Табличный и логический методы решения задач. Обучение учащихся с тяжелыми нарушениями речи умению решать задачи этими методами, а также с помощью таблиц смешанными методами

Логический метод решения задач

Основные методы решения логических задач

-метод рассуждений;

-с помощью таблиц истинности;

-метод блок-схем;

-средствами алгебры логики (алгебры высказываний);

-графический (в том числе, «дерево логических условий», метод кругов Эйлера);

-метод математического бильярда.

Давайте рассмотрим подробнее с примерами три популярных способа решения логических задач, которые мы рекомендуем использовать в начальной школе (детям 6-12 лет):

-метод последовательных рассуждений;

-разновидность метода рассуждений — «с конца»;

-табличный способ.

1)Метод последовательных рассуждений

Самый простой способ решения несложных задач заключается в последовательных рассуждениях с использованием всех известных условий. Выводы из утверждений, являющихся условиями задачи, постепенно приводят к ответу на поставленный вопрос.

Пример:

На столе лежат Голубой, Зеленый, Коричневый и Оранжевый карандаши.

Третьим лежит карандаш, в имени которого больше всего букв. Голубой карандаш лежит между Коричневым и Оранжевым. Разложи карандаши в описанном порядке.

2)Метод «с конца»

Такой способ решения является разновидностью метода рассуждений и отлично подходит для задач, в которых нам известен результат совершения определенных действий, а вопрос состоит в восстановлении первоначальной картины.

Пример:

Бабушка испекла для троих внуков рогалики и оставила их на столе. Коля забежал перекусить первым. Сосчитал все рогалики, взял свою долю и убежал.

Аня зашла в дом позже. Она не знала, что Коля уже взял рогалики, сосчитала их и, разделив на троих, взяла свою долю.

Третьим пришел Гена, который тоже разделил остаток выпечки на троих и взял свою долю.

На столе осталось 8 рогаликов.

Сколько рогаликов из восьми оставшихся должен съесть каждый, чтобы в результате все съели поровну?

3)Решение логических задач с помощью таблиц истинности

Суть метода состоит в фиксации условий задачи и полученных результатов рассуждений в специально составленных под задачу таблицах. В зависимости от того, является высказывание истинным или ложным, соответствующие ячейки таблицы заполняются знаками «+» и «-» либо «1» и «0».

Пример:

Три спортсмена (красный, синий и зеленый) играли в баскетбол.

Когда мяч оказался в корзине, красный воскликнул: «Мяч забросил синий».

Синий возразил: «Мяч забросил зеленый».

Зеленый сказал: «Я не забрасывал».

Кто забросил мяч, если только один из троих сказал неправду?

4)Метод блок-схем

Метод блок-схем считается оптимальным вариантом для решения задач на взвешивание и на переливание жидкостей. Альтернативный способ решения этого типа задач — метод перебора вариантов — не всегда является оптимальным, да и назвать его системным довольно сложно.

Порядок решения задач по методу блок-схем выглядит следующим образом:

графически (блок-схемой) описываем последовательность выполнения операций;

определяем порядок их выполнения;

в таблице фиксируем текущие состояния.

Составить задания, которые можно предложить детям для усвоения отношений «больше», «меньше», «равно» между однозначными числами, учитывая психолого-педагогические особенности детей с ТНР.

1)На наборном полотне расположены 2 группы предметов: красные и зелёные круги; груши и яблоки, т.д.

– Как вы думаете, ребята, каких предметов больше (меньше)?

Учащиеся могут дать разные ответы. Кто-то может предложить сосчитать предметы, тогда учителю следует предложить такой вариант:

– Если бы вы не умели считать, как бы узнали, каких предметов больше (меньше)?

Может быть и другой вариант ответа

(соединять предметы стрелочкой):

Отвечают на вопросы.

Предлагают объединить предметы в пары: яблоко – груша.

Если лишней останется груша, значит, груш больше; если лишним будет яблоко, значит, больше яблок, а груш, соответственно, меньше

Осуществляют анализ объектов.

Используют наглядный материал для решения учебной задачи

 

 

Сколько фруктов нужно нарисовать на каждой тарелке, чтобы знаки были правильные? Расставь в таблице нужные знаки и цифры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: