Логический метод решения задач
Основные методы решения логических задач
-метод рассуждений;
-с помощью таблиц истинности;
-метод блок-схем;
-средствами алгебры логики (алгебры высказываний);
-графический (в том числе, «дерево логических условий», метод кругов Эйлера);
-метод математического бильярда.
Давайте рассмотрим подробнее с примерами три популярных способа решения логических задач, которые мы рекомендуем использовать в начальной школе (детям 6-12 лет):
-метод последовательных рассуждений;
-разновидность метода рассуждений — «с конца»;
-табличный способ.
1)Метод последовательных рассуждений
Самый простой способ решения несложных задач заключается в последовательных рассуждениях с использованием всех известных условий. Выводы из утверждений, являющихся условиями задачи, постепенно приводят к ответу на поставленный вопрос.
Пример:
На столе лежат Голубой, Зеленый, Коричневый и Оранжевый карандаши.
Третьим лежит карандаш, в имени которого больше всего букв. Голубой карандаш лежит между Коричневым и Оранжевым. Разложи карандаши в описанном порядке.
|
|
2)Метод «с конца»
Такой способ решения является разновидностью метода рассуждений и отлично подходит для задач, в которых нам известен результат совершения определенных действий, а вопрос состоит в восстановлении первоначальной картины.
Пример:
Бабушка испекла для троих внуков рогалики и оставила их на столе. Коля забежал перекусить первым. Сосчитал все рогалики, взял свою долю и убежал.
Аня зашла в дом позже. Она не знала, что Коля уже взял рогалики, сосчитала их и, разделив на троих, взяла свою долю.
Третьим пришел Гена, который тоже разделил остаток выпечки на троих и взял свою долю.
На столе осталось 8 рогаликов.
Сколько рогаликов из восьми оставшихся должен съесть каждый, чтобы в результате все съели поровну?
3)Решение логических задач с помощью таблиц истинности
Суть метода состоит в фиксации условий задачи и полученных результатов рассуждений в специально составленных под задачу таблицах. В зависимости от того, является высказывание истинным или ложным, соответствующие ячейки таблицы заполняются знаками «+» и «-» либо «1» и «0».
Пример:
Три спортсмена (красный, синий и зеленый) играли в баскетбол.
Когда мяч оказался в корзине, красный воскликнул: «Мяч забросил синий».
Синий возразил: «Мяч забросил зеленый».
Зеленый сказал: «Я не забрасывал».
Кто забросил мяч, если только один из троих сказал неправду?
4)Метод блок-схем
Метод блок-схем считается оптимальным вариантом для решения задач на взвешивание и на переливание жидкостей. Альтернативный способ решения этого типа задач — метод перебора вариантов — не всегда является оптимальным, да и назвать его системным довольно сложно.
|
|
Порядок решения задач по методу блок-схем выглядит следующим образом:
графически (блок-схемой) описываем последовательность выполнения операций;
определяем порядок их выполнения;
в таблице фиксируем текущие состояния.
Составить задания, которые можно предложить детям для усвоения отношений «больше», «меньше», «равно» между однозначными числами, учитывая психолого-педагогические особенности детей с ТНР.
1)На наборном полотне расположены 2 группы предметов: красные и зелёные круги; груши и яблоки, т.д.
– Как вы думаете, ребята, каких предметов больше (меньше)?
Учащиеся могут дать разные ответы. Кто-то может предложить сосчитать предметы, тогда учителю следует предложить такой вариант:
– Если бы вы не умели считать, как бы узнали, каких предметов больше (меньше)?
Может быть и другой вариант ответа
(соединять предметы стрелочкой):
Отвечают на вопросы.
Предлагают объединить предметы в пары: яблоко – груша.
Если лишней останется груша, значит, груш больше; если лишним будет яблоко, значит, больше яблок, а груш, соответственно, меньше
Осуществляют анализ объектов.
Используют наглядный материал для решения учебной задачи
Сколько фруктов нужно нарисовать на каждой тарелке, чтобы знаки были правильные? Расставь в таблице нужные знаки и цифры.