме, но не правильно расположенных), словосочетаний;

- построение предложений по образцу без вспомогательных материалов; - построение предложений по данному началу;

- распространение предложений по вопросам (например: Я учусь (где?) в школе (какой?) новой. – Я учусь в новой школе.);

 -«чтение» и составление схем предложений.

На начальном этапе обучения русскому языку грамматические умения (употребление форм слова, построение словосочетаний) развиваются на основе подражания речи учителя, путем усвоения образца, специальных упражнений в составлении словосочетаний и предложений, в исправлении ошибок.

Процесс формирования языковых понятий условно делится на четыре этапа:

Первый этап — анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. На данном этапе осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями как анализ и абстрагирование.

Второй этап — обобщение признаков, установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования.

Например: суффикс — это часть слова (ближайший род), стоит после корня, служит для образования новых слов, вносит в слово новое значение отличительные признаки.

Третий этап — осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

Четвертый этап — конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными (установление межпонятийных связей).

Принципы построения работы по обучению языку учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Под дидактическими принципами в теории обучения понимают наиболее важные и общие правила его построения, управления им со стороны педагога, которые создают оптимальные условия для достижения цели и решения ее составных задач, выдвинутых перед педагогическим процессом.

1. Построение обучения языку на основе учета уровня речевого развития, типичных и индивидуальных особенностей речи детей.

Общее недоразвитие речи, имеющее разные степени проявления, как известно, выражается в системном нарушении хода речевого развития. Учащимся I отделения специальной школы свойственно глубокое, грубо выраженное речевое недоразвитие. Вместе с типичными особенностями речи (позднее начало ее развития, крайняя бедность речевых средств, затрудненность общения) они обладают и индивидуальными (различия в количестве звуков и характере их произношения, объеме и качестве словаря, в грамматических навыках, опыте общения). Это приводит к значительной неоднородности детского контингента как собственно по речевому развитию, так и по вторичным проявлениям (запас сведений об окружающем мире, степень их адекватности, уровень сформированности отвлеченного мышления, состояние речевого внимания, памяти и др.).

Главными факторами, которые должны быть приняты в качестве основных для определения задач, содержания и методов обучения языку в каждый его отдельный период, являются типичные, общие для всех учащихся, характеристики их речи.

Первоочередное обеспечение практического усвоения учащимися языка как средства общения и орудия познавательной деятельности (коммуникативный принцип).

 Данный принцип вытекает из ведущей цели специального обучения — формирование речи как средства общения, постановка которой обусловлена главной особенностью контингента учащихся, их глубоким речевым недоразвитием.

Конкретное выражение указанный принцип находит в том, что в специальном обучении язык (языковой материал, системные отношения, составляющие основу языка) усваивается в процессе его употребления и пользования им в целях общения (непосредственного и опосредованного в виде чтения и письма) приобретения знаний об окружающем мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: