Глагол как часть речи

Общая характеристика

Глагол – необыкновенная часть речи.

Необыкновенна она уже своим названием. Слово глагол заимствовано из ст.-слав. языка, где оно имело значение «речение, слово, речь», и в этом значении встречается в поэзии (например, у А.С.Пушкина, А.Толстого, Н.Огарёва и др.).

А.С.Пушкин:

Восстань, Пророк,

И виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей. (Пророк)

 

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснётся,

Душа поэта встрепенётся,

Как пробудившийся орёл. (Поэт)

 

Необыкновенна эта часть речи и тем, что обозначает действие [придаёт описываемому фрагменту действительности динамику]. [А.Югов в кн. «Думы о русском слове», 1972: «Глагол – это самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»].

Глагол обладает огромным потенциалом для наименования многочисленных действий, сопровождающих бытие человека, и дифференциации разнообразных аспектов его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической, культурной и т.д.).

По частоте употребления глагол занимает второе место (после имени существительного). [ В общий частотный список из 9000 слов входит 2500 глаголов ].

Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, войти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить, уходить, работать, входить, понять, любить, уйти, давать.

Ещё одна особенность, резко отличающая глагол от имени существительного: он обладает вдвое большим количеством грамматических признаков. [Существительное обозначает статичный, неизменный предмет, глагол же показывает протекание какого-нибудь явления, ход события, «сообщая» о том, реальное оно или только желательное (шагнулшагнул бы), кто совершает действие (шагаюшагает), когда оно происходит (шагалибудем шагать), длительное оно или мгновенное (шагалшагнул), повторяющееся или нет (говаривалсказал) и т.д.].

Такое богатство признаков даёт право глаголу быть семантическим и грамматическим центром предложения.

 

Семантические (тематические) группы глаголов

Значения глаголов чрезвычайно богаты и разнообразны, во всей полноте они могут быть представлены только в словаре. Однако выделяются семантические объединения часто встречающихся глаголов, образующих компактные группы. Это, например, глаголы речи, трудовой деятельности, «цвета», звучания, движения и др.

[Глаголы речи. Известно, что И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети» использовал свыше 100 глаголов, обозначающих речь: беседовать, внушить, возразить, воскликнуть, вымолвить, выражаться, высказываться, говорить, доказать, докладывать, заговорить, закричать, заметить, изречь, назвать, называть, намекнуть, обратиться, объяснить, опровергать, ответить, ответствовать, отвечать, перебить, повторить, поддакнуть, подхватить, прибавить, пробормотать и т.д.

Глаголы труда (в первую очередь физического). Общие: работать, делать, трудиться. А в каждой отрасли есть "свои" слова. Например, строительство: асфальтировать, бетонировать, красить, строить, штукатурить, забивать, рыть и т.п.; сельское хозяйство: боронить, веять, копнить, косить, пахать, полоть, сгребать, сеять, убирать, жать; быт: варить, вытряхивать, гладить, закручивать, кипятить, консервировать, мыть, подметать, полоскать, пылесосить, шить и т.д.

Глаголы звучания: шуметь, стучать, пищать, храпеть, ворковать, взвизгивать, стонать, перекликаться, шуршать, шелестеть, булькать и т.п.

Глаголы «цвета»: темнеть, краснеть, зеленеть, алеть, желтеть, багроветь, чернеть и т.д.]

 

 


                                                       

Семантическая и грамматическая насыщенность глагола обусловливают его высокую эстетическую ценность.

А.С.Пушкин: Буря мглою небо кроет,

              Вихри снежные крутя,

              То, как зверь, она завоет,

              То заплачет, как дитя,

              То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.

.................................

В свете есть такое диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар, горя,

Тридцать три богатыря…

 

[Есть строфы без прилагательных!]

 

По сравнению с другими частями речи глагол характеризуется:

1) сложностью морфологической системы [а) парадигма глагола основывается на 5 основных грамматических признаках – лицо, время, наклонение, залог, вид; б) формы глагола организуются в 2 принципиально различных ряда ];

2) разнообразием синтаксического употребления (что обусловлено существованием личных и неличных форм, характеризующихся разным набором грамматических признаков).

    Например, инфинитив может быть любым членом предложения.

1) (Что?) Родить – трудно, (что?) научить человека добру ещё труднее [подлежащее].

2) (Что?) Курить – здоровью (что делать?) вредить [часть составного глагольного сказуемого].

3) Долохов поднял пистолет и (стал что делать?) стал целиться [часть составного глагольного сказуемого].

4) Тут я встал и (давай что делать?) давай шагать [часть составного глагольного сказуемого].

5) Яков-то, того … (хочет что делать?) помирать хочет [часть составного глагольного сказуемого].

6) Охота (какая?) странствовать напала на него [несогласованное определение].

7) Желание (какое?) нравиться свойственно большинству женщин. [несогласованное определение]

8) Мечта (какая?) побывать в Лондоне была близка к осуществлению [несогласованное определение].

9) Они уговорились (о чём?) встретиться назавтра [дополнение].

10) На станичном сборе старики решили (что?) отправить его на службу за счёт войска [дополнение].

11) Но полно рассуждать – боюсь (чего?) тебе наскучить [дополнение].

12) Соседи ездили к нему (с какой целью?) поесть, попить, поиграть в бостон [обстоятельство цели].

 

 

    Глагол – это самостоятельная часть речи, обозначающая действие (бежать, петь, построить, вскопать) или состояние (лежать, спать, мечтать, температурить) и выражающая это общее морфологическое значение в собственно глагольных словоизменительных категориях лица, времени, наклонения, залога и несловоизменительной категории вида.

    Глаголу как части речи свойственны и не собственно глагольные категории рода, числа, падежа.

 

Все глагольные формы организуются в 2 ряда:

1) ряд форм, которые называются личными = спрягаемыми = предикативными;

2) и ряд форм неличных = неспрягаемых = непредикативных.

 

    Личные – т.к. им свойственна категория лица; изменение по лицам и числам представляет собой спряжение в узком понимании – поэтому эти же формы называются спрягаемыми; такие формы в высказывании играют типичную роль сказуемого (предиката) – поэтому их можно называть предикативными.

    Неличные [инфинитив, причастие, деепричастие] – т.к. им не свойственна категория лица; изменение причастия представляет собой склонение, инфинитив и деепричастие абсолютно неизменяемые – поэтому эти же формы называются неспрягаемыми; такие формы в высказывании, как правило, не играют роль сказуемого (предиката) – поэтому их можно называть непредикативными.

 


Основы глагола

Всё глагольное словоизменение и формообразование осуществляется при участии как минимум 2 основ.

Первая основа (основа №1) [условная, конвенциональная, но общепринятая нумерация, а значит, имеющая строго закреплённое содержание] – это основа инфинитива. Извлекаем её из начальной формы глагола путём отбрасывания формообразующих суффиксов -ти, -ть, -чь:

работа-ть, мечта-ть, смотре-ть, плес-ти, уй-ти, бере-чь, испе-чь, пренебре-чь [это одно из трёх возможных решений относительно -чь].

Основа инфинитива у подавляющего большинства глаголов совпадает по форме с основой прошедшего времени, которую извлекаем из формы прошедшего времени, отбрасывая формообразующий суффикс -л- и родо-числовые окончания:

инфинитив прошедшее время
работа-ть работа-л, -ла, -ло, -ли
рисова-ть рисова-л, -ла, -ло, -ли
присутствова-ть присутствова-л, -ла, -ло, -ли
отдохну-ть отдохну-л, -ла, -ло, -ли

 

Из-за такого совпадения эти две основы объединяются функционально и, как следствие, терминологически, поэтому об основе №1 говорят как об «основе инфинитива или прошедшего времени».

У некоторых глаголов основа инфинитива отличается от основы прошедшего времени. Ср.:

инфинитив прошедшее время
запере-ть запер, -ла, -ло, -ли
протере-ть протёр, -ла, -ло, -ли
засохну-ть засох, -ла, -ло, -ли
промокну-ть промок, -ла, -ло, -ли

 

[это прежде всего глаголы с «ложным полногласием»: подпереть(ся), упереть(ся), отпереть(ся), спереть, припереть(ся); натереть(ся), растереть(ся), подтереть(ся), утереть(ся), стереть(ся), затереть(ся), перетереть(ся), оттереть(ся);

глаголы с «ихоативным» -ну-: продрогнуть, озябнуть, обмякнуть, одрябнуть, пересохнуть, подсохнуть, усохнуть, отсохнуть, ссохнуться, присохнуть, рассохнуться, вымокнуть, отмокнуть, подмокнуть, намокнуть, размокнуть, перемокнуть]

 

Вторая основа (основа №2) – это основа настоящего (для глаголов НСВ) или будущего (для глаголов СВ) времени. Извлекаем её из формы 3 лица мн. числа настоящего/будущего времени отбрасыванием личного окончания. Финаль основы при этом следует представить в упрощённой фонетической записи:

работаj -ут, мечтаj -ут, повзрослеj -ут, завладеj -ут, полюб’ -ат, глад’ -ат, подар’ -ат.

В 3 лице множественного числа основа у всех глаголов выступает в чистом виде, то есть не обременена никакими чередованиями (ср.: 1 лицо – кормлю, полюблю, отпущу, верчу, ношу, заножу; 2-3 лицо ед.ч. и 1-2 лицо мн.ч. – бережёшь, бережёт, бережём, бережёте, запечёшь, запечёт, запечём, запечёте; лжёшь, лжёт, лжём, лжёте).

 

Все глагольные формы группируются вокруг данных основ.

 

Основа №1 (инфинитива/прошедшего времени) представлена в формах:

1) инфинитива;

2) прошедшего времени;

3) условного (сослагательного) наклонения;

4) причастий прошедшего времени (действительного – регулярно, страдательного – избирательно);

5) деепричастия глагола совершенного вида.

 

Основа №2 (настоящего/будущего времени) представлена в формах:

1) настоящего/будущего времени;

2) повелительного наклонения;

3) причастий настоящего времени (действительного и страдательного);

4) деепричастия глагола несовершенного вида.

Пример. РИСОВАТЬ

Основа №1 рисова-,формы:

1) инфинитива рисова- ть;

2) прошедшего времени рисова- л;

3) условного (сослагательного) наклонения рисова- л бы;

4) причастия прошедшего времени действительного залога   рисова- вш-ий, страдательного – рисова- нн-ый;

 

Основа №2 настоящего времени (т.к. глагол несовершенного вида) рисуj-, формы [окончания, суффиксы и финаль основы переданы в упрощённой фонетической записи]:

1) настоящего времени рисуj- у, рису j- эшь, рису j- эт, рису j- эм, рису j- эте, рису j- ут;

2) повелительного наклонения рисуj-;

3) причастия настоящего времени действительного залога рисуj- ущ-ий,  страдательного рисуj- эм-ый;

4) деепричастия рисуj- а.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: