Критерии литературного развития. Периоды развития читателя-школьника. Специфика изучения литературы на разных этапах ученического развития

Впервые понятие литературное развитие было теоретически разработано Молдавской Н.Д.. Литературное развитие – процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и художественным вкусом, выработанными в школе, при усвоении учебного курса литературы, и в широком внешкольном общении с искусством.Молдавская впервые выдвинула критерии литературного развития школьников:

1.    Начитанность ученика, его читательский опыт.

2.    Художественный вкус, эстетическая идеология, как показатель художественного развития ученика.

3.    Умение видеть детали и воссоздавать по ним целостный образ.

4.    Наличие психических процессов – процессов восприятия текста (наблюдательность, воображение, способность к сопереживанию, эмоциональная и образная память, чувство поэтического слова, эстетическое отношение к произведению).

Периоды литературного развития школьника 3 периода:

1.    5-6 кл. (период наивного реализма):

Восприятие произведения характеризуется слиянием искусства с действительностью, с эмоциональной активностью и силой сопереживания. В ходе чтения, воссоздающее воображение преобладает над творческим. В центре не автор, а герой произведения. Эмоции читателя ярче наивных чувств.

2.    7-8- кл. (период нравственного самоубиения):

Характеризуется резкой субъективизацией восприятия. В связи с ростом самосознания личности наполнения художественного текста собственными проблемами читателя. Стремительное развитие читательского воображения зачастую произвольного по отношению к авторской тенденции. Читатель постепенно поднимается от репродуктивного к аналитическому осмыслению, содержанию, однако субъективность оценки прочитанного, пристрастно ведут к снижению объективного понимания авторской идеи.

3.    9-11 кл. (эпоха связи осознания причин и следствия):

В этот период у читателя возникает потребность в рассмотрении исторических и эстетических соотношений искусства жизни, взаимодействия всех элементов художественного произведения. Углубляется внимание к форме. Интеллигентная деятельность читателя при чтении эмоции, которая в этот период наделяется разнообразием.

Специфика изучения литературы на разных этапах ученического развития.

В начальных классах закладываются основы читательской культуры, умения осмысленно выразительного чтения и элементарного разбора художественного произведения. Во многих учебниках художественный текст выступает в качестве основного средства обучения. Разноплановые задания, в том числе творческого характера, направлены на развитие познавательной и эмоциональной сферы младших школьников, полноценного восприятия литературного текста, на включение школьников в активную речевую деятельность.

Школьник, развивая дошкольный опыт, осваивает художественное произведение как целостную структуру, как творение конкретного автора.

В средней ступени (V-IX классы) литература является, самостоятельным предметом, выделяются два звена: V-VII и VIII-IX классы.

В V-VII классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе как искусстве слова предполагает развитие восприятия и понимания текста, поэтики автора. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.

Программы VIII-IX так же построены по концентрическому и хронологическому принципу. В них даны биографические сведения о писателях, усложнен материал по теории литературы и создается готовность к изучению курса в лицеях и колледжах, построенного на историко-литературной основе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: