Впервые понятие литературное развитие было теоретически разработано Молдавской Н.Д.. Литературное развитие – процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и художественным вкусом, выработанными в школе, при усвоении учебного курса литературы, и в широком внешкольном общении с искусством.Молдавская впервые выдвинула критерии литературного развития школьников:
1. Начитанность ученика, его читательский опыт.
2. Художественный вкус, эстетическая идеология, как показатель художественного развития ученика.
3. Умение видеть детали и воссоздавать по ним целостный образ.
4. Наличие психических процессов – процессов восприятия текста (наблюдательность, воображение, способность к сопереживанию, эмоциональная и образная память, чувство поэтического слова, эстетическое отношение к произведению).
Периоды литературного развития школьника 3 периода:
|
|
1. 5-6 кл. (период наивного реализма):
Восприятие произведения характеризуется слиянием искусства с действительностью, с эмоциональной активностью и силой сопереживания. В ходе чтения, воссоздающее воображение преобладает над творческим. В центре не автор, а герой произведения. Эмоции читателя ярче наивных чувств.
2. 7-8- кл. (период нравственного самоубиения):
Характеризуется резкой субъективизацией восприятия. В связи с ростом самосознания личности наполнения художественного текста собственными проблемами читателя. Стремительное развитие читательского воображения зачастую произвольного по отношению к авторской тенденции. Читатель постепенно поднимается от репродуктивного к аналитическому осмыслению, содержанию, однако субъективность оценки прочитанного, пристрастно ведут к снижению объективного понимания авторской идеи.
3. 9-11 кл. (эпоха связи осознания причин и следствия):
В этот период у читателя возникает потребность в рассмотрении исторических и эстетических соотношений искусства жизни, взаимодействия всех элементов художественного произведения. Углубляется внимание к форме. Интеллигентная деятельность читателя при чтении эмоции, которая в этот период наделяется разнообразием.
Специфика изучения литературы на разных этапах ученического развития.
В начальных классах закладываются основы читательской культуры, умения осмысленно выразительного чтения и элементарного разбора художественного произведения. Во многих учебниках художественный текст выступает в качестве основного средства обучения. Разноплановые задания, в том числе творческого характера, направлены на развитие познавательной и эмоциональной сферы младших школьников, полноценного восприятия литературного текста, на включение школьников в активную речевую деятельность.
|
|
Школьник, развивая дошкольный опыт, осваивает художественное произведение как целостную структуру, как творение конкретного автора.
В средней ступени (V-IX классы) литература является, самостоятельным предметом, выделяются два звена: V-VII и VIII-IX классы.
В V-VII классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе как искусстве слова предполагает развитие восприятия и понимания текста, поэтики автора. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.
Программы VIII-IX так же построены по концентрическому и хронологическому принципу. В них даны биографические сведения о писателях, усложнен материал по теории литературы и создается готовность к изучению курса в лицеях и колледжах, построенного на историко-литературной основе.