Территориальное общественное самоуправление

 

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Как отмечалось ранее, ТОС — это особая публично-правовая форма самоорганизации граждан по локально-территориальному принципу в пределах поселения. ТОС является формой осуществления населением местного самоуправления, однако экстерриториальный принцип ее относительно продолжительного существования позволяет выделить ТОС из числа других форм осуществления населением местного самоуправления. Структура самоорганизации ТОС позволяет говорить о его промежуточном положении между местным самоуправлением и формами его осуществления населением, поскольку в рамках ТОС существуют свои институты непосредственной и представительной демократии. А территориальное обособление и дислокация указывают на его природу как особого территориального образования внутри муниципального образования.

Между тем Закон 2003 г. отождествил статус ТОС с некоммерческой организацией, целью деятельности которой является самостоятельное и под свою ответственность осуществление гражданами собственных инициатив по вопросам местного значения и по месту жительства на части территории муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Деятельность субъектов ТОС осуществляется в соответствии с принципами, устанавливаемыми как в законодательстве, так и в положениях о ТОС. Так, например, деятельность органов территориального общественного самоуправления в городе Ставрополе осуществляется на принципах:

ü непосредственного участия населения в разработке, принятии и реализации решений по вопросам социального и экономического развития территории;

ü законности;

ü экономической самостоятельности и юридической независимости в пределах установленной компетенции;

ü защиты прав и законных интересов граждан;

ü выборности, подконтрольности и подотчетности населению;

ü гласности и учета общественного мнения;

ü сочетания интересов территориального общественного самоуправления, местного самоуправления и государства.

Границы территориальной общины устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего в пределах таких территорий, как многоквартирный жилой дом или его подъезд, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, и иные территории проживания граждан. ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления поселения.

В уставе ТОС устанавливаются (согласно ч. 9 ст. 27 Закона 2003 г.) :

ü территория, на которой оно осуществляется;

ü цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;

ü порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;

ü порядок принятия решений;

ü порядок приобретения имущества, пользования и распоряжения им и финансовыми средствами;

ü порядок прекращения осуществления ТОС.

Дополнительные требования к уставу ТОС органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

В соответствии со своим уставом ТОС может являться юридическим лицом, в связи с чем подлежит государственной регистрации. Порядок организации, регистрации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом и (или) нормативными актами представительного органа муниципального образования.

К числу форм непосредственного осуществления населением ТОС относятся собрание и конференция граждан. Собрание считается правомочным, если в нем принимают участие не менее 1/3 жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Кворум же конференции составляет не менее 2/3 избранных на собраниях делегатов, представляющих не менее 1/3 жителей соответствующей территории, достигших возраста 16 лет. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Органы ТОС:

1) представляют интересы проживающего на его территории населения;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Органы ТОС осуществляют постоянное взаимодействие с органами местного самоуправления.

Отношения органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления строятся на основе договоров и соглашений.

Договоры заключаются на выполнение переданных органам территориального общественного самоуправления полномочий, осуществление работ и предоставление услуг. В них должны быть указаны объемы и сроки выполнения работ и услуг, порядок финансирования, условия выделения имущества, обязательства сторон. Соглашения могут заключаться названными сторонами по всему комплексу их взаимоотношений.

Контроль над деятельностью органов территориального общественного самоуправления осуществляют граждане, избравшие их. Формы контроля определяются гражданами самостоятельно. Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью указанных органов осуществляет ревизионная комиссия, избираемая на общем собрании, конференции граждан, а также уполномоченные государственные органы.

Публичные слушания

 

Публичные слушания — форма обсуждения непосредственно населением муниципального образования проектов правовых актов муниципального образования. Ранее действующим федеральным законодательством о местном самоуправлении данный институт не устанавливался либо, в лучшем случае, относился к другим формам участия населения в осуществлении местного самоуправления. В то же время он был известен социалистическому праву как обсуждение проектов решений местных Советов, что более подходило под квазиреферендум.

В соответствии со ст. 28 Закона 2003 г. публичные слушания проводятся представительным органом, главой муниципального образования с целью обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. Организация таких же слушаний, но уже по другим вопросам местного значения будет носить факультативный характер.

Инициатива проведения слушаний принадлежит:

ü представительному органу;

ü главе муниципального образования;

ü населению.

При этом слушания, проводимые по инициативе населения или представительным органом, назначаются последним, а по инициативе главы муниципального образования — им же самим.

Федеральный закон, не запрещая расширения перечня проектов муниципально-правовых актов, которые могут выноситься на публичные слушания, устанавливает их минимум. Это именно те проекты, которые принимаются по наиболее значимым вопросам местного значения и должны выноситься в порядке предварительного обсуждения.

На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования.

Проведение публичных слушаний по вышеперечисленной проектной тематике имеет и существенное процедурное значение. По сути, федеральный законодатель определил данные слушания в качестве обязательного этапа процедуры рассмотрения и принятия соответствующими органами местного самоуправления решений по одноименной тематике.

Весьма важной гарантией эффективности слушаний является законодательное установление требований, предъявляемых к их процедуре. К числу обязательных условий организации и проведения слушаний отнесены:

а) заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте их проведения;

б) заблаговременное ознакомление с проектом муниципального акта;

в) обеспечение реального участия жителей муниципального образования в слушаниях;

г) обязательность опубликования их результатов.

Критерий заблаговременности весьма специфичен и базируется на учете численности жителей и пространственно-территориальных характеристик конкретного муниципального образования. В целом же данные гарантии призваны определить слушания в качестве не только юридического, но и подлинно действующего института муниципальной демократии. С соблюдением этого, а также с целью иной детализации порядок организации и проведения слушаний должен быть урегулирован уставом, нормативными актами представительного орган муниципального образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: