Экзаменационные вопросы

по пропедевтике детских болезней для студентов 3 курса педиатрического факультета

 

1. Основные этапы становления и развития педиатрии. Роль Хотовицкого, Тольского, Гундобина, Раухфуса, Филатова и др. в развитие отечественной педиатрии.

2.  Декреты, законы и постановления государства по охране материнства и детства.

3. Достижения отечественной педиатрической науки. Роль КиселяА.А.,  З.И.Молчанова, М.С. Маслова, Г.Н. Сперанского, Ю.Ф.Домбровский, А.Ф.Тура.

4. Морфологические и функциональные особенности кожи здорового ребенка.

5. Особенности строения подкожно-жирового слоя у здоровых детей. Оценка питания. Значение ухода, одежды для профилактики заболеваний кожи.

6. Особенности терморегуляции у детей различного возраста. Температурный режим в помещении для новорожденных. Требования к одежде детей.

7. Лимфоидная система, иммунитет и особенности развития у детей.

8. Анатомо-физиологические особенности костной системы у здоровых детей.

9. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей.

10. Антенатальная охрана плода. Тератогенные факторы и их влияние на плод, «критические периоды».

11. Анамнез особенности сбора анамнеза в педиатрии. Методика. Значение для диагноза.

12. История болезни «развития ребенка»- основной научно-медицинский и юридический документ. Схема ведения в детской больнице и поликлинике.

13. Общий вид здорового и больного ребенка. Критерии оценки тяжести состояния больного.

14. Первичный туалет новорожденного. Перевязка пуповины. Профилактика бленнореи.

15. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у здоровых детей.

16. Кровообращение плода и новорожденного. Механизм и сроки функционального и окончательного закрытия эмбриональных путей кровообращения.

17. Инструментальные и функциональные методы исследования органов дыхания.

18. Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов у здоровых детей.

19. Возрастные особенности ЭКГ и фонокардиограммы у детей, наиболее частые нарушения сердечного ритма у детей. Понятие о холтеровском мониторировании, показания к нему.

20. Нарастание массы и роста детей. Методы оценки физического развития ребенка.

21. Нервно-психическое развитие ребенка от 1 до 3-х лет и его оценка.

22. Оценка полового развития детей. Стадии полового развития.

23. Анатомо-физиологические особенности иммунной системы у детей в возврастном аспекте.

24. Анатомо-физиологические особенности полости рта, пищевода и желудка у здоровых детей.

25. Особенности кроветворения у детей. Гемограмма здоровых детей различного возраста.

26. Акселерация развития детей. Понятия и причины акселерации.

27. Анатомо-физиологические особенности печени, поджелудочной железы у здоровых детей.

28. Анатомо-физиологические особенности кишечника у здоровых детей. Стул у детей после рождения на 1 году жизни и в последующем периоде.

29. Бактериальная микрофлора кишечника и ее трансформация после рождения ребенка. Понятие о биоценозе и дисбиозе.

30. Нервно-психическое развитие здорового ребенка, с периода новорожденности до первого года и его оценка.

31. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у здоровых детей. Этапы нервно-психического развития ребенка.

32. Периоды детского возраста и их характеристика.

33. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы.

34. Основные принципы организации и методы лечебно-профилактической помощи детям в России.

35. Безусловные рефлексы новорожденного. Методика выявления. Значение при поражении нервной системы.

36. Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у здоровых детей в возрастном аспекте.

37. Новорожденный ребенок. Анатомо-физиологические особенности. Признаки недоношенности. Определение состояния по шкале Апгар.

38. Семиотика гипер- и гипофункции щитовидной, половых, паращитовидных желез и надпочечников.

39. Семиотика заболеваний мочевыводящих путей.

40. Методика выявления и различие отеков почечного и сердечного происхождения. Основные причины появления отеков.

41. Семиотика нарушений диуреза и микроскопических изменений мочевого осадка.

42. Понятие о синдроме почечной недостаточности и ее признаки.

43. Функциональные, рентгенологические и инструментальные методы исследования почек.

44. Семиотика болей в животе.

45. Семиотика срыгивания и рвоты у детей.

46. Семиотика изменения стула (макро- и микроскопических).

47. Семиотика увеличения лимфатических узлов и основные синдромы при заболеваниях крови и органов кроветворения.

48. Методика исследования кожи и семиотика основных поражений кожи.

49. Методы исследования и семиотика поражения мышечной системы у детей.

50. Семиотика основных поражений печени и желчного пузыря.

51. Семиотика заболеваний свертывающей системы крови.

52. Наиболее частые отклонения физического развития детей и их причины.

53. Семиотика сыпей у детей при инфекционных и неинфекционных заболеваниях.

54. Семиотика сердечных тонов и шумов. Отличие функциональных шумов от органических.

55. Семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системы. Понятие о кардите, панкардите, комбинированных и сочетанных пороках развития.

56. Семиотика приобретенных и врожденных пороков развития.

57. Осмотр органов дыхания. Семиотика изменения частоты ритма дыхания. Виды одышек.

58. Семиотика плача, крика, кашля ребенка.

59. Методика перкуссии легких и семиотика изменений перкуторного звука.

60. Аускультация органов дыхания. Нормальный характер дыхательных шумов у детей различного возраста и семиотика их изменений.

61. Состав спинномозговой жидкости у детей в зависимости от возраста. Семиотика изменений.

62. Границы абсолютной и относительной сердечной тупости в возрастном аспекте, семиотика изменений.

63. Исследования, характеристика пульса и артериального давления, семиотика их изменений.

64. Методика обследования и семиотика основных заболеваний костно-суставной системы.

65. Методика осмотра полости рта и зева. Семиотика их основных изменений.

66. Методика исследования органов пищеварения.

67. Верхушечный толчок сердца.

68. Семиотика увеличения живота в объеме.

69. Клинические проявления различных степеней дыхательной недостаточности. Причины и механизмы возникновения. Понятия о респираторном дистресс- синдроме.

70. Синдром сердечно-сосудистой недостаточности. Определение, формы, клиника.

71. Аппетит и наиболее частые причины плохого аппетита у детей.

72. Синдром обструкции дыхательных путей у детей. Причины и клиника.

73. Пограничные состояния периода новорожденности.

74. Семиотика изменений гемограммы у детей.

75. Лактация и ее регуляция. Гипогалактия (формы, степени), профилактика и борьба с ней.

76. Потребность детей первого года жизни в основных ингредиентах и калориях при различных видах вскармливания, объем и частота кормления.

77. Молочные смеси, используемые для искусственного вскармливания, их характеристика.

78. Сроки и правила отнятия ребенка от груди.

79. Особенности белкового обмена у детей. Семиотика количественного и качественного дефицита белка. Аминоацидопатии.

80. Прикорм. Блюда прикорма. Техника и сроки введения в зависимости от вида вскармливания.

81. Молозиво, его состав. Преимущество раннего прикладывания ребенка у груди. Техника кормления грудью.

82. Режим питания кормящей матери.

83. Естественное вскармливание, его преимущества.

84. Коррекция питания при естественном вскармливании.

85. Вскармливание детей до и после 10 дней жизни.

86. Затруднения и противопоказания к кормлению грудью со стороны матери и ребенка.

87. Сроки введения соков, прикорма детям, находящимся на смешанном и искусственном вскармливании.

88. Показания к искусственному вскармливанию и наиболее частые ошибки при его проведении.

89. Овощное пюре, 5% манная каша, творог, техника приготовления и показания к назначению.

90. Показания к смешанному вскармливанию. Ошибки при его проведении.

91. Потребность и особенности распределения энергии у детей различного возраста.

92. Дозирование и свободное вскармливание.

93. Витамины и их значение для правильного развития ребенка. Физиологическая потребность в витаминах у детей (А, Е, С, Д).

94. Женское и коровье молоко, их количественное и качественное различие.

95. Искусственное вскармливание. Критерии его эффективности.

96. Правила искусственного вскармливания. Способы проверки правильности питания. Коррекция.

97. Техника приготовления неадаптированных молочных смесей.

98. Роль и значение катионов калия, магния для организма. Понятие о гипер- и гипокалиемии и их клиническое значение.

99. Способ расчета объема пищи, необходимой для ребенка первого года жизни.

100. Рациональные столы питания детей в детских больницах для детей различного возраста.

101. Питание детей старше одного года, требования к пище, объем, потребность в белках, жирах и углеводах, набор продуктов.

102. Кисло-молочные продукты, используемые для вскармливания детей первого года жизни, их недостатки и преимущества перед сладкими смесями.

103. Докорм. Техника и правила введения.

104. Консервированные продукты детского питания (сухие молочные смеси, соки, овощные, мясные и фруктовые пюре).

105. Особенности углеводного обмена у детей. Возрастные особенности содержания сахара в крови.

106. Особенности жирового обмена у детей.

107. Понятия о первичном и вторичном кетозе у детей.

108. Особенности водно-солевого обмена у детей.

109. Роль и значения натрия и кальция для организма. Понятие о гипокалиемии и и гипернатриемии и их клинические признаки.

110. Нарушение водно-солевого обмена (дегидратация, гиперосмия, «водная интоксикация»). Причины их возникновения.

111. Некоторые нарушения углеводного обмена у детей (дисахаридазная недостаточность, галактоземия, фруктоземия). Причины возникновения и клинические проявления.

112. Рекомендации ВОЗ (Юнисеф) по вскармливанию 10 принципов успешного грудного вскармливания.

113. Лечебные столы при заболеваниях кишечника у детей. Колиты и энтероколиты, сопровождающиеся запорами и диареей.

114. Лечебные столы при заболеваниях печени, желчевыводящих путей и поджелудочной железы и их характеристика.

115. Общие правила оценки нервно-психического развития детей и наблюдение за здоровыми детьми.

116. Особенности питания детей с ожирением.

117. Лечебное питание детей с сахарным диабетом.

118. Блюда прикорма, сроки введения и продукты для его приготовления.

119. Анатомо-физиологические особенности 12-перстной кишки и желудка.

120. Сроки введения мясных продуктов и их значимость.

121. Патологические дыхательные шумы у детей.

122. Смешанное и искусственное вскармливание, правила введения.

123. Дифференциальная диагностика функциональных и органичных шумов сердца у детей.

124. Классификация искусственных молочных смесей.

125. Современные смеси при искусственном вскармливании.

 

Зав. кафедрой педиатрии № 1

        д.м.н., профессор                                                           В.А.Шашель

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: