Методика обучения грамоте учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Задачи и содержание работы

Перед методикой обучения грамоте стоят вопросы о:

• степени целесообразности добукварного периода (до 1,5 месяца);

• продолжительности букварного периода в специальной общеобразовательной школе (3-4 месяца в общеобразовательной школе);

• порядке расположения звуковых и слоговых трудностей при обучении грамоте;

• качестве материала букваря с точки зрения осуществления задач образовательно-воспитательного характера;

• характере и уровне практического изучения учащимися фонем русского языка в процессе усвоения грамоты;

• системе письма и связи с системой обучения чтению;

• особенностях методики обучения грамоте детей-шестилеток;

• индивидуальном подходе;

• системе дидактических материалов;

• элементах грамматики, правописания, развития речи в системе букварных занятий.

К задачам начального курса русского языка относятся: научить детей осмысленно читать, говорить и писать; обогащать их речь, уметь сообщать начальные сведения по языку и литературе; развивать внимание и интерес к языку и чтению; развивать представление об окружающем мире; способствовать выработке умений владеть устной и письменной формами языка в пределах; доступных для каждой возрастной группы учащихся.

Весь процесс обучения грамоте делится на три периода:

· Подготовительный (добукварный).

Главная задача подготовительного периода (добукварного) - развитие фонематического слуха и правильного произношения. Параллельно с развитием речи идет подготовка к письму; дети знакомятся с некоторыми техническими и гигиеническими требованиями, с разлиновкой тетради, умением правильно сидеть, держать карандаш и ручку. Этому способствуют занятия рисованием бордюров, штриховкой и др.

Данный период имеет важное значение в формировании у детей фонематического слуха, речедвигательных механизмов, а главное – во включении в работу слухового, двигательного, зрительного анализаторов, принимающих участие в речевом процессе. Ребенок должен не только слышать слово, но и осознавать звуковой состав, соотносить буквы со звуками, объединять звуки в слоги, а слоги – в слова.

В практике специальной общеобразовательной школы подготовительный период занимает от двух недель до полутора месяцев.

· Букварный период - самый длительный и самый ответственный.

Является периодом овладения речезвуковой символикой, внимание детей сосредотачивается на буквах, их сочетаниях с другими буквами, на их печатных и рукописных изображениях.

На всех ступенях букварного периода происходит дальнейшее развитие фонематического слуха, абстрагирование чистого звука, символом которого и является буква. После того как ребенок научился соотносить звук с соответствующим ему знаком (буквой), он начинает овладевать слитным чтением. Слитное чтение прямого слога достигается путем упражнений в делении слова на звуки, составлении его из азбуки и слитном слиянии слога по следам анализа.

· Послебукварный.

Задача послебукварного периода - з акрепление и совершенствование навыков чтения и письма. Дети в букварный период овладевают слого-аналитическим чтением, а в послебукварный - в индивидуальном порядке переходят на чтении более легких слов, т. е. достигают третьего этапа развития навык чтения - становления синтетических приемов чтения. Для того чтобы прочесть сколь-нибудь сложную фразу, ребенок должен остановиться и осмыслить каждое читаемое слово. Глаз чтеца на этой ступени развития вынужден останавливаться на каждом слове и возвращаться назад к тому, что было прочитано, для того, чтобы не потерять связь данного слова с ранее прочитанным.

Работа ведется так, чтобы совершенствовать технику чтения, развивать понимание читаемого и плавность чтении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: