Общество как социальная система. Социальная структура и стратификация современного общества. Социальные институты

 

Понятие «общество» прошло длительную эволюцию[1] и сегодня рассматривается с точки зрения двух подходов: как социальная реальность и как социальная система.

Общество как социальная реальность – это относительно устойчивая совокупность социальных отношений и взаимосвязей между людьми, формирующихся в течение длительного исторического времени на определенной территории. Э. Шилз выделил признаки общества: 1) совокупность воспроизводящихся общественных отношений; 2) территория, на которой осуществляются социальные взаимодействия (социальное пространство); 3) устоявшееся название; 4) история развития; 5) культура как совокупность ценностей, норм, обычаев и традиций, поддерживающих воспроизводство общественных отношений; 6) способность к интеграции в общество каждого нового поколения людей; 7) автономность, самодостаточность и саморегуляция.

Социальная система – это сложноорганизованное целое, состоящее из взаимодействующих друг с другом элементов (индивидов, социальных групп, общностей, институтов, организаций и т.п.). Особенности социальных систем: 1) холизм (единство и целостность); 2) эмерджентность (не сводимость к свойствам элементов); 3) взаимозависимость элементов; 4) устойчивость порядка; 5) самовоспроизводимость; 6) коммуникативность с внешней средой; 7) иерархичность внутри себя и во взаимодействии с прочими системами. Закономерности функционирования социальных систем: 1) прогрессирующая дифференциация, т.е. стремление системы к состоянию всё большей независимости элементов; 2) прогрессирующая систематизация, т.е. уменьшение самостоятельности элементов; 3) историчность, т.е. поэтапное развитие в сторону повышения организованности. Признаки общества как социальной системы (по Т. Парсонсу): 1) открытость во взаимодействии с внешней средой; 2) способность к адаптации; 3) целедостижение; 4) поддержка образца путем социализации; 5) способность к интеграции. Э. Гидденс отмечает пространственно-временную локализацию общества. Н. Луман делает акцент на аутопоэзийности (самовоспроизводстве) общества в процессе поддержания границ с внешней средой.

Классификации обществ: 1) формационный подход К. Маркса по способу производства: первобытнообщинное; рабовладельческое; феодальное; капиталистическое; социалистическое; коммунистическое; 2) зависимости от политического режима, т.е. средств и способов осуществления власти: тоталитарное[2]; авторитарное[3]; демократическое[4]; на основе культурного фактора: традиционные (малоподвижная структура); индустриальные (более развита социальная структура на основе долее дифференцированных потребностей); постиндустриальное[5] (информационное, технотронное, инновационное).

Признаки современного общества: информационный технический базис; знания как основа благосостояния; ведущая отрасль – услуги; массовый класс - служащие; принцип управления – согласование; социальная структура – функциональная; политический режим - демократия, самоуправление; идеология – гуманизм; религия – плюрализм конфессий.

Подсистемы общества: 1) экономическая (материальное производство и отношения в процессе производства и распределения); 2) социальная (социальная структура); 3) политическая (государство, право); 4) духовная (различные формы и уровни общественного сознания).

Исследование общества как социальной системы предполагает диалектический анализ его статики – социальной структуры, и динамики – социальных процессов и изменений.

Социальная структура – это способ связи и взаимодействия элементов системы, т.е. социальных институтов, социальных организаций, социальных общностей и групп, а также составляющих их личностей. Уровни социальной структуры: институциональный, организационный, уровень социальных общностей и групп[6], уровень личности, статусов и ролей. Подструктуры социальной структуры: 1) демографическая (деление общества по полу и возрасту); 2) образовательная; 3) профессиональная; 4) этническая (род, племя, народность, нация); 5) поселенческая (деревня, село, поселок, город); 6) конфессиональная и другие.

Социальный порядок внутри социальной системы сталкивается с необходимостью закрепления некоторых типов социальных отношений, связанных с удовлетворением наиболее важных потребностей. В результате происходит закрепление системы статусов и ролей, а также предписывающих правил поведения и санкций за их нарушение. Всё это оформляется в социальный институт – исторически сложившаяся устоявшаяся форма организации совместной деятельности людей, направленная на удовлетворение социально-значимых потребностей, закреплённая в системе ролей, статусов, норм и санкций. В зависимости от социально-функциональной роли различают: 1) институты, регулирующие репродуктивное поведение (семья и брак); 2) институты образования и воспитания (школа); 3) институты, обеспечивающие поддержание порядка и безопасности (государство, армия, профсоюзы); 4) институты, регулирующие аффективное поведение и потребности в самовыражении (спорт, искусство, мода); 5) институты материального обеспечения средствами к существованию (банки, собственность, рынок, социальная поддержка).

Институты появляются как следствия стандартизации и рутинизации образцов поведения через их постоянное повторение и воспроизводство. В результате они закрепляются в общественном сознании, поддерживаются общественным мнением и узакониваются. Этот процесс называется институционализацией [7], в результате чего происходит замена спонтанного поведения на предсказуемое. Неудовлетворённые потребности вызывают дестабилизацию социального порядка, обусловленной стихийной институционализацией видов деятельности[8].

Теория институциональных матриц С. Кирдиной на основе взаимодействия политики, экономики и идеологии в качестве базовых основ социального порядка: 1) Х-матрица, т.е. унитарное устройство, редистрибутивность (уравнительное распределение), коммунитарная идеология (коллективизм, эгалитаризм, конформизм); 2) У-матрица, т.е. федеративное устройство, рыночная экономика, субсидиарная идеология (индивидуализм, свобода, конкуренция).

Социальная стратификация – иерархическое расположение социальных групп в обществе, обусловливающее социальное неравенство. Если социальная структура – это форма, то стратификация – это её содержание.

Теории социальной стратификации в западной социологии[9]: 1) классовая теория К. Маркса (в основе неравенства лежит экономический фактор, т.е. один класс присваивает труд другого; решить эту проблему можно только через социалистическую революцию); 2) классовая теория М. Вебера (помимо экономических факторов делает акцент на уровне образования, занятости, партийности и прочих культурных параметрах); 3) Э. Гидденс (различает четыре основных типа стратифицированного общества: рабство, каста, сословие класс).

Социальная мобильность – любой переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую[10]. Параметры мобильности: 1) интенсивность – количество страт, которые проходит индивид за определенный период времени, перемещаясь вверх или вниз; 2) всеобщность – число индивидов, одновременно меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Социальная мобильность характеризует степень открытости общества (открытые и закрытые общества).

Типы и формы мобильности: 1) вертикальная (восходящая, т.е. повышение статуса,инисходящая, т.е. понижение статуса); 2) горизонтальная мобильность (перемещение индивида из одной социальной группы в другую с равным статусом, т.е. в рамках одного слоя); 3) географическая[11] (перемещение индивида из одного места проживания в другое); 4) поколенческая (межпоколенческая, т.е. изменение социального статуса индивида по сравнению со статусом родителей, и внутрипоколенческая, т.е. изменение статуса в течение жизни).

Факторы индивидуальной мобильности: социальный статус семьи; уровень получения образования; национальность; пол; физические и умственные способности; внешние данные; место жительства; выгодный брак и др. Ассиметрия социальной мобильности проявляется в том, что, как правило, все хотят подниматься и никто не хочет падать. В результате, чаще всего – восходящая мобильность – явление добровольное, а нисходящая – принудительное.

Групповая мобильность характеризует общество, переживающее социальные сдвиги, где повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, страты, т.е. происходит изменение самой системы стратификации. Факторы групповой мобильности: социальные революции[12]; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные войны; гражданские войны; военные перевороты; смена политических режимов; замена старой конституции новой; междоусобная борьба аристократических родов; создание империи и другие.

В качестве каналов социальной мобильности используются социальные институты: 1) армия[13]; 2) церковь[14]; 3) образование; 4) собственность; 5) семья и брак.

Отрицательные последствия мобильности: 1) маргинализация, т.е. переходность статуса; 2) люмпенизация, т.е. полный разрыв социальных связей.

Тенденции изменения социальной стратификации в России: 1) переход от традиционной структуры общества к современной (появляются новые социальные группы, исчезают старые, например, в результате развала СССР в России появились предприниматели и олигархи; старые группы наполняются новым содержанием, например, произошла деградация и люмпенизация рабочих, крестьян, интеллигенции); 2) социальная поляризация, т.е. усиливается расслоение общества на очень богатых и на очень бедных[15]; 3) медленный рост среднего класса[16]; 4) маргинализация общества; 5) усиливаются миграционные процессы и «утечка мозгов»; 6) стирание границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими; 7) добровольная незанятость и субъективная безработица.

Т.И. Заславская предложила следующую структуру российского общества: 1) верхний слой правящей экономической и политической элиты; 2) зарождающийся средний слой (предприниматели, менеджеры среднего звена); 3) базовый слой (специалисты со средним профессиональным образованием, инженеры, работники торговли и сервиса); 4) нижний слой (пожилые люди, люди со слабым здоровьем, необразованные, мигранты); 5) социальное дно (криминальные группировки, наркоманы, бездомные и прочие). Основное отличие между слоями – способность к адаптации и легитимность деятельности, обеспечивающей влияние, доход, престиж.

В современной России преобладает вынужденная мобильность. Перед риском падения мобильность ориентирована на достижение и сохранение статуса, но не на его повышение. Шансы восходящей мобильности высоки в итак состоятельных семьях. Наиболее высокие оценки мобильности характерны для 30-39-летних (выражена достиженческая ориентация), самые низкие шансы в группе 50-59 лет. В целом же, молодым свойственна профессиональная мобильность, взрослым – экономическая, пожилым – политическая.


[1] Рассуждения о социальном реализме и номинализме, редукционизме (например, общество как организм), соотношении общества и государства.

[2] Характерные черты тоталитарных обществ: единственная массовая партия; всеми разделяемая единая идеология; монополия государства на средства массовой информации; террор как средство контроля над обществом; централизованный контроль за экономикой; вся власть в руках вождя с культом его личности.

[3] Характерные черты авторитарных обществ: отказ от принципа разделения властей; полная концентрация исполнительной власти в руках главы государства или правительства; ограничение выборности органов государства; ограничение прав и свобод граждан; запрет на оппозиционные партии и общественные организации.

[4] Характерные черты демократических обществ: формирование государственной власти путём свободных выборов; возможность существования оппозиционных правительству партий; принцип разделения властей; государственные гарантии гражданских, политических и социальных прав личности.

[5] Автор теории «постиндустриализма» Д. Белл кладёт в основу различения тип хозяйства: традиционному обществу соответствует аграрное хозяйство, индустриальному – промышленное производство, постиндустриальному – сфера услуг и интеллектуального труда. Хронологические рамки постиндустриального общества остаются дискуссионными. Критической точкой считается середина 50-х гг., когда в США количество работников сферы услуг превысило число занятых в материальном производстве.

[6] Социальная общность – это объединение индивидов, выступающее субъектом (актором) социальной деятельности. Социальные общности могут быть мнимыми (например, это статистические категории) и реальными, которые, в свою очередь, могут являться неустойчивыми, кратковременными (такими как толпа) и более стабильными, со сложившейся системой норм взаимодействия. К последним относятся социальные группы – это общность людей, обладающих схожими интересам и ценностями, реализуемыми на основе взаимных ориентаций и устойчивых взаимодействий.

[7] Процесс институционализации предполагает: 1) обнаружение потребности, удовлетворение которой требует совместных усилий; 2) формирование общих целей; 3) формирование норм методом проб и ошибок; 4) стандартизация поведения; 5) становление санкций для поддержания нормативности поведения; 6) оформление системы ролей и статусов. Деятельность института считается функциональной, если обеспечивает поддержание порядка, стабильности, конформности. Несоответствие поведения нормам рассматривается как дисфункция социального института.

[8] Например, дисфункциональность экономики в конце 1990 годов привела к образованию «теневой экономики». Для преодоления дисфункциональности необходимо менять существующие институты или создавать новые. Дисфункциональность приводит к дезорганизации социальной системы в целом.

[9] В советский период это явление не изучалось ввиду господствующей доктрины, согласно которой бытовало мнение о том, что общество по мере движения к коммунизму будет социально однородным, т.е. не будет различий между городом и селом, представителями физического и умственного труда.

[10] Впервые, изучение этого понятия было положено Питиримом Сорокиным. В своей книге «Социальная мобильность» (1927г.) он дал полную трактовку этого понятия. Изучая социальную стратификацию, П. Сорокин обращает внимание на «статус несоответствия», когда человек занимает высокое положение в одной структуре и низкое в другой. Если такое состояние его не устраивает, то происходит социальная мобильность.

[11] Миграция – перемещение людей на иную территорию (регион, город, страна и т.д.). Эмиграция – выезд за пределы страны. Иммиграция – въезд в данную страну.

[12] Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения.

[13] Роль армии особо возрастает в военное время. В боевых действиях происходят потери командующего состава, и люди из низких чинов повышаются в звании. Армия как социальный институт функционирует в качестве канала вертикальной циркуляции в большей степени в военное время. В современной России армия скорее институт нисходящей мобильности, т.к. 1) рекрутирует преимущественно представителей низших слоёв; 2) отрывает от возможности получения образования; 3) носит выборочный характер.

[14] В современной России церковь стала явным каналом восходящей мобильности, особенно для представителей из низших слоёв, которые при этом отличаются довольно низким уровнем образования.

[15] Показатель разницы – децильный коэффициент – разница между 10% очень богатых и 10 % очень бедных по уровню дохода или заработной платы. В 70-80-х годах децильный коэффициент составлял 1:5-6. В 2010 году 1:17.

[16] Средний класс – самодостаточный, обеспеченный, высокопрофессиональный, политически активный слой общества. Он является основой демократического общества. Он стабилизирует общество: чем выше его удельный вес, тем выше жизненный уровень населения, тем устойчивее общество. Средний класс не допускает конфликта между богатыми и бедными. В России по завышенным оценкам средний класс составляет 15-20%. В развитых странах – 70-80% и более.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: