3. Сегментирование на рынке образовательных услуг.
Сегмент рынка образовательных услуг - группа потребителей, имеющих схожие признаки, по которым они предъявляют требования к образовательным услугам.
Сегментация рынка образовательных услуг - это деятельность по выявлению потенциальных групп потребителей образовательных услуг ОУ, это продуманное деление рынка на достаточно крупные группы потребителей, предъявляющих определенные и существенно различные требования и предлагаемым образовательным и дополнительным услугам.
С помощью сегментирования реализуются цели:
· наилучшее удовлетворение нужд и потребностей рынка ОУП, адаптация их под требования рынка;
· повышение конкурентоспособности ОУ и ОУП, усиление конкурентных преимуществ;
· уклонение от конкурентной борьбы путем перехода на неосвоенный сегмент рынка ОУП;
· проектирование инновационной политики ОУ с запросами выявленных совокупностей потребителей ОУП;
· ориентация маркетинговой работы на конкретного потребителя ОУП.
|
|
Сегментация рынка образования может быть проведена тремя способами: по группам потребителей ОУП; по параметрам образовательных услуг; по конкурентам на рынке образования.
В маркетинговой деятельности важно различать признаки сегментирования. Признаки сегментирования - показатели способа выделения данного сегмента на рынке ОУП. Признаки сегментирования могут быть выбраны с учетом ряда факторов:
- биологические, географические, социо-демографические факторы (пол, возраст, профессия, доход, местожительство); факторы наблюдаемого поведения покупателя ОУП (предпочтение конкретного ОУ, верность или смена ОУ, частота контактов и интенсивность и т.д.);
- психологические факторы, отражающие субъективное восприятие ОУП покупателем;
- возможность обращения к целевой группе потребителей ОУП.
Выбор признаков сегментирования предопределяется назначением ОУП для сегментируемого рынка и группой потребителей. Для конечных (индивидуальных) потребителей, находящихся на рынке ОУП используются признаки: демографические, социально-экономические, психологические, поведенческие. К индивидуальным потребителям могут быть применены следующие способы сегментирования по: социально-экономическим переменным, признакам культуры, адаптивности потребителей к ОУП, каналам получения ОУП, степени использования образовательных продуктов, мотивационные механизмы поведения потребителя.
Оценка привлекательности сегмента производится с целью оптимального использования ОУ своих возможностей и осуществляется по определенным критериям. Критерий сегментации - показатель того, насколько верно ОУ выбран тот или иной рынок деятельности. Маркетинговая практика зафиксировала употребляемые критерии к выделению сегментов рынка ОУП: количественные границы - емкость сегмента (сколько ОУП и какой стоимости могут быть реализованы на рынке, какова площадь сегмента, какие ресурсы необходимо задействовать для работы на данном сегменте);
|
|
- доступность сегмента - возможность получить каналы распределения и сбыта ОУП, переориентации;
- информационная насыщенность сегмента - возможность получать и транслировать информацию на рынке ОУП, создание банка данных по сегменту;
- существенность сегмента - определение прочности выделенной группы потребителей в отношении ОУ и ОУП, возможность проникновения в сегмент ОУ - конкурентов с нечеткими адресными признаками;
- доходность сегмента - оценка сегмента по стандартным экономическим показателям;
- защищенность от конкуренции - успешность ОУ в сегменте на основе объективной оценки возможности конкурирующих ОУ.
Таким образом, сегментирование рынка ОУП представляет собой процесс расчленения, разделения рынка на гомогенные (однородные) группы покупателей, для каждой из которой могут потребоваться отдельные ОУП и комплексы маркетинга.